КОНЕЦ НАУКИ

Найдено 1 определение
КОНЕЦ НАУКИ
распространенная в совр. науч., филос. и публ. лит-ре концепция, согл. к-рой наука как наследие классич. европ. культуры («галилеевская наука») достигла пределов своего роста и развития. В рамках концепции К.н. речь идет не просто о несовершенстве методов науч. познания или влиянии разл. субъективных факторов (личностных, полит., экон., бюрократических и др.) на ее функционирование, а о принципиальной исчерпанности как средств науч. познания, так и его ценностно-целевых и смысловых ресурсов. Важнейшими симптомами кризиса науки, с этой т.зр., выступают: предельная специализация науч. отраслей и дисциплин, формально-бюрократический стиль организации науч. деятельности, неизбежная подмена науч. интеллекта схоласт. «ученостью» и т.д. Для каждой из осн. отраслей науч. знания есть и свои специфические «пределы роста»: для соц.-гуманит. наук — их вовлеченность во властно-политич. и идеологич. деятельность, для естествознания — оперирование с объектами, к-рые не доступны для физ. контакта и проблематичны для «нормального воображения»; для техн. наук — крайняя неоднозначность последствий применения их конечных продуктов на практике (см. Деятельность). Тем не менее, говорить о К.н. в полном смысле этого термина явно рано. Речь скорее идет о ситуации, отчасти аналогичной парадигмальному кризису естествознания рубежа XIX— XX вв. Следует помнить, что в той ситуации даже весьма авторитетные ученые были склонны преувеличивать кризисные явления, мн. из к-рых были творчески разрешены благодаря методол. новациям и конституированию новых эталонов науч. познания. Лит.: Хорган П. Конец науки. СПб., 2000. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь