КОНФУЦИЙ (КУНЦЗЫ)

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КОНФУЦИЙ (КУНЦЗЫ)
Легендарный основоположник конфуцианства (ок. 551–479 до н. э.), этико-политическое учение которого оказало глубочайшее воздействие на китайскую культуру. Был обожествлен во II веке до нашей эры, а в 267 году императорский указ предписал совершать в честь Конфуция жертвоприношение тай-лао — тройственную жертву быка, барана и борова. Позже в каждом городе страны появились храмы в честь Конфуция. В эпоху Сун Конфуция официально признали покровителем ученых и чиновников.
В народной мифологии у Конфуция появилась «ипостась» в лице бога долголетия Шоусина.

Источник: Китайская мифология. Энциклопедия.

КОНФУЦИИ (Кунцзы)
ок. 551-479 до и. э ) - кит. философ и политический деятель. Свое учение К. проповедовал устно. Осн. источником сведений о его взглядах служит запись его изречений и бесед, сделанная учениками,-книга «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Центральным понятием учения К. является «жэнь» («гуманность»). Оно характеризует закон отношений людей в об-ве и цель нравственного самосовершенствования, В соответствии с этим отношения людей должны определяться мудростью, верностью долгу. Отсюда вытекают сформулированные К. моральные требование: чего не желаешь себе, того ве делай людям (ср. «Зелотое nf/Wi^ ло»), плати добром за добро » справедливостью за зло; скачала познай самого себя; уважай и люби старших по возрасту и общественному положению; строго соблюдай существующие семенные н общественные отношения; почитай предков; проявляй заботу о младших К считал, что нормы нравственности исходят от высшей силы-неба (Тянь), поэтому он не выдвигает к.-л. новых моральных положений, а лишь разъясняет обычаи старины, соблюдение н-рых способствует достижению «жэнь». Теоретическим обоснованием этике-политической теории К. служило его учение о выправлении имен («чжэн мин»), согласно к-рому имя, слово должны соответствовать сущности вещи. Отсюда » титул человека должен соответствовать его фактическому положению в об-ве, а поведение - занимаемому положению и званию: «Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном» Т. обр., учение К закрепляло традиционно-патриархальные устои и социальное неравенство. В течение тысячелетий оно использовалось правящими классами Китая для удержания народа в подчинении и для увековечения с помощью разработанной обрядовой системы феодальной структуры страны с ее иерархией и суровой регламентацией общественных отношений. Отдельные стороны ковфудвайства была развиты и превращены его учениками в религиозвую систему, а сам К. - обожествлен.

Источник: Словарь по этике