КОНЦЕПЦИЯ НАУКИ ТОМАСА КУНА

Найдено 1 определение
КОНЦЕПЦИЯ НАУКИ ТОМАСА КУНА
Томас Кун (1922–1995) родом из американского штата Цинциннати. Окончил физический факультет Гарвардского университета, получил докторскую степень по теоретической физике (1949), но продолжать работу на этом поприще не стал, отдав предпочтение теории науки. Центральный труд Т. Куна «Структура научных революций» вышел в свет в 1962 г.
Концепция Т. Куна базируется на новом понимании исторического развития науки. Т . Кун не соглашается с классическим пониманием истории науки как непрерывного приращения достижений, которые, складываясь друг с другом, формируют единую «копилку» научных фактов, теорий и методов (кумулятивная теория). История науки – не накопление все нового и нового знания, а последовательная смена различных (не вытекающих друг из друга, а то и вовсе взаимоисключающих) научных картин мира. Кумулятивная теория основывается на представлении науки как изолированной истории идей, не зависящей от каких-либо вненаучных факторов. Против этой концепции высказывался и К. Поппер, утверждавший, что производство научного знания подчиняется не логическим, а психологическим законам. К . Попперу эта констатация нужна лишь для того, чтобы отмежевать сферу психологического в науке от предмета своих исследований, тогда как Т. Кун же именно эту сферу делает приоритетной, – он рассматривает влияние на науку социально-психологических факторов. Наука, по Т. Куну, развивается путем смены дисциплинарных матриц или парадигм. Парадигма – это методологический образец, определенная модель научной деятельности, которая включает в себя теорию, совокупность научных законов, а также средства и техники практического применения теории. Как правило, основой для парадигмы служат крупное научное открытие, новаторская теоретическая система.
По Т. Куну, чтобы стать основой для парадигмы, эта система должна удовлетворять следующим требованиям: 1) быть достаточно яркой, чтобы привлечь к себе внимание потенциальных адептов, и 2) быть достаточно открытой, чтобы внутри нее можно было бы находить все новые и новые направления деятельности. Он выделяет допарадигмальную стадию в развитии науки. В отличие от парадигмальной, в ней сосуществуют альтернативные теории. Допарадигмальный период науки это период сбора эмпирического материала и его первичных интерпретаций. Если одна из этих интерпретаций начинает стремительно набирать очки и восприниматься тем или иным научным сообществом как наиболее вероятная, то мы имеем дело с возникновением парадигмы. В одно и то же время могут сосуществовать разные парадигмы, поддерживаемые в силу социально-психологических факторов (авторитета лидера, финансирования, возможностью публикаций, рекламой и пр.) тем или иным научным сообществом. В качестве примера Т. Кун часто ссылается на корпускулярную (Ньютон) и волновую (Гюйгенс) парадигмы в объяснении природы света. Понятия парадигмы и научного сообщества, в концепции Т. Куна, коррелятивны.
Нормальная наука – это также этап в развитии науки, когда парадигма выработана, и происходит использование ее исследовательского потенциала. Цель нормальной науки – «решение головоломок», т. е. частных вопросов внутри парадигмы. Парадигма рано или поздно утрачивает способность решать научные проблемы и начинает порождать аномалии. В результате внутри научного сообщества возникают сомнения в парадигме, подвергаются критике нормы исследования, появляются новые теории, никак не связанные с парадигмой, – начинается кризис нормальной науки.
Научная революция – это замена старой парадигмы на несовместимую с ней новую. Радикальные отличия новой парадигмы от старой – необходимый момент научной революции. Новая парадигма «оставляет за скобками» вопросы, проблемы и сферы исследований, существенные для старой. Нередко новая парадигма включает в себя проблемы, которые старая обходила как псевдонаучные или просто не принимала во внимание. Новая парадигма должна быть поддержана научным сообществом – только так она обретает реальность, обеспечивая нормальное функционирование науки. Л. Р. Хамзина

Источник: История философии науки и техники.