свойство вещей, имеющих протяжение (ограниченность); ограниченность и временность земного бытия вообще, причем в этом значении понятие имеет оттенок принципиальной возможности дальнейшего, потустороннего бытия (см. также Историчность, Временность).
КОНЕЧНОСТЬ
КОНЕЧНОСТЬ
Источник: Философский энциклопедический словарь
Конечность(ый)
то же что финитность(ый), свойство вещей, имеющих протяжение (ограниченность); фи-нитность распространяется также на некоторые количественные характеристики явлений; в философском смысле — ограниченность и временность земного бытия вообще, причем в этом значении толкуемая конечность имеет оттенок принципиальной возможности дальнейшего, потустороннего бытия.
КОНЕЧНОСТЬ
характер того, что имеет конец. Этот термин, чрезвычайно распространенный в современной философии, обозначает прежде всего характер, присущий человеческому сознанию, раскрывающийся в тоске, связанной со смертью (Хайдеггер), в невозможности для личности выразить себя, заявить о себе раз и навсегда в слове или действии, наконец, в невозможности сделать все в жизни одновременно и в необходимости свободного и произвольного выбора между предлагаемыми нам возможностями (Сартр).
Источник: Философский словарь
КОНЕЧНОСТЬ
(Endlichkeit) — свойство вещей, имеющих протяжение (ограниченность); ограниченность и бренность земного бытия вообще, причем в этом значении понятие имеет оттенок принципиальной возможности дальнейшего, потустороннего бытия (см. также Историчность; Временность).
Е. Stein. Endliches und Ewiges Sein, 1950; F. J. v. Rintelen. Philos. der E. als Spiegel der Gegenwart, 1951; P. Lorenzen. Das Aktual-Unendliche in der Mathematik, in: Philos. Nat., 4 (1957); R. de Chany. Sur les confms du fmi. Paris, 1968;
J. Taminiaux (ed.), Dialectic and Difference: Finitude in Modern Thought. Atlantic Highlands N. J., 1985.
Е. Stein. Endliches und Ewiges Sein, 1950; F. J. v. Rintelen. Philos. der E. als Spiegel der Gegenwart, 1951; P. Lorenzen. Das Aktual-Unendliche in der Mathematik, in: Philos. Nat., 4 (1957); R. de Chany. Sur les confms du fmi. Paris, 1968;
J. Taminiaux (ed.), Dialectic and Difference: Finitude in Modern Thought. Atlantic Highlands N. J., 1985.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Конечность
Свойство иметь предел, окончание, границу, т. е. не быть бесконечным. Мыслители древности видели в нем скорее залог счастья – для того, кто умеет им довольствоваться. «Эпикур указал границы желания и страха», – восторгался Лукреций. Другого пути достичь мудрости не существует. Ложная бесконечность наших желаний обрекает нас к недовольству, несчастью, утрате чувства меры. Лишь тот, кто признает собственную конечность, способен избежать страха; мудрость есть счастливая конечность в содержащей нас бесконечности. Действительно, какое счастье быть человеком, если ты ни на что другое не претендуешь!
У мыслителей новейшего времени, особенно у экзистенциалистов, понятие конечности приобретает более мрачные черты. Оно словно напоминает об ампутации бесконечности, которая продолжает терзать нас фантомными болями. Это несчастье не быть Богом. В этом смысле конечность есть свойство человека как смертного существа. Разумеется, не он один конечен, и конечен он не только потому, что смертен. Он конечен потому, что единственный ясно осознает, что он такое (судя по всему, животные не имеют ни малейшего понятия о бесконечности, а следовательно, и о конечности) и что он умрет. Впрочем, не следует придавать смерти слишком большое значение. Мне думается, что о конечности нам гораздо больше рассказывают такие вещи, как секс и усталость.
У мыслителей новейшего времени, особенно у экзистенциалистов, понятие конечности приобретает более мрачные черты. Оно словно напоминает об ампутации бесконечности, которая продолжает терзать нас фантомными болями. Это несчастье не быть Богом. В этом смысле конечность есть свойство человека как смертного существа. Разумеется, не он один конечен, и конечен он не только потому, что смертен. Он конечен потому, что единственный ясно осознает, что он такое (судя по всему, животные не имеют ни малейшего понятия о бесконечности, а следовательно, и о конечности) и что он умрет. Впрочем, не следует придавать смерти слишком большое значение. Мне думается, что о конечности нам гораздо больше рассказывают такие вещи, как секс и усталость.
Источник: Философский словарь.