Коммуникация социокультурная

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КОММУНИКАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ
процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования" (Ильяева И.А., Кожемякин Е.А. Межкультурные коммуникации в современном мире.- Белгород, 2001.- С. 133). К.С. создает предпосылки взаимодействия межкультурного, устанавливая ситуацию контакта культурного.

Источник: Философский глоссарий

КОММУНИКАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ
понятие, раскрывающее один из универсальных и всеобщих путей, способов и форм осуществления культурной деятельности человека как члена того или иного сообщества на основе трансляции и обработки различного типа информации (опыт, знания и навыки, законы, нравственные нормы и ценности, художественные произведения, эстетические идеалы и т.п.). Под К. с. понимается процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования. Рассмотрение общественных процессов и поведения людей под углом зрения К. с. позволяет исследовать, каким образом ценности, воззрения на мир, культурный опыт, нормы, навыки и правила, уровень образования и т.п. влияют на эти социальные процессы и определяют пути развития данного общества, К. с. является одним из важнейших проявлений межкультурной коммуникации, когда коммуникативная связь является наиболее общей и характерной по отношению к другим видам социальных и личностных действий. В этом случае в исторически обусловленном контексте человеческой деятельности выявляется ее социокультурный аспект на основе взаимодействия различных собственно культурных компонентов, в том числе и образовавшихся при межкультурных взаимосвязях. Раскрытие в социальных процессах коммуникативной функции культуры происходит через влияние на эти процессы и на самого человека как субъекта деятельности ценностей, идеалов, различного рода информации, а также в целом духовного опыта предшествующих поколений. В результате многие виды социальной коммуникации осуществляются между людьми посредством развития на основе культурной традиции и культурной адаптации общепринятых способов обозначения предметов, явлений и процессов окружающего мира, выработки языков средств обмена информацией, ее фиксации, хранения, тиражирования, передачи внутри общества или через трансляцию культурного наследия другим поколениям. При этом основной единицей К. с. считаются сообщение или текст, которые содержат социально значимую культурную информацию. Таким образом, К. с. своим культурным компонентом обеспечивает осуществление социального взаимодействия людей, различных групп и коллективов, чем и определяется ее основная социальная функция. Особой областью К. с. является массовая коммуникация как сфера культуры, обеспечивающая приобщение к социокультурным процессам громадного количества людей при помощи новейших технологий создания, тиражирования и распространения различного типа информации. См. также Коммуникация, Межкультурная коммуникация, Массовая коммуникация.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Коммуникация социокультурная

(от лат. communicato - сообщение, передача; communicare - делать общим, связывать) - процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования. К. с. выступает как один из базовых механизмов и неотъемлемая составляющая социокультурного процесса, обеспечивая саму возможность формирования социальных связей, управления совместной жизнедеятельностью людей и регулирования ее отд. областей, накопление и трансляцию социального опыта.
Термин "коммуникация" появляется в научной лит-ре в нач. 20 в. и весьма быстро, наряду с его общенаучным значением (как средство связи любых объектов), приобретает социокультурный смысл, связанный со спецификой обмена информацией в социуме. Необходимыми условиями и структурными компонентами К. с. являются наличие общего языка у субъектов коммуникации, каналов передачи информации, а также правил осуществления коммуникации (семиотических, этических).
В опр. плане каждое социальное действие может быть рассмотрено как коммуникативное, как содержащее и выражающее опр. информацию. Однако собственно коммуникативными являются лишь действия, осуществляемые со специальной целью коммуникации, т.е. имеющие мотивационное основание, ориентацию на передачу информации и осуществляемые с использованием адекватной этой цели знаковой системы. Анализ этих типов социальных действий дан в работах А. Шюца.
Разл. интерпретации К.с., основанные на разл. методол. парадигмах, акцентируют ее суть либо как совокупности средств передачи социальной информации, образующих базу для становления и развития "информ. общ-ва" (технократически рационалистич. подход), либо как способа достижения понимания одного человека другим, как механизма "вживания", "вчувствования" (феноменологич. интерпретация).
Значимое место теория коммуникативного действия занимает в работах Хабермаса. По его мнению, все участники коммуникации ориентируются на обобщенные, интерсубъективно понятые нормы коммуникации, что в совокупности с коммуникативной компетентностью и наличием рац. мотивов делает возможным сам этот процесс. Коммуникативное действие является мегатипом всех типов социальных действий. Оно не является стратегическим, не ориентировано на успех и тем не менее направлено на общую для всех участников цель, в качестве к-рой рассматривается понимание.
Типология процессов К.с. может быть построена по следующим основаниям:
- по характеру субъектов коммуникации (межличностная, личностно-групповая, межгрупповая, межкультурная и др.);
- по формам коммуникации (вербальная, невербальная);
- по уровням протекания коммуникации (на уровне обыденной культуры, в специализир. областях социокультурной практики, в контексте трансляции культурного опыта от специализир. уровня к обыденному и т.п.)
Специфич. сферой К.с. выступает массовая коммуникация, к-рая может быть определена как культурная область, состоящая из открытых, упорядоченных процессов трансляции социально значимой информации, поддающихся целенаправленному порождению и регулированию.
В содержат. отношении К.с. может быть дифференцирована на четыре осн. информ. направления: новационная (приобщающая потребителя информации к новым для него знаниям о свойствах и признаках явлений, объектов и процессов, о технологиях и нормах осуществления к.-л. деятельности, актов поведения и взаимодействия, о языках, знаках и средствах К.с., обучающая его социальному опыту сооб-ва или человечества в целом и т.п.); ориентационная (помогающая потребителю информации ориентироваться в системной структуре природного и социального пространства, в иерархич. соотнесенности его элементов, социализирующая и инкультурирующая индивида в сооб-ве его проживания, формирующая его экзистенциальные и ценностные ориентации, задающая критерии оценочных суждений, приоритетов выбора и пр.); стимуляционная (воздействующая на мотивационные основания социальной активности людей, актуализирующая знания человека об окружающей действительности и технологиях деятельности, а также стремление к получению недостающих знаний ради удовлетворения его социальных притязаний и др.) и корреляционная (уточняющая или обновляющая отд. параметры перечисленных выше видов знаний, ориентаций и стимулов). Собственно культурную специфику эта информация приобретает постольку, поскольку регулирует представления людей об уровне социальной приемлемости тех или иных способов осуществления любого вида деятельности, интеллектуальных оценок и позиций, чем в конечном счете и определяется функциональная нагрузка этих знаний и представлений как инструментов обеспечения социального взаимодействия людей.
Осн. содержат. единицей К.с. является сообщение (моно-аспектная информация о чем-либо) или текст (комплексная информация о многих или нескольких существ. аспектах чего-либо). Поскольку с культурно-семантич. т.з. любой культурный объект или процесс обладает символич. свойствами и в силу этого является культурным текстом, несущим информацию о собственных атрибутивных признаках, функциональной нагрузке, структурно-иерархич. статусе в системе и т.п., это означает, что средством К.с. является вся культура как системная совокупность разл. культурных феноменов и процессов и каждый ее феномен и процесс в отдельности. Непосредств. носителем такого рода информации является форма культурная (см.) соответствующего объекта, явления или процесса, а семантемами более элементарного порядка - черты этой формы. При этом следует различать культурные формы, для к-рых семантич. функция является основной (естеств. и искусств. языки, церемониальное и сигнальное поведение, обряды и ритуалы, худож. образы и пр.), от форм, для к-рых семантич. функция является дополнительной по отношению к утилитарной.
К.с. представляет собой явление системного порядка с выраженной иерархичностью структуры самих средств коммуницирования: семантема, сообщение, текст, специализир. культурно-семантич. подсистема (отрасль знаний или деятельности в ее информ. аспекте), локальная культурно-семантич. система (этнич. культура, нац. язык), глобальная (междунар.) семантич. система (интернац. специализир. язык) и пр. Вместе с тем К.с. сама по себе является лишь средством осуществления социокультурного взаимодействия субъектов и их коллективов, чем и определяется ее осн. социальная функция.
Лит.: Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994; Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М., 1986; Mcquail D. Communication L., 1984; Schutz A. The phenomenology of the social world. L., 1972. Habermas J. Theorie des Kommunikativen Handelns. Bd. 1-2. Fr./m., 1981.
И.М. Быховская, А.Я. Флиер

Источник: Тезаурус основных понятий культурологии

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Социокультурный смысл коммуникации

Мирошников Ю. И.
Читать PDF

Доверие в социокультурной коммуникации

Овчарова Татьяна Николаевна
Доверию, вносящему в социокультурную коммуникацию аксиологический аспект, принадлежит особая роль в современном коммуникативном пространстве.
Читать PDF

Социокультурные основы рекламной коммуникации

Киричёк Пётр Николаевич
В статье рассмотрены социокультурные основы современной рекламной коммуникации, её роль и значение в обществе на переходе из индустриальной в информационную эпоху развития, а также вопросы совершенствования рекламы путём мультипли
Читать PDF

Социокультурные основания событийных коммуникаций

Фадеев Денис Андреевич
Статья посвящена определению социокультурных оснований событийных коммуникаций, в качестве которых предлагается рассматривать праздничную и карнавальную культуру, а также игру как феномен культуры.
Читать PDF

Интернет-коммуникации в Японии: социокультурный аспект

Изотова Надежда Николаевна
Статья посвящена исследованию интернет-коммуникаций в Японии. Особое внимание уделяется национально-культурным особенностям общения в Интернете.
Читать PDF

Понятие «Социокультурная коммуникация» в теории культуры

Федосова Е. Ю.
Современный терминологический аппарата культурологического знания активно развивается, что отражает как суть происходящих парадигмальных изменений в самой культуре, так и рефлексию относительно этих процессов в культурологии.
Читать PDF

Специфика социокультурной коммуникации в кибер-пространстве

Симонова О. Б.
Читать PDF

ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Сохорева А.А.
В статье танец рассматривается как элемент национальной культуры, как средство и форма коммуникации в социокультурном пространстве.
Читать PDF

Аксиогенные свойства информации в социокультурных коммуникациях

Грачев Владимир Иннокентьевич
В статье рассматриваются уникальные аксиогенные свойства информации как особого рода товара, дается авторское понимание и определение понятия «социокультурные коммуникации».
Читать PDF

Миф как социокультурный феномен в системе массовой коммуникации

Кузнецова Е. И.
В статье исследуются проблемы мифологизации современного медиадискурса, социокультурные трансформации мифологической модели мира в ситуации развития новых коммуникационных технологий.
Читать PDF

Сущность и содержание коммуникации как социокультурного явления

Горбачева Наталья Борисовна
В работе автор рассматривает коммуникацию в теоретических концепциях в качестве предмета научного познания.
Читать PDF

Товарный знак как социокультурный элемент рекламной коммуникации

Бурдовская Елена Юрьевна
В статье ставится задача рассмотреть товарный знак как социокультурный элемент рекламной коммуникации. Автор раскрывает суть товарного знака как носителя идентификационных признаков.
Читать PDF

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Кондыков А.С., Буевич Г.А.
Проанализирован ряд актуальных проблем оптимизации современной социо-культурной среды международного масштаба средствами культуры, рассматриваемой автором в качестве важного условия формирования и развития поликультурной личности.
Читать PDF

Социокультурная коммуникация в образах и дискурсах войны и насилия

Корнилов Петр Анатольевич
Исследовано дискурсивное единство социокультурной коммуникации образов войны и насилия в обществе. Рассмотрены социоментальные механизмы возникновения человеческой деструктивности.
Читать PDF

Социокультурный подход к исследованию системы массовых коммуникаций

Козырьков Владимир Павлович
Основным предметом анализа в настоящей статье выступает феномен системного характера массовых коммуникаций с точки зрения социокультурного подхода.