КОМПЬЮТЕРНАЯ ЭТИКА

Найдено 1 определение
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЭТИКА
дисциплина, ставшая результатом осмысления проблемных аспектов информационного общества. Т. Байнэм выделяет шесть этапов развития К.э.[1].
1. Работы знаменитого основателя кибернетики Н. Винера (1948,1950) в которых он отметил наступление новой эры, имеющей огромное значение для разрешения проблемы добра и зла [2. С. 80].
2. 1960-е гг. были отмечены активными исследованиями Д. Паркера, изучавшего различные случаи неправильного и даже аморального использования компьютеров [3]. Байнэм приводит знаменательное утверждение Паркера: «Когда люди вступили в компьютерную эпоху, они оставили этику за дверью» [1. С. 3].
3. 1970-е гг. отмечены работами У. Майнера и Дж. Вейбаума. Оба энергично исследовали этические проблемы, разработав при этом программы этических курсов, которые стали читаться в университетах.
4. 1980-е гг. отмечены ростом интереса к основаниям К. э., тон дискуссии задала знаменитая статья Дж. Мура «Что такое компьютерная этика?» [4]. Появляются первые стандартные учебники по К. э. [5].
5.1990-е гг. отмечены образованием, особенно в США и в европейских странах, различных центров по изучению К. э., проводятся многочисленные конференции.
6. Байнэм считает, что в наши дни наступает второй период развития К. э., специфика которого определяется осознанием необходимости фундаментальных философских исследований. Теперь этика все чаще связывается не только с компьютерами, но и со сферой информатики в целом, поэтому часто стал использоваться термин «информационная этика». Р. Нирхоф, следуя в основном логике Байнэма, выделяет четыре подхода по осмыслению содержания информационной этики [6. С. 2-3]. I. «Старое вино в новых мехах». Имеется в виду, что возникающие проблемы можно разрешить, обращаясь к традиционным этическим концептам. II.«Новая специфика традиционных моральных вопросов». По-прежнему считаются действенными традиционные концепты, но выдвигается тезис, что они должны учитывать специфику информационных процессов. III. К. э. — это профессиональная этика, необходимая специалистам, работающим в сфере информатики. IV. «Новое вино в новых мехах». Компьютеризация привела к столь значительным изменениям, что назрела необходимость в новой этической концепции, не имеющей аналогов в истории. Согласно гипотезе К. Горниак-Косиковской проблемы К. э. стали важнейшими вопросами современности [7].
Мы убеждаемся в повторении весьма показательной истории. Новая отрасль знания и практики первоначально отмечается печатью забвения этики. Вскоре последствия, порой катастрофические, неудачных действий возвращают интерес к этике, при этом за неимением лучшего обращаются, как правило, к common-sense-теориям. Вскоре выявляется их недостаточность, тогда начинают обращаться к наследию философов: американцы вспоминают Аристотеля, англичане — Милля, немцы — Канта. Затем неизбежно вырабатывается еще один подход, предполагающий тщательную проблематизацию базовой науки, в нашем случае информатики. Рано или поздно этот подход приводит к этическим установлениям, которые не считаются раз и навсегда данными, а потому вновь и вновь подвергаются метанаучному анализу. В Интернете без труда можно найти этические правила как для нормальных пользователей, так и, например, для хакеров (взломщиков компьютерных сетей и систем). Первым советуют использовать компьютер таким образом, чтобы не принести вреда другим пользователям, не рыться в чужих базах данных, не способствовать воровству, не использовать нелицензированные программы и т.д. Многие хакеры руководствуются идеями, согласно которым вся информация должна быть общедоступной, не должно быть авторитетов, к чужим базам данных следует относиться бережно, сохранять их.
Сопоставление этик нормального пользователя и хакера показывает, что в них содержатся сложные вопросы, трудные для анализа. Обе этики основываются по большей части на common-sense-аргументах, вполне доступных даже тем, кто владеет лишь азами компьютерной грамотности. Впрочем, применительно к компьютерному делу одним вариантом этики не обойтись, ибо необходимо удовлетворить запросы людей с сильно различающимися уровнями образованности. Самым трудным в обсуждении этических проблем всегда является переход от common-sense-теории к по-настоящему метанаучным концепциям. В связи с этим особое внимание привлекают вопросы, которые как бы олицетворяют упомянутый выше переход. На наш взгляд, это прежде всего проблемы, связанные с разграничением ответственности человека и значимости компьютера. Отрадно отметить, что К. э. едва ли не с первых дней своего существования была переведена на рельсы этики ответственности. Это привело к постановке острого вопроса о возможной моральной ответственности компьютеров [8]. См. искусственный интеллект. Итак, компьютерная, или информационная, этика исходит из принципа ответственности. А это означает, что должны быть разработаны в деталях пути преодоления неприятностей, осмысления новых достижений и постановки их под контроль человека. В этих горизонтах К. э. приобретает по отношению к сфере информации эндогенный характер. Совершенно недостаточно представлять ее в форме собрания этических максим. Некоторые из них остаются в силе, но лишь как лаконичное выражение чрезвычайно тщательных и детальных предписаний.
Допустим, что речь идет о безопасности компьютеров. В таком случае нужно уметь противостоять неприятностям, связанным с хакерами, «червями» (программами, бесконтрольно распространяющимися по информационной сети), «вирусами» (фрагментами программ, которые при их выполнении «заражают» другие программы, «троянскими конями» (программами, выполняющими помимо документированных дополнительные действия), захватчиками паролей (программами, специально предназначенными для кражи паролей). В борьбе с компьютерным террором разрабатываются различные формы защиты информации: правовые, административные, аппаратно-программные (используются корпуса компьютеров с хитроумными замками, индивидуальные карточки-пароли, съемные винчестеры, проводится шифровка данных).
Многие спорные вопросы связаны с проблемами, касающимися секретности и анонимности информации, интеллектуальной информационной собственности, поисков исчерпывающей ясности, качества программного обеспечения. Этот список проблем мог бы быть продолжен на многие страницы. Отметим лишь самое главное. Проблем много, они порой чрезвычайно сложны, но до сих пор под напором интеллекта, энтузиазма и творческого воображения исследователей с ними удавалось справиться. На наш взгляд, именно процесс возрастания ответственности и ее детализации как раз и представляет основной вектор развития современной К. э. Как видим, она существенно отличается от этики в ее традиционном виде.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF

Компьютерная этика: философский анализ

Дедюлина Марина Анатольевна
В данной работе подвергаются анализу существующие философские концепции в сфере компьютерной этики.
Читать PDF

Компьютерная этика, информационная этика, киберэтика

Галинская Ирина Львовна