КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ В КУЛЬТУРЕ
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ В КУЛЬТУРЕ
совокупность товарно-денежных процессов и экономических факторов, влияющих на результаты духовно-практической деятельности человека в сфере культуры в условиях капиталистической цивилизации. В понятии К. закреплено явление превращения предметов и произведений культуры и искусства в товар, т.е. в предмет торговли. В этих условиях существование и творческая деятельность художника или ученого оказываются ориентированными преимущественно на рынок и определяются спросом на их продукцию. Вполне естественное и закономерное стремление деятеля культуры создавать что-либо, отвечающее потребностям других людей, для реализации посредством купли-продажи приобретает самодовлеющее значение, и рынок в эпоху капитализма превращается в основную форму стимулирования и обеспечения культурной деятельности. Поэтому для культурологической мысли ХIХ и ХХ вв. характерно выявление негативных последствий ориентации культуры на рыночные отношения. В частности, речь идет о возникающем глубоком несоответствии между духовной, художественной ценностью произведения культуры и его денежной стоимостью, которая регулируется законами рынка. Процессы К. накладывают существенные ограничения на свободу творчества и по причине специализации и разделения в сфере творческого труда зачастую препятствуют всестороннему развитию талантов и способностей личности. Наиболее характерные негативные последствия К. проявились во 2-й пол. ХХ в. в сфере массовой культуры.