КОММУНИКАТИВНЫЙ АКТ
КОММУНИКАТИВНЫЙ АКТ
(от лат. communicare —делать общим, связывать, общаться + act —действие) —психофизиологическая деятельность людей по кодированию и декодированию информации средствами языка. Сущность К.а. сводится к говорению, восприятию и дешифровке языковых знаков. Каждый говорящий усваивает в течение речевой практики (см. Деятельность), начинающейся с раннего детства, опред. запас слов. Освоение слов состоит в том, что звуковые образы слов, воспринимаемые слухом, оставляют в нашем мозгу особые следы —реманенции (от лат. remаnere —остаться, сохраниться), к-рые сочетаются с присущими словам значениями. Реманенции слов передают по приказу мозга в мускулы речевого аппарата кинестетические импульсы, нужные для артикуляции звуков (т.о. происходит говорение). Звуковые образы слов доходят через воздушную среду до органа слуха; раздражения, полученные барабанной перепонкой и др. внутр. органами уха, передаются по слуховым нервам и доходят до мозговых центров. Процесс, в результате к-рого слушающий воспринимает образы слов, передаваемые говорящим, называется восприятием, или перцепцией (от лат. perceptio —воспринимать). След. этап —идентификация (от лат. identificare —отождествлять) — состоит в том, что звуковые образы слов, дошедшие до мозговых центров слушателя, связываются здесь с идентичными звуковыми образами, закрепившимися в мозгу слушателя в виде вышеупомянутых реманенций. Если воспринимаемые звуковые образы связываются в мозгу слушающего с идентичными образами ранее усвоенных слов, то они связываются и с изв. слушателю значением. В результате происходит дешифровка значения слова. Понимание м.б. достигнуто только в том случае, если говорящий и слушающий связывают данный артикуляционно-акустический образ слова с тем же значением; в противном случае взаимопонимания не получается. Речевая деятельность осуществляется предложениями —конструкциями, в к-рых слова связаны грамматич. отношениями. Поэтому, чтобы понять смысл предложения, слушателю необходимо дешифровать не только значения слов, но и грамматич. отношения между ними (напр., в предложении «Я учусь в институте» отношения между действующим лицом «я», действием «учусь» и местом действия «в иннституте»). Процесс дешифровки между словами в предложении называется дерелятизацией (от лат. de —приставка, обозначающая отделение, удаление + relatio —сообщение, донесение). Дерелятизация —это окончательный этап речевой коммуникации, обеспечивающий понимание предложения слушателем. Процесс образования предложений говорящим и процесс восприятия и дешифровки предложений слушателем имеют комплексный характер, т.е. отд. этапы каждого из этих процессов, представленные в изв. последовательности, не обязательно следуют друг за другом, а часто перекрываются. Так, дешифровка отношений между словами предложения может протекать одновременно с дешифровкой значений слов. Вообще нужно иметь в виду, что процесс говорения и слушания полностью автоматизован, что объясняется долголетним речевым опытом говорящих. Лит.: Леонтьев А.А. Язык и разум человека. М., 1965; Серебренников Б.А. К проблеме отражения развития человеческого мышления в структуре языка // Вопр. языкознания. 1970. № 2; Лурия А.Р. Язык и мозг // Вопр. психологии. 1971. № 1; Ардентов Б.П. Общее языкознание. Кишинев, 1971. С.И.Щербина
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь