Кондорсе, Мари Жан Антуан Никола

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Кондорсе, Мари Жан Антуан Никола

1743-1794) - франц. философ-просветитель, ученый, политич. деятель, один из энциклопедис
тов. По своим филос. воззрениям Кондорсе был сторонником деизма и сенсуализма, концепции ис-торич. прогресса, движущей силой к-рого считал развитие разума («Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», 1794). С 1785 был секретарем Франц. академии, активно сотрудничал с Д. Дидро и Даламбером в «Энциклопедии».

Источник: Атеистический словарь

Кондорсе, Мари Жан Антуан Никола

1743 - 1794) - французский философ-просветитель, социолог, политический деятель. В экономических вопросах был сторонником физиократов. Кондорсе критиковал религию с позиций деизма, призывал к отказу от суеверий и развитию научных знаний. В своей главной работе "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума" (1794) развивал взгляд на историю как на продукт разума, провозглашал буржуазный строй вершиной разумности и "естественности".

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Кондорсе, Мари Жан Антуан Никола

род. 1743 Рибмон, близ Сен-Кантена - ум. 1794, Бур-ла-Рен) франц. представитель философии истории, сенсуалист и позитивист. С 1777 - постоянный секретарь Парижской академии наук, был близок к энциклопедистам и Дидро (см. Энциклопедия), позднее участвовал в революции. Написал "Esquisse d&un tableau historique des progres de 1&esprit humain", 1794) (рус. пер. "Историческая картина прогресса человеческого разума", 1909); в этом произв. он пытался доказать первобытную доброту и неограниченную способность человека и всего человечества к постоянному и безграничному совершенствованию, поскольку человек позволяет господствовать своему разуму.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Кондорсе, Мари Жан Антуан Никола

фр. философ-просветитель, в экономических вопросах был сторонником физиократов (Тюрго). К. критиковал религию с позиций деизма и буржуазного просветительства, призывал к отказу от суеверий и развитию научных знаний. В своей гл. работе “Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума” (1794) развивал взгляд на историю как на продукт разума, провозглашал буржуазный строй вершиной разумности и “естественности”. На основании различных случайных признаков К. делил историю на 10 эпох, обосновывал идею бесконечного прогресса капиталистического строя. К. боролся против сословного разделения, в защиту политического равенства. В то же время считал имущественное неравенство полезным для об-ва.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Кондорсе, Мари Жан Антуан Никола

француз ский философ, математик и политический деятель (Рибмон, 1743 — Бур-ля-Рен, 1794). В 16 лет он уже представляет свою первую работу по математическому анализу. В 26 лет вступает в Академию естественных наук, а в 1773 г. становится ее непременным секретарем. Депутат Законодательного собрания, сторонник жирондистов, не принадлежащий ни к какой партии; в 1793 г. выходит постановление об его аресте, в следующем году он арестован. Он покончил с собой в тюрьме, приняв порцию яда. Именно в тюремном заключении он написал свой «Эскиз исторической картины прогресса человеческого духа», где традиционное религиозное чувство он замещает религией прогресса человечества, что предвосхищает доктрину Конта.

Источник: Философский словарь

Кондорсе, Мари Жан Антуан Никола

1743 - 1794) - французский ученый и политический деятель конца XVIII в. Ученик Руссо, Кондорсе в своих работах защищал право каждого человека "свободно" располагать своим трудом, т.-е. основную идею буржуазного общества. Одновременно проповедовал свободу торговли хлебом, стоял за уничтожение крепостного права. Вместе с другими идеологами буржуазии сделался после 1789 г. крупным деятелем буржуазной революции. Автор известной книги: "Esquisse dun tableau historique de lesprit humain", в которой впервые развивается и обосновывается понятие о прогрессе человечества.
После бегства короля в Варенн Кондорсе основал первую республиканскую газету "Республиканец". В то же время он принимал активное участие в Национальном Конвенте, где часто выступал от жирондистов (между прочим Кондорсе был против казни Людовика XVI). Как квалифицированный юрист, был назначен конвентом в председатели Комиссии по выработке новой конституции. Его проект был, конечно, отвергнут якобинским большинством. Тогда Кондорсе выпустил воззвание к народу, где указал на недостатки принятой конституции (конвент принял конституцию, на-скоро составленную Геро-де-Сешеллем). Обвиненный в заговоре против "единства и нераздельности" французской республики, он был объявлен вне закона. 26 марта 1794 г. его заключили в тюрьму, где через три дня он был найден мертвым. /Т. 2, 12/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

Кондорсе, Мари Жан Антуан Никола

17.9.1743, Рибмон -29.3.1794, БурлаРен), маркиз, франц. философ-просветитель, математик, социолог, политич. деятель. В 1785 занял пост непременного секретаря Академии наук. Сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро. В 1791 избран в Законодат. собрание. В Конвенте примыкал к жирондистам. Пр-во Робеспьера обвинило К. в заговоре и заочно приговорило его к смертной казни. К. нек-рое время скрывался. Весной 1794 был арестован, в тюрьме покончил жизнь самоубийством.
К.- сторонник деизма и сенсуализма. В «Эскизе историч. картины прогресса человеч. разума» (1795, рус. пер., 1909) К. сделал попытку установить закономерности развития истории, ее осн. этапы, движущие силы историч. процесса. Находясь под влиянием филос. взглядов Руссо, Тюрго, Рейналя, К. в изучении истории уделял большое внимание культуре и нравам народа. К.- один из основоположников идеи историч. прогресса, к-рую, однако, он развивал с идеалистич. позиций. Поступательное движение истории К. объяснял безграничной возможностью развития человеч. разума как демиурга истории. Он связывал историч. эпохи с этапами развития человеч. разума, указывая при этом также и на значение хоз. и политич. факторов в обществ. развитии. К.- сторонник теории естеств. нрава, использовал ее для отрицания правомерности феод. общества и обоснования необходимости и разумности бурж. строя. Эпоха утверждения и развития общества, основанного на частной капиталистич. собственности, рассматривалась К. как высшая ступень в истории человечества. Будущий прогресс человечества К. мыслил лишь в границах бурж. правопорядка.
Идеи К. сыграли значит. роль в критике теологич. объяснения истории, провиденциализма и в особенности в развитии просветит. концепции историч. процесса.

Источник: Советский философский словарь

Кондорсе, Мари Жан Антуан Никола

французский мыслитель, философ-просветитель, математик, политический деятель. Постоянный секретарь Академии наук (с 1785). Депутат Законодательного собрания (1791). Заочно приговорен к смертной казни режимом Робеспьера. После ареста умер в тюрьме (по некоторым сведениям покончил с собой). Сотрудничал в "Энциклопедии" Дидро. Главное сочинение - "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума" (1795). Обосновывал гипотезу о прогрессе в истории, видя его в преодолении предрассудков и суеверий благодаря развитию человеческого разума (знания, науки, просвещения). Прогресс разума, по К., предполагает единство истины, счастья и добродетели (свободы и естественных прав человека). Прогресс закономерен, подчинен общим законам развития, которые фактически являются законами развития человеческих способностей. В конечном итоге прогрессом становится сам прогресс как безграничность совершенствования. К. стремился реконструировать закономерности исторического процесса, его основные этапы и движущие силы. Выделил десять этапов - эпох прогресса человеческого разума. Последняя эпоха, согласно К., открывается французской революцией и будет характеризоваться преодолением неравенства наций, ликвидацией социального неравенства, совершенствованием самого человека. Согласно К., человек является чувствительным существом, способным к рассуждению и овладению моральными идеями; люди не должны делиться на правителей и поданных. Отсюда К. считал правомерным выводить основные права человека. К. стремился обосновать первобытную доброту и неограниченную способность человека и человечества к постоянному и безграничному совершенствованию, поскольку человек позволяет господствовать собственному разуму. К. высоко ценил философское миропонимание Локка: по мнению К., Локк первым обозначил границы человеческого познания и "этим методом скоро стали пользоваться все философы, и, именно применяя его к морали, политике, общественной экономии, они получили возможность следовать в области этих наук путем почти столь же верным, как в области естественных наук". По утверждению Рассела, К. предварил многие постулаты учения Мальтуса, соединяя эти идеи с уверенностью в необходимости контроля над рождаемостью. К. был уверен, что общественное зло в мире может быть преодолено посредством экспансии идей Французской революции.
А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко

Источник: Новейший философский словарь

Кондорсе, Мари Жан Антуан Никола
17 сентября 1743, Рибелон— 7 апреля 1794, тюрьма Бурла-Рен) — французский философ-просветитель, ученый и политический деятель, маркиз. В 26 лет был избран членом Французской академии наук за математическую работу, посвященную интегральному исчислению. В 1773 получил премию Берлинской академии наук за историю комет и в том же году был избран секретарем Французской академии за биографии выдающихся ученых своего времени (написал около пятидесяти биографий членов академии, в т. ч. биографии Тюрго и Вольтера, которых он знал лично). Сотрудничал в «Эниик.юпедии», был другом ДАламбера. В философии — сторонник деизма и сенсуализма, в экономике Кондорсе разделял взгляды физиократов.
Под влиянием Тюрго Кондорсе занялся политическими науками; отстаивал право человека на свободное распоряжение плодами своего труда и свободное развитие личности, выступал за всеобщее политическое равенство. Главным инструментом проведения реформ считал парламент. После бегства Людовика XVI в Версаль основал газету «Республиканец, или Защитник представительного правительства». В 1790 заседал в Парижском муниципалитете, в конце 1791 стал президентом Законодательного собрания. Работал в комиссии из 9 человек над жирондистским проектом новой республиканской конституции. Когда Конвент отверг эту конституцию и принял якобинский проект де Сешеля, Кондорсе опубликовал послание к народу, за что был объявлен Конвентом вне закона; Робеспьер обвинил Кондорсе в национальной измене. Опасаясь ареста, он был вынужден скрываться у вдовы скульптора Берне, где и написал свой главный труд — «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (Esquisse dun tableau historique des progres de lesprit humain, 1795, рус. пер. 1909). Закончив его, Кондорсе покинул свое убежище, три дня бродил в окрестностях Парижа, был арестован в деревне Кламар и препровожден в тюрьму, где принял яд, чтобы избежать гильотины.
«Эскиз...» проникнут пафосом безграничного совершенствования знаний и способностей человека. Конечная цель его — «...показать, что не было намечено никакого предела в развитии человеческих способностей, что способность человека к совершенствованию действительно безгранична, что успехи в этом совершенствовании... имеют своей границей только длительность существования нашей планеты...» (Эскиз... М., 1936, с. 15). В отличие от Руссо Кондорсе считал переход от первобытнообщинного строя к цивилизации не вырождением человечества, а его движением к совершенству; знания не только никогда не развращали людей, но, напротив, способствовали исправлению или смягчению нравов. Смысл человеческой жизни — в максимально свободном применении своих способностей, распоряжении богатством и удовлетворении потребностей. Помехи на пути к этому — невежество, предрассудки, религия, деспотизм. Для реализации «естественных прав» человека нужно покончить с сословными ограничениями и предрассудками. Разделив всю историю человечества на 10 этапов, 9-м этапом Кондорсе считал современное ему общество, а 10-м — грядущее «царство разума». Цель «социального искусства» — уничтожение кажущейся противоположности между интересом каждого и интересом всех; с помощью системы образования необходимо формировать интерес к общественному благу и добиваться того, чтобы все граждане стали искренними «друзьями закона».
Требуя уничтожения неравенства между нациями и между группами одной и той же нации, Кондорсе отвергал, однако, принцип всеобщей уравнительности: «Различия между правами, которые закон признает за гражданами, и правами, которыми они действительно пользуются, обусловлены тремя главными причинами: неравенством богатства, правом наследства и неравенством образования... Все эти три неравенства должны постоянно уменьшаться, не исчезая, однако, окончательно, ибо причины, их порождающие, естественны и необходимы. Поэтому, пытаясь уничтожить эти причины, мы не только нанесем по правам людей самый гибельный удар, но породим еще более обильные источники неравенства» (там же, с. 216). Кондорсе оказал заметное влияние на последующее развитие демократической социально-философской мысли.
Соч.: Oeuvres. 1.1-12. Р., 1847-49. Лит.: Литвинова Кондорсе и его жизнь. СПб., 1894.
О. В. Суворов

Источник: Новая философская энциклопедия

Кондорсе, Мари Жан Антуан Никола (1743-1794)

французский мыслитель, философ-просветитель, математик, политический деятель. Постоянный секретарь Академии наук (с 1785). Сотрудничал в "Энциклопедии" Дидро. Депутат Законодательного собрания (1791). В 1793 предложил либеральный проект конституции, отвергнутый радикальными якобинцами. Как умеренный, был обозначен "врагом народа" и заочно приговорен режимом Робеспьера к смертной казни. После продолжительного пребывания в подполье, был арестован и казнен (по некоторым сведениям покончил с собой в тюрьме). Основные сочинения: "Размышления о рабстве негров" (1781), "Опыт о применении анализа вероятности решений, принимаемых большинством голосов" (1785, легло в основу современной философской дисциплины - "теории решений"), "Жизнь господина Тюрго" (1786), "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума" (написано в подполье в 1794, опубликовано вдовой К. после падения Робеспьера в 1795). Миропонимание К. основывалось на его убеждении в том, что достоверность человеческого знания ограничена. При этом главным способом оптимизации и улучшения жизни людей (в контексте возможности бесконечного совершенствования последней) К. полагал использование математического аппарата в решении как социальных, так и повседневных житейских проблем. По мысли К., "существуют надежные средства нахождения очень большой вероятности некоторых случаев и установления степени этой вероятности в огромной их массе". Исследуя причины того, что мы способны обнаружить достоверность в математике, по не в естественных, социальных и этических науках, К. пришел к выводу, что предпосылкой этого выступает специфичность наблюдателя-человека. Обобщения и закономерности, познаваемые посредством индукции на фундаменте опыта, обладают, по К., только вероятностью. Все наши знания, согласно мысли К., "подкрепляются тем наблюдением, что факт, наблюдавшийся вчера, будет наблюдаться и сегодня, если только не произошло каких-нибудь изменений". Прогресс разума, по К., предполагает единство истины, счастья и добродетели (свободы и естественных прав человека). Прогресс закономерен, подчинен общим законам развития, которые фактически являются законами развития человеческих способностей. По мнению К., каждое разумное существо приходит к аналогичным идеям в сфере морали, как и в области геометрии. Это является результатом актуализации свойств чувствующих существ, способных к размышлениям: "Действительность положений нравственности, их истина, соотносящаяся с положением реальных существ, целиком и полностью зависит от истинности следующего факта: люди суть чувствующие и мыслящие существа". В конечном итоге, с точки зрения К., прогрессом становится сам прогресс как безграничность совершенствования. К. стремился реконструировать закономерности исторического процесса, его основные этапы и движущие силы. Выделил десять этапов - эпох "прогресса человеческого разума". Последняя эпоха, согласно К., открывается французской революцией и будет характеризоваться преодолением неравенства наций, ликвидацией социального неравенства, совершенствованием самого человека. Согласно К., люди не должны делиться на правителей и поданных. Отсюда К. считал правомерным выводить основные права человека. К. стремился обосновать первобытную доброту и неограниченную способность человека и человечества к постоянному и безграничному совершенствованию, поскольку человек позволяет господствовать собственному разуму. К. высоко ценил философское миропонимание Локка: по мнению К., Локк первым обозначил границы человеческого познания и "этим методом скоро стали пользоваться все философы, и, именно применяя его к морали, политике, общественной экономии, они получили возможность следовать в области этих наук путем почти столь же верным, как в области естественных наук". По утверждению Рассела, К. предварил многие постулаты учения Мальтуса, соединяя эти идеи с уверенностью в необходимости контроля над рождаемостью. К. был уверен, что общественное зло в мире может быть преодолено посредством экспансии идей Французской революции. Являясь автором одной из наиболее оптимистических версий философии Просвещения, К. собственной трагичной судьбой продемонстрировал способность истинных философов рефлексировать по поводу окружающего вне каких бы то ни было политических контекстов. A.A. Грицанов, В.Л. Абушенко

Источник: История Философии: Энциклопедия

КОНДОРСЕ Мари Жан Антуан Никола
маркиз де (1743, Рибмон – 1794, тюрьма Бур-ла-Рен) – ученый и философ, политический деятель Просвещения. Выходец из старинного дворянского рода, получил образование в Наваррском коллеже в Париже, где очень рано проявились его блестящие математические способности. В 16 лет защитил диссертацию по математическому анализу; за свои математические труды («Опыт интегрального исчисления», 1765; «Проблемы трех тел» и др.) в 1769 был избран членом Французской академии. В 1773 был награжден премией Берлинской академии за труд по истории комет и избран секретарем Французской академии за серию биографий великих ученых XVII в. (X. Гюйгенс, Э. Мариотт, Ж. Роберваль и др.), написанных по совету Вольтера. Тесно сотрудничал в подготовке «Энциклопедии» с Ж.Л. Д’Аламбером и Д. Дидро, а с 1774 – с А.Р.Ж. Тюрго, чье жизнеописание «Жизнь Тюрго» издал в 1786. Одновременно работал над книгой «Жизнь Вольтера» (1787), готовя к изданию первое полное собрание его сочинений (1885–1889). Под влиянием либеральных идей Тюрго К. обратился к изучению политических и социальных проблем, издавал газету «Республиканец, или Защитник представительного правления». С 1790 – член парижского муниципалитета, депутат от Парижа в законодательном собрании. Будучи членом Конвента, работал над проектом новой конституции, который был отвергнут якобинцами. Выступал против революционного насилия, в частности был противником казни короля. Из-за дружбы с жирондистами вызвал подозрение у монтаньяров и в июне 1793 был объявлен вне закона за протест против якобинской конституции. В течение восьми месяцев скрываясь от ареста, написал свой главный труд «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1795; рус. пер. 1909), однако был арестован и водворен в тюрьму, где принял переданный П. Кабанисом яд, чтобы избежать смертной казни. Согласно К., история человеческого разума повторяет процесс познания, а ее архетипом и эпистемологическим основанием выступает единая история математики и естественных наук. После веков испытаний разум обретает себя в самом принципе своего единства. Человек как бы воссоздает самого себя на протяжении всей своей истории. Его природа, как и разум, несет в себе способность к совершенствованию лишь как возможность и внутреннюю цель. И природа, и разум взаимосовершенствуются и стремятся к согласию, которое настоятельно требуется, но не дано заранее, а только предугадывается. Когда вследствие развития разума и способностей человек вновь обретет свою универсальность, он одновременно откроет и собственную значимость в качестве особого и уникального индивида, включенного в социальную целостность. Индивидуальность и социальность должны пребывать не в противоречии, а в гармонии. К. полагает, что человеческая история в своем течении проходит десять последовательных этапов, или эпох, каждая из которых имеет свои интеллектуальные и моральные детерминации. Движущей силой философии истории у К. выступает свобода. За первой эпохой «людей, соединенных в племя», следует вторая – эпоха «перехода от пастушеского состояния к земледелию». Когда возникает земледелие и появляется письменность, наступает третья эпоха – господство касты жрецов. Затем вплоть до царствования Александра Македонского длятся четвертая и пятая эпохи – время расцвета и величия греческой культуры, отмеченной прогрессом науки, воплощенным в учениях Аристотеля, великих стоиков и эпикурейцев, возникновением христианства и появлением римского права. Средневековье (шестая эпоха) описывается К. как период обскурантизма, варварства и жестокости. Седьмая эпоха – торжество схоластики, навязавшей науке жесткий, абстрактный и бесплодный логицизм, тормозивший развитие естествознания. Восьмая эпоха связана с именами И. Гутенберга и М. Лютера, здесь уже намечаются ускорение исторического развития разума, прогресс познания – это время Г. Галилея, Н. Коперника, И. Кеплера, Ф. Бэкона. Девятая эпоха начинается с картезианства, поистине пробудившего разум и его стремление к самосовершенствованию. Именно в этот период возникает идея освобождения человечества, которая проникает во все области человеческого знания – правовую (идея общественного договора), моральную (идея толерантности), психологическую (идея земного счастья для человека). Человек здесь уже не раб – он просто не сумел еще стать действительно свободным. Обретение свободы – дело будущего, т.е. десятой эпохи. Разум требует полной свободы во имя истины, носителем которой он является, ведь его сила и могущество определяются его независимостью. Прогрессистские идеи К. оказали большое влияние на развитие французской философии истории, в частности на ранний позитивизм К.А. СенСимона и О. Конта.
Соч.: Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936 (2011); Oeuvres. V. 1–12. Р., 1847–1849. Лит.: Литвинов, Е.Ф. Кондорсе и его жизнь. СПб., 1894; Boissonnouse, С. Condorcet, le philosophe de la révolution. P., 1962; Crampe-Casnabet, M. Condorcet, lecteur des Lumières. P., 1985; Badinter, E. & R. Condorcet, un intellectuel en politique. P., 1988. M.M. Федорова

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.