КОНЦЕПЦИИ ДИНАМИЧНОГО И СТАТИЧНОГО ВРЕМЕНИ

Найдено 1 определение
КОНЦЕПЦИИ ДИНАМИЧНОГО И СТАТИЧНОГО ВРЕМЕНИ
концепции, в которых время характеризуется с точки зрения причастности к движению материи и процессам становления нового. Эти концепции как альтернативные сформировались в конце XIX - начале ХХ столетия, хотя отдельные их элементы можно найти во взглядах более ранних мыслителей. I. Концепция динамичного времени. В К. д. вр. под «истинным временем», фактически, понимается реальное, т.е. здесь-и-теперь протекающее, время, Время оказывается тесно связанным с процессами движения материи, ведущими к исчезновению одних и возникновению новых состояний объектов, процессов и событий материального мира. В зависимости от того, как при этом интерпретируется связь времени с процессами изменения материального мира и становления нового, возникают разные модификации концепций динамичного времени, которые можно представить в виде двух вариантов. В первом время признается некоторой специфической характеристикой движущейся материи; во втором время отождествляется с самим движением материи, с процессами количественно-качественных изменений материальных систем, исчезновения ранее возникшего («старого») и возникновения (становления) нового. I. 1. Сторонники первого варианта вполне справедливо указывают на то обстоятельство, что фигурирующее в точных науках, и прежде всего в физике, время - это абстракция от истинного здесь-и-теперь текущего времени. Однако вполне правильное по существу противопоставление абстрактного времени точных наук реальному времени не должно абсолютизироваться и доводиться до ложного утверждения, что точные науки вовсе не имеют дело с истинным временем. До тех пор, пока считалось, что длительность сама по себе равномерна и что соответственно существует одна единственная принятая в астрономии и физике метрика времени, подобное отношение сторонников концепции динамичного времени к проблеме измерения времени имело под собой определенные основания. Но поскольку, как выясняется, равномерность не является уникальным свойством длительности, а есть соотносительное свойство сравниваемых между собой материальных процессов, то исчезает само истинное время как имеющее место здесь-и-теперь универсальное для любых материальных процессов равномерное течение. В различных областях и сферах материального мира и разных материальных системах могут существовать разные стандарты равномерности и разные равномерно текущие времена. Поэтому для того чтобы ввести в понятийный аппарат точной науки понятие (абстрактного) времени, требуется выяснить, каков стандарт равномерности в области исследований данной конкретной науки. Кроме того, оставаясь только в пределах реального времени, т.е. в пределах актуально существующего настоящего времени, без «выхода» в прошлое и будущее, невозможно выявлять и исследовать существующие в объективно-реальной действительности причинноследственные и другие связи и отношения между событиями прошедшего, настоящего и будущего времени, а следовательно невозможно изучать объективные закономерности протекающих в настоящем времени материальных процессов. Неограниченно протяженное в прошлое и будущее абстрактное время, часто осознаваемое учеными как само актуально существующее в объективно-реальной действительности истинное время, - это необходимое средство познания объективных законов движения материи в здесь-и-теперь текущем реальном времени. I. 2. Сторонники второго варианта концепции динамичного времени, фактически, отождествляют время с протекающими здесь-и-теперь процессами количественно-качественных изменений материального мира, процессами исчезновения старого и становления нового. При таком понимании времени вопрос «Что такое время?» обретает смысл «Что такое становление?» и оказывается либо равнозначным основному вопросу философии, если при этом имеется в виду «становление» всего мироздания в целом в едином универсальном всеобщем времени, либо приобретает частнонаучный характер, если речь идет о «становлении» отдельных объектов, процессов и событий материального мира. Вполне естественно, что этот вопрос в подобной постановке оказывается весьма трудным для ответа. Действительно, на вопрос: «Что такое время?», имеющий смысл «Что такое становление?» в приложении к мирозданию в целом, ожидается ответ, который раскрыл бы тайну происхождения и развития самого материального мира. В данном случае вопрос «Что такое время?» можно конкретизировать в виде серии вопросов: «Что такое материя и материальный мир? Почему имеет место и что означает дление, т.е. пребывание в наличии, существование материального мира, его объектов, процессов и событий?» И, наконец: «Что такое качественное изменение и, в частности, появление и прекращение существования материальных тел и протекающих в них и с их участием процессов?» В философии на эти вопросы нет и не может быть иного ответа, кроме того, который уже дан на основной вопрос философии, а именно: пребывание, существование, бытие или дление материи и материального мира самодостаточно, безначально и бесконечно. Длиться - значит пребывать, существовать, быть в наличии; дление - процесс существования, пребывания. При этом движение, т.е. количественнокачественные изменения объектов, процессов и событий, в том числе их возникновение и распад, разрушение и прекращение существования, является неотъемлемым атрибутом материи, и оно столь же безначально и неистребимо, как и сама материя. Поэтому если мы стоим на материалистических позициях, то нам нет необходимости задавать вопрос об истоках и причинах существования как самой материи и материального мира, так и его движения. Следовательно и вопрос «Что такое время?», звучащий как вопросы: «Что такое становление материи и материального мира, каковы истоки и причины его движения?» и т.п., не имеет смысла. Если же при постановке вопроса «Что такое время?» имеется в виду «становление» конкретных материальных объектов, процессов и событий, то философия либо покушается на прерогативы естествознания и предполагает выяснение конкретных механизмов и объективных законов количественно-качественных изменений объектов, процессов и событий материального мира, включая процессы зарождения и развития нового, деградации, разрушения и исчезновения всего, что прошло цикл своего развития, либо пытается все еще не решенные современным естествознанием вопросы о механизмах, временной структуре и закономерностях всех имеющих место в процессе «становления» количественно-качественных изменений объектов материального мира снять с повестки дня, приписав их «времени». В первом случае, решая «проблему времени», философия сама должна была бы превратиться в раздел естествознания, во втором - «время» превращается в какое-то мистическое непознаваемое и непостижимое «творческое начало»1. Действительно, процессы «становления» на каждом конкретном уровне организации материи весьма сложны, поскольку для своего познания требуют анализа качественно иных процессов, относящихся к иерархически более низким уровням организации материи. Однако нет никаких оснований утверждать, что становление материальных объектов непознаваемо. Ярким свидетельством тому, что человек не только в состоянии познать процесс возникновения материальных объектов, но и может успешно управлять этими процессами, является создание человеком множества принципиально новых, не существующих в природе тел, веществ, процессов и т.д. II. Концепция статичного времени - концепция, которая выдвигает на первый план упорядоченность событий отношениями «раньше (позже), чем» и «одновременно» и характеризует время как уходящую неограниченно в прошлое и будущее цепочку событий. Здесь оказывается несущественным деление времени на прошлое, настоящее и будущее, поскольку любое событие в этой цепочке может быть взято за настоящий момент времени и в соответствии с этим все события разделятся на события прошлого, настоящего и будущего. Таким образом, с этой точки зрения, деление событий на прошедшие, настоящие и будущие условно, ибо это зависит от того, какое событие взято за настоящий момент времени, тогда как временной порядок, определяемый отношением «раньше (позже), чем», неизменен. Наглядным представлением статичного времени является геометрический образ бесконечно протяженной «в прошлое» и «будущее» равномерно градуированной числовой оси. Следует различать два варианта интерпретации статичного образа времени в виде неограниченно протяженной в прошлое и будущее числовой оси, или оси времени. Первый рассматривает подобное представление времени как результат математического абстрагирования, имеющий к реальной действительности такое же отношение, какое имеют к ней такие математические абстракции, как широко используемые в современной физике абстрактные фазовые пространства; второй придает им онтологическое значение, согласно которому этот образ адекватно соответствует объективно-реально существующему материальному миру. Широко используемое в современной физике образное представление физического времени в виде бесконечной в обе стороны числовой оси, а мироздания - в виде четырехмерного пространственно-временного континуума «мира событий» отнюдь не означает принятия всеми современными физиками концепции статичного времени. Противопоставление альтернативных друг другу концепций динамичного и статичного времени возникло сравнительно недавно. Первоначально временное бытие материального мира и собственно «время» понималось в духе современной концепции динамичного времени, согласно которой мир, находясь в состоянии непрерывного изменения, существует только в текущем моменте настоящего времени. Подобные представления о времени были высказаны впервые, видимо, Парменидом1, затем получили развитие в учении о времени Аристотеля, во взглядах на время Плотина и неоплатоников, Аврелия Августина и более поздних мыслителей. В этот период понятию времени, характеризующему неустойчивое, постоянно изменяющееся, неистинное бытие материального мира, противостоит не понятие статичного времени, а понятие вечности, которое есть результат философского осмысления раннемифологических представлений о статичном, безвременном бытии реальной действительности (см.: «Безвременное раннемифологическое миросозерцание»). Возникновение концепции статичного времени связано с развитием естествознания и, в частности, с появлением графического изображения движения, при котором время представляется в виде целиком данной равномерно градуированной числовой оси, с появлением и развитием идеи многомерных пространств2, позволявших в конечном итоге представлять время как четвертое измерение пространственно-временного континуума. Однако такая идея в сознании естествоиспытателей возникла, видимо, только во времена Ж.-л. дАламбера (1717-1783), а в явном виде высказана Ж. лагранжем (1736-1813), но реальным элементом естественно-научного восприятия мира она становится только после создания А. Эйнштейном теории относительности (1905) и геометрической интерпретации СТО Г. Минковским (1908). До этого изображение времени в виде наличной целиком числовой оси в естествознании осознается лишь как естественнонаучная абстракция, не имеющая прямого отношения к характеру временного бытия мира. Значительно раньше, чем в естествознании, идея четырехмерности мира развивалась в метафизических построениях философовидеалистов и мистически настроенных мыслителей, которые пытались использовать эту идею для «объяснения» способа существования различного рода идеальных сущностей: ангелов, духов1 и т.д. Особенно интенсивно начинают развиваться мистические спекуляции вокруг идеи четырехмерного пространства, в котором четвертым измерением является время, в конце XIX - начале XX столетия, что было обусловлено, с одной стороны, объективной необходимостью пересмотра господствовавших в естествознании на протяжении двух столетий ньютоновских представлений о времени и с появлением в связи с этим критических работ Д.Б. Сталло, Э. Маха, А. Пуанкаре, И. Петцольдта и др. авторов, а с другой стороны - возникновением в конце XIX - начале XX столетия мощной волны мистицизма и иррационализма, вызванной различными и, в том числе, социальными факторами. В качестве примера появившихся в этот период мистических концепций укажем на так называемую трансцендентально кинетическую теорию времени мистика М. Аксенова2, в рамках которой мироздание обретает фантастические черты. «Все объекты нашего восприятия, - пишет М. Аксенов, - простираются и в четвертое измерение, так что трехмерные для нас объекты на самом деле четырехмерны... Все объекты четырехмерного пространства пребывают в абсолютном покое, воспринимающее же в нас начало непрестанно совершает несознаваемое нами движение в направлении четвертого измерения, по нормали к нашему трехмерному пространству... Если четырехмерно пространственный объект тождествен в направлении четвертого измерения, будут тождественны и все его перпендикулярные этому направлению трехмерные сечения, и нам будет казаться, что представляющее одно из таковых сечений, воспринимаемый нами соответственный объект пребывает неизменным; если же вышепоименованный объект в направлении четвертого измерения не тождествен, будут нетождественны и все вышепоименованные его сечения, и нам будет казаться, что представляющий одно из таковых сечений воспринимаемый нами соответственный объект изменяется. Это относится как к изменению качественному, так и изменению количественному...»1. Несколько раньше М. Аксенова аналогичные идеи развивал Хинтон2. Появление в начале нынешнего столетия теории относительности многими было воспринято как естественно-научное доказательство того, что объективно-реальный мир четырехмерен. Этому способствовали некоторые неосторожные и философски несостоятельные заявления ученых-физиков и математиков, активно участвовавших в создании и развитии теории относительности (например, известное заявление Г. Минковского о пространстве и времени как тенях единого пространства-времени [Минковский, 1959, с.]), а также некоторых популяризаторов этой теории3. Поэтому неудивительно, что такой мистик, как М. Аксенов, воспринял появление СТО чуть ли не как плагиат его идеи объективной реальности четырехмерного пространствавремени и требовал, по крайней мере, признания его приоритета в развитии теории, в основных чертах тождественной, как он считал, теории относительности (Аксенов, 1912). Распространению концепции статичного времени способствовала также дискуссия, возникшая в начале нынешнего столетия вокруг идей, высказанных английским философом, - радикальным персоналистом Д.Э. Мак-Таггартом, который, указывая на противоречивость понятия времени, пытался доказать нереальность времени1. См.: «Абстрактное время», «Математическое время», «Реальное время». Ильгиз А. Хасанов

Источник: Время как объективно-субъективный феномен