КОНФЕССИОНАЛИЗМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КОНФЕССИОНАЛИЗМ
лат. соп-fessionalis - вероисповедный) - образ мыслей и поступков, соответствующий догматам и требованиям определенного вероисповедания, в противоположность индифферентизму религ., нигилизму и критицизму.

Источник: Атеистический словарь

КОНФЕССИОНАЛИЗМ
от лат. confessio [fidei] —исповедание [веры]) — термин, обозначающий убеждение приверженцев одного из христианских исповеданий в том, что только их конфессия является истинным выражением и продолжением изначальной христианской церковной традиции. Несмотря на то что разделения внутри единой христианской церкви имели место уже в первые века (появление раскольнических и еретических группировок, отделение крупных общин не только по догматическим расхождениям, но и в силу политических и этно-культурных факторов), термин «конфессионализм» указывает на особенность религиозного самосознания, характерного для эпохи сосуществования различных христианских конфессий в пределах одного общества или государства. В Западной Европе подобная ситуация постепенно сложилась после Реформации, когда перестал действовать принцип «чья власть, того и вера», что возвестило начало эпохи религиозной терпимости и признания государством принципа свободы совести для граждан. Государство перестало поддерживать одну христианскую конфессию в качестве «государственной» (и, соответственно, репрессировать другие) или же признало право «негосударственных» церквей на свободное существование. Такое положение дел стало следствием секуляризации государства и общества, для которых в новых исторических условиях церкви являются по существу частными свободными ассоциациями верующих, осуществляющих свое право на свободное исповедание религиозной веры.
В современных условиях сосуществование различных христианских конфессий на одной территории или в рамках одной культуры (как это имеет место в Германии, Франции, Великобритании, а также в традиционно католических, как Италия, или православных, как Греция и Россия, странах) является исторической данностью. В этой ситуации представители разных конфессий — и доминирующих, и маргинальных — оказываются перед выбором: или признать законным, с религиозной точки зрения, существование многих христианских традиций (конфессий), или настаивать на исключительной истинности своего исповедания, рассматривая христиан других конфессий как еретиков. Первое, в целом, характерно, напр., для США, где религиозный плюрализм является проявлением свободы и изначально фактом общественной жизни; второе — для стран, в которых доминирующая конфессия в значительной степени определяет культурную доминанту, в то время как принцип свободы совести не является общепризнанным.
В нынешнем столетии сильным противовесом конфессионализму стало всемирное экуменическое движение, в той или иной мере захватившее все христианские исповедания, смысл которого заключается во взаимном признании права каждой христианской церкви претендовать на преемственность по отношению к раннехристианской единой церкви, а также в стремлении к сближению — а в пределе и к объединению — различных конфессий на основе единой евангельской веры. Учитывая эту тенденцию, можно сказать, что антиподом конфессионализма является экуменизм.
А. И. Кырлежев

Источник: Новая философская энциклопедия



Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
92.97 кб

«Поле» конфессионализации: опыт приложения теории к русской духовной традиции

Хондзинский Павел Владимирович
Теория конфессионализации (confessionalization) была создана во второй половине ХХ в. первоначально для того, чтобы описать историю германского протестантизма в XVIXVII вв.
Читать PDF
251.25 кб

Конфессиональная политика России в оценке славянофилов

Кузьмишин Евгений Леонидович
Статья посвящена рассмотрению основных тем и положений, сформулированных ведущими авторами круга славянофилов в России 1870-х гг. в области религиозной и социальной политики страны.
Читать PDF
138.77 кб

Конфессиональная геополитика: предмет и анализ структуры

Дринова Е. М.
В статье указывается на потребность в существовании конфессиональной геополитики, ссылаясь на проблемы, вызванные реалиями мировой цивилизации, переживающей очередной глобальный кризис.
Читать PDF
103.35 кб

Философский смысл дифференциации конфессионального и внеконфессионального понимания социального служ

Долгова Н. Б.
Статья посвящена философскому анализу конфессионального и внеконфессианального понимания социального служения церкви, для которого характерны инвариантные элементы, позволяющие синтезировать различные аспекты социального служения
Читать PDF
402.69 кб

Русские философские корни государственно-конфессиональных отношений в постсоветской России

Карпова Татьяна Вячеславовна
Читать PDF
313.60 кб

Становление конфессионального богословия в России XVIII-XIX вв

Лютько Евгений Игоревич
В статье осуществляется попытка прочитать текст о богословии как текст об устройстве стоящей за ним реальности. На примере трех русских церковных иерархов арх. Феофана (Прокоповича), свт. Филарета (Дроздова), свт.
Читать PDF
282.19 кб

Конфессиональные деструкции в социокультурных формах глобализации

Дринова Елена Михайловна
В статье исследуется феномен конфессиональных деструкций в теоретических моделях глобальной культуры, синтеза культур и конфликт культуры.
Читать PDF
178.29 кб

Конфессиональный исток философии: святоотеческое наследие в русской философии

Куренков А.С.
В статье рассматривается вопрос о религиозном характере русской философии. Высказывается мысль о том, что автономия философии никогда не была приоритетом русской национальной метафизики. Сопоставление взглядов С.Н. Булгакова и М.
Читать PDF
402.69 кб

Русские философские корни государственно-конфессиональных отношений в постсоветской России

Карпова Татьяна Вячеславовна
В статье анализируются основные подходы русской философии к исследованию государственно-конфессиональных отношений в России.
Читать PDF
287.29 кб

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЛИГИОЗНО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ РЕФОРМАЦИИ И ПРОТЕСТАНТИЗМА ВО ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОМ

Копчук Любовь Борисовна
Исследованы немецкие фразеологизмы и паремии, восходящие к Мартину Лютеру и отражающие эпоху Реформации и ее конфессиональные ценности.