КОММУНИКАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

Найдено 1 определение
КОММУНИКАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
от лат. communico—связываю, общаюсь) — функционирование иск-ва в об-ве, в процессе к-рого оно выступает как специфическая эстетическая деятельность и средство общения. В общении людей посредством иск-ва происходит присвоение худож. и культурных ценностей, формируются эстетические потребности и способности к эстетической деятельности, эстетические идеалы. Этот процесс с обратной связью: с одной стороны, индивид формирует свое мышление, эстетический вкус, усваивая определенный набор худож. ценностей, передаваемых ему об-вом, а с др.— каждый член социального коллектива оказывает своей деятельностью влияние на всех индивидов и через них на об-во в целом. Т. обр., «развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении...» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 3, с. 440). Далее в процессе практической деятельности, когда в столкновении с действительностью корректируется восприятие худож. ценностей, складывается ценностная ориентация личности. В целом К. х. представляет собой сложную систему, в к-рой можно выделить отдельные циклы: об-во — художник, художник — произв. иск-ва, произв. иск-ва — потребитель. Различные ее циклы могут быть выделены и в историческом аспекте: взаимодействие произв. иск-ва со старой и новой эпохой, трансляция (передача) одной и той же худож. ценности на протяжении нескольких эпох. Циклы К. х. реализуются с помощью худож. языков, обслуживающих различные сферы эстетической деятельности. Осн. из этих циклов вычленяются как самостоятельные формы эстетической деятельности в контексте худож. культуры (Культура художественная), приобретая предметно-знаковый характер: худож. творчество—вид профессиональной (или самодеятельной) эстетической деятельности и его технология; худож. произв.— специфический продукт эстетической деятельности; эстетическое восприятие и сформированное на его основе эстетическое отношение — завершение цикла и в то же время исходный момент для возобновления эстетической деятельности. Эти формы взаимообусловлены: лишь в процессе их совместного функционирования реализуется К. х., частью к-рой является иск-во, В условиях научно-технической революции, когда средства массовой информации обеспечивают трансляцию худож. ценностей практически безграничной аудитории, меняется характер и содержание К. х.: все новые и новые системы ценностей включаются в функционирование худож. культуры, к-рая становится массовой. В буржуазном об-ве этот процесс противоречив, приводя нередко к снижению уровня эстетических потребностей, идеалов, вкусов до упрощенных запросов массового потребителя. В социалистическом об-ве возможность закрепления, накопления и передачи на массовую аудиторию худож. ценностей создает предпосылки для целенаправленного формирования высоких эстетических идеалов и вкусов людей, превращения комплекса средств массовой коммуникации в важнейшую сферу эстетического воздействия и общественного воспитания трудящихся (см. также Искусство и массовая коммуникация).

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
893.19 кб

Художественная коммуникация: иносказание

Антипьев Н. П.
Художественное произведение доступная недоступность. Язык произведения текст как будто бы доступен всем носителям определённого языка. Но художественное произведение недоступно тем же самым носителям языка.
Читать PDF
636.68 кб

Художественная коммуникация: иносказание

Антипьев Николай Петрович
Эта статья практически представляет читателю процесс литературовидения Потому что наука о литературе это практическая наука. Литература больше науки, значительнее.
Читать PDF
339.46 кб

Художественная коммуникация и «Молчащий» текст

Фортунатов Николай Михайлович
Художественная коммуникация рассматривается в контексте социокультурных проблем современности, связанных с упадком читательских практик и ощутимыми симптомами духовной деградации общества.
Читать PDF
352.09 кб

Художественная образность в системе коммуникации

Малинина Нина Львовна
Коммуникация существует как система, которую можно описать с помощью классификаций элементов. Культурологический анализ придает масштабность исследованию коммуникации.
Читать PDF
145.26 кб

Проблема сакрального в художественной коммуникации

Бараш Л.А.
Статья посвящена исследованию религиозного аспекта художественной коммуникации. Методологической основой исследования является различение двух типов коммуникации и двух типов ценностей.
Читать PDF
389.81 кб

Коммуникация как сфера художественного исследования

Булычева Елена Ивановна
В статье анализируются основные тенденции актуализации коммуникативной функции культуры, определяющие онтологическую специфику творчества на современном этапе.
Читать PDF
431.58 кб

Художественная коммуникация: вчера, сегодня, завтра

Бараш Любовь Александровна
В статье рассматриваются взаимоотношения художника и зрителя в современной культуре. Их трактовка как межсубъектных связей требует корректировки в связи с трансформацией субъекта в постмодернистскую эпоху.
Читать PDF
391.50 кб

Ценность постмодернистской художественной коммуникации

Бараш Любовь Александровна
Статья посвящена исследованию ценностей постмодернистской художественной коммуникации. Рассматривается возможность философской трактовки контактов художника и зрителя вне субъектно-объектной парадигмы.
Читать PDF
3.59 мб

Трансформация художественной коммуникации в искусстве XX века

Леонова Галина Юрьевна
В статье рассматриваются новые аспекты художественной коммуникации в рамках развития искусства XX века.
Читать PDF
76.63 кб

Коммуникации в художественной среде: искусство взаимодействия

Кумакова Дарья Борисовна
Современное искусство открыло новые способы построения коммуникации между художником и реципиентом. Особенно это выражается в художественных практиках, направленных на социальное взаимодействие.
Читать PDF
543.48 кб

Эстетический потенциал постмодернистской художественной коммуникации

Бараш Любовь Александровна
Исследуются функции современной художественной коммуникации. В основе анализа функций особенности культуры постмодернизма и специфика взаимоотношений художника и зрителя в этой культуре.
Читать PDF
747.18 кб

Причины вхождения человека в пространство художественной коммуникации

Горелкин Александр Дмитриевич
В статье анализируются причины вхождения человека в пространство художественной коммуникации. Производится анализ художественной коммуникации между зрителем и произведением искусства.
Читать PDF
6.79 мб

Художественные тексты с прецедентными феноменами в учебной коммуникации

Рахимова Нурия Мухаметовна
В каждой культуре формируется свой корпус прецедентных текстов, которые вызывают определенные ассоциации у представителей данной культуры, но могут быть неизвестны в другой.
Читать PDF
219.37 кб

Художественный знак - художественный образ - художественная коммуникация

Петровская Галина Викторовна
В статье рассматриваются вопросы, связанные с процессом художественной коммуникации.
Читать PDF
369.79 кб

Метаязык радио как система художественно-выразительных средств коммуникации

Говорщенко Олег Николаевич
Проблему изучения радиоязыка как эффективного инструмента массовой коммуникации нельзя считать сугубо теоретической.