коммуникативная рациональность

Найдено 1 определение
коммуникативная рациональность
КОММУНИКАТИВНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ (от лат. communicare — делать общим, связывать, общаться; и rationalis — разумный) — одно из центральных понятий теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса; теоретическая конструкция, ставящая своей целью производство процедурного знания, теоретического и практического знания вообще на основе рациональности, согласованности (консенсуса) и понимания; социокультурная проективная модель. Относится к типу неклассической критико-рефлексивной рациональности, являясь одной из ее конкретных современных форм. Исходит из нового понимания коммуникации — не как средства одностороннего распространения информации, а как способа осуществления связи и взаимодействия людей в социальной сфере через продуктивный, конструктивный диалог. Отличается от классической рациональности рядом особенностей, главная из которых состоит в проективно-конструктивном отношении к реальности, прежде всего социальной; не ограничивается соблюдением таких обязательных правил диалога, как логически корректная постановка вопросов, убедительная аргументация, беспристрастность суждений, научная достоверность и др., но требует от участников высокого уровня критической рефлексии, способности к рациональному прогнозированию и главное — нацеленности на достижение общего понимания какого-либо вопроса, единого мнения, иначе говоря — рационального консенсуса. Это не означает отказа от собственной точки зрения, но обязывает учитывать другие мнения (в духе ориентации на Другого М. Вебера и Дж.Г. Мида), искать способы конструктивного взаимодействия различных позиций.         Рациональный консенсус вырабатывается путем дискурса, межсубъектного обсуждения, в котором участники преодолевают свои собственные субъективные взгляды в пользу рационально мотивированного согласия. Консенсус рождает «сила лучшего аргумента», приобретающего общезначимость. Условия его установления, процессуальные требования этики дискурса следующие: 1) всестороннее обсуждение предмета, исходя из принципа рационального аргументирования (требование общности); 2) равные возможности критики претензий на общезначимость для всех участников (равноправие); 3) готовность понять, «вчувствоваться» в претензии на общезначимость со стороны других (принятие идеальных ролей); 4) нейтрализация различий между участниками по силе и обладанию властью, чтобы они не оказывали влияния на выработку консенсуса; 5) ясность целей и намерений в ходе дискурса (прозрачность). Рациональный консенсус, таким образом, означает, что каждая личность признает за другой ее автономию и ведет себя в соответствии с системой нормативных экспектаций, имеющих всеобщее значение, способных, по предположению всех сторон, обеспечить наиболее рациональное из решение всех возможных в данное время, в данном контексте. Он нацелен не просто на понимание, но на понимание коммуникативно достигнутое в результате преодоления разногласий. При этом акцентируется активная роль субъекта как действующего лица (актора). Показателем продуктивности коммуникации являются согласованные целерациональные практические действия.         К. р. нацелена на создание новых подходов к социальной реальности, на поиск методов рационального прогнозирования, новых норм, ценностей и содержащихся в них культурных смыслов, которые могли бы послужить ориентирами для развития как общества, так и самого человека. В этих условиях она приобретает характер созидательного процесса, в котором активно используется интеллектуальная интуиция, творческое воображение, в том числе политическое, создаются социокультурные модели и проекты. Они должны проверяться в практическом дискурсе, а в социальном плане — открывать возможности не только модернизации, но и гуманизации общества. Новое значение К. р. в методологии социального познания состоит в том, что она стала рассматриваться как способ деятельности, эвристический социально-психологический прием, имеющий значение в области познания, и и в сфере ценностей, выступая средством социализации и гармонизации человеческих отношений. Осуществление скоординированных конкретных социальных действий в этом направлении — коммуникативных действий, согласно терминологии Ю. Хабермаса — является конечной целью К. р.         На этом основании К. р. рассматривается как социокультурная модель, имеющая практическую направленность. В ее дискурс входят важнейшие современные социальные процессы: снятия напряженности между нормативным и реальным, укрепления гражданского общества, демократизации форм общественной жизни, регулирования власти законом, соблюдения конституционных прав, эффективности социальных институтов и др. К. р. и рациональный консенсус нацелены на защиту публичности, и активизацию общественности, выступают как оплот свободы в борьбе со злоупотреблениями власти, как объединяющая и исцеляющая сила; с ними связываются возможности взаимопонимания между разными культурами и народами (прежде всего — возможности реализовать общечеловеческие ценности и избежать конфликтов и войн, угрожающих самому существованию человека), а в перспективе — поиски демократических форм общественной жизни во всемирном масштабе, всеобъемлющего общего (communal) идеала и установление нового исторического консенсуса.         К. р. как новая диалоговая концепция рациональности сочетается с этическими и эстетическими гуманистическими принципами человеческой деятельности. В ее задачу входит установление не только правомерности действий и норм, но и их правильности в моральном отношении. Моральная ответственность и толерантность, признание и уважение Другого, соблюдение этики дискурса — непременные условия К. р. и рационального консенсуса — анализируются в работах таких философов, как К.-О. Апель, К. Байер, С. Бенхабиб, Л. Кольберг, Г. Лоренцен, М. Г. Сингер, Д. Ролз (Джон), Э. Тугендхат и др.         См. также Действие коммуникативное, Коммуникация.         И.П. Фарман         Лит.: Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000; Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns. Bde 1 — 2. F. a. M., 1981; Erlauterung zur Diskursethik. F. a. M., 1992.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
3.44 мб

Коммуникативная рациональность - внешняя и внутренняя

Антоновский А. Ю.
Читать PDF
374.62 кб

Жизненный мир и теория коммуникативной рациональности

Лешкевич Татьяна Геннадьевна, Корытько Максим Евгеньевич
Статья посвящена новому пониманию рациональности в связи с анализом жизненного мира субъекта. Рассматривается концепции коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса, выявляется ее статус, структура и особенности.
Читать PDF
269.16 кб

Смена парадигм: модель коммуникативной рациональности

Нугаев Р.М.
В статье с позиций теоретической социологии подвергнуты критическому анализу некоторые ставшие к настоящему времени классическими т.н. «исторические» теории научной рациональности.
Читать PDF
1.75 мб

Коммуникативная рациональность и жизненный мир человека

Смирнова Н. М.
Читать PDF
458.69 кб

От нормативного разума к коммуникативной рациональности

Огурцов А.П.
Читать PDF
515.21 кб

Коммуникативная рациональность в контексте современности

Миннуллина Элина Борисовна
Статья посвящена определению содержания рациональности в ключе постнеклассической коммуникативной парадигмы.
Читать PDF
388.96 кб

Интернет вещей в контексте коммуникативной рациональности

Шаев Юрий Михайлович, Самойлова Елена Олеговна
В статье анализируется Интернет вещей в контексте коммуникативной рациональности. Выделяются и рассматриваются два сегмента Интернета вещей промышленный и потребительский.
Читать PDF
79.90 кб

От рациональной коммуникации к коммуникативной рациональности

Ивахненко Евгений Николаевич
Статья посвящена проблеме эпистемологического постижения контингентности социальной коммуникации.
Читать PDF
82.99 кб

Социальная рациональность и возможности коммуникативного разума

Родионова Валентина Ивановна, Болотова Татьяна Петровна
Авторы анализируют социальную рациональность, ее связь с коммуникативным разумом. Отмечается увеличение возможностей коммуникативного разума как результата технологизации социальных практик.
Читать PDF
326.86 кб

Коммуникативная рациональность в контексте постнеклассической науки

Белозёров Александр Борисович
В статье дается анализ понятия рациональности, ее типологии, коммуникативной рациональности в контексте неклассической теории познания.
Читать PDF
120.92 кб

Проблема коммуникативной рациональности в социальной философии Ю. Хабермаса

Лозина Джульетта Владимировна
В теории коммуникативного действия Хабермас акцентируется на роли рациональности, совместных усилий теоретического и практического разума в истории.
Читать PDF
2.25 мб

Является ли релятивизм неизбежным следствием коммуникативной рациональности?

Вострикова Е. В.
Читать PDF
668.22 кб

Понятие истины в современной науке и концепция коммуникативной рациональности

Буланенко М. Е.
Рассматривается проблема рационального самообоснования современной науки с учётом принципиального значения понятия истины в научном и философском познании.
Читать PDF
177.74 кб

Перформативные презумпции права в свете парадигмы коммуникативной рациональности

Синченко Георгий Чонгарович
Читать PDF
755.95 кб

Становление множественной идентичности и принципы коммуникативной рациональности

Краснопольская Анна Петровна
Статья посвящена выявлению конструктивных возможностей модели коммуникативной рациональности посредством анализа проблемы расширения свободы индивида и становления множественной идентичности в информационном обществе.

Похожие термины: