КОММЕНТАРИЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Комментарий
(commentor толкую) — истолкование или истолковательное, объяснительное сочинение на какого-нибудь писателя, или целый ряд объяснений какого-нибудь сочинения.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

КОММЕНТАРИЙ
[от лат. commentarius заметки, толкование] – 1) книжный комментарий (примечания) – пояснения к тексту, часть научносправочного аппарата книги; 2) в системе средств массовой информации – разновидность оперативного аналитического материала об общественнополитическом событии, документе и т.п.; 3) характер научной публикации – обзоры, редакционные статьи и обсуждения, которые дают оценку ранее опубликованным исследованиям.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

КОММЕНТАРИЙ
жанр философской литературы, наиболее интенсивно разрабатываемый в эпохи господства сакрального знания, основанного на истинах, данных либо в собственно сакральных текстах (Веды, Книги Ветхого и Нового Заветов, Талмуд, Коран и др.), либо в текстах, которым придавалось Сакральное значение. В античности комментарий возникает в период окончательного утверждения письменного характера греческой культуры в 6 в. до н. э. и института школы, основанного на отношении «учитель—ученик», и получает развитие в рамках религиозных союзов, философских школ, церковного предания. У греков философский комментарий возникает в пифагореизме, который провозгласил математическое знание (вместе с открытием проблемы несоизмеримости иррациональных чисел) в отличие от акусматического знания тайны, которое не могло быть сообщено непосвященным и не прошедшим ряд ступеней подготовки; затем развивается софистами и в древней Академии, где Крантор и его окружение комментируют

Источник: Новая философская энциклопедия

КОММЕНТАРИЙ
понятие, традиционная трактовка которого (как интерпретационной процедуры по отношению к тексту, результатом которой является другой текст — см. Текст) переосмыслена философией 20 в. в контексте постмодернистской концепции дискурса (см. Дискурс). К. трактуется постмодернизмом как принудительная интерпретационная процедура, насильственно пресекающая извне свободное семантическое самодвижение текста, — т.е. как типичная форма интерпретации, — в отличие от "экспериментации", предполагающей прослеживание всех спонтанных смыслопроявлений текста (см. Интерпретация, Экспериментация). Детальное исследование феномена К. предпринято Фуко в работе "Порядок дискурса" (см. "Порядок дискурса") — в контексте сравнительного анализа традиционных и современных форм реализации дискурсивных практик. Согласно его оценке, именно К. выступает в контексте культуры западного образца тем социокультурным механизмом, посредством которого классическая традиция удерживает креативный потенциал дискурса (см. Воля к истине) в тех пределах, которые очерчиваются границами метафизически ориентированного мышления (см. Метафизика, Логоцентризм). К. оказывается феноменом, который одновременно и позволяет создать видимость выхода за границы комментируемого текста (см. Граница текста), и обеспечивает реальную невозможность пересечения этих границ: "комментарий предотвращает случайность дискурса тем, что принимает ее в расчет: он позволяет высказать нечто иное, чем сам комментируемый текст, но лишь при условии, что будет сказан и в некотором роде осуществлен сам этот текст". Таким образом, дискурс замыкается на себя, пресекая самую возможность семантической новизны в подлинном смысле этого слова: "открытая множественность, непредвиденная случайность оказываются благодаря принципу комментария перенесенными с того, что с риском для себя могло бы быть сказанным, — на число, форму, вид и обстоятельства повторения" (Фуко). Важнейшей функцией К. фактически выступает обеспечение повторяемости смысла, воспроизведение наличного семантического пространства в исходных (заданных мировоззренческими основаниями классической культуры — см. Универсалии) границах, — и необходимым инструментом реализации этой функции является, с точки зрения Фуко, нивелировка какой бы то ни было случайности в разворачивании дискурсивных актов (т.е. создание условий для того, чтобы в процессуальности дискурса неукоснительно действовал закон больших чисел). Как пишет Фуко, в культуре классического типа "комментарий ограничивал случайность дискурса такой игрой идентичностей, формой которой ... были повторение и тождественность". В этом контексте оказывается фальсифицированным самое понятие новизны применительно к феномену смысла, ибо, согласно правилам К., "новое не в том, что сказано, а в событии его возвращения". Согласно постмодернистской ретроспективе, социокультурные функции, во многом аналогичные функциям "принципа К.", исполнял в рамках классической традиции и "принцип автора", ограничивая своими рамками "ту же случайность игрой идентичности, формой которой являются индивидуальность и я" (см. Автор, "Смерть Автора"). По оценке Фуко, возможен также и принципиально иной тип детерминации дискурса (контроля над дискурсивными практиками), объективированный в феномене "дисциплины" (см. Дисциплина). В противоположность сложившимся в классической культуре формам ограничения, философия постмодернизма, напротив, ориентирована на выявление имманентного потенциала семантической самоорганизации дискурсивной среды, проявляющегося в креативности "случайности дискурса" (см. Нелинейных динамик теория). М.А. Можейко

Источник: Постмодернизм. Энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
379.36 кб

ТЕОН СМИРНСКИЙ. ИЗЛОЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ, ПОЛЕЗНЫХ ПРИ ЧТЕНИИ ПЛАТОНА: Предисловие, перевод, комментарий

Щетников Андрей Иванович
Вводное руководство Теона Смирнского (ок. 70 ок. 135), греческого математика, испытавшего сильное влияние неопифагорейской школы мысли, переводится на русский язык впервые.
Читать PDF
98.11 кб

Прокл Диадох. Комментарий к первой книге «Начал» Евклида. Постулаты и аксиомы

Щетников Андрей Иванович
А. И. Щетников представляет фрагмент нового перевода «Комментария к первой книге Начал Евклида» Прокла Диадоха. Для публикации выбран относительно самостоятельный раздел комментария «Постулаты и аксиомы».
Читать PDF
200.35 кб

Платоновский «Филеб» о едином, многом и среднем (комментарий к фрагменту 14с-18d)

Месяц Светлана Владимировна
Статья посвящена онтологическому измерению проблемы единого и многого в философии Платона и содержит развернутый комментарий к фрагменту 14c-18d диалога «Филеб».
Читать PDF
1.31 мб

Комментарий Боэция к Порфирию и его роль в истории логики и философии

Тайсина Э. А.
Читать PDF
158.62 кб

Комментарий к спору эпистемолога и методолога о знании

Беляев В. А.
Читать PDF
701.72 кб

Гуманитарный комментарий

Гачев Г.
Читать PDF
357.60 кб

Герменевтический комментарий: проблемы реконструкции «Архива эпохи»

Щедрина Т. Г.
Читать PDF
282.97 кб

«Объективность» реальности и «Субъективность» действительности. Краткий комментарий к статьям М. Веб

Ильин Михаил Васильевич
Читать PDF
249.61 кб

Комментарий к «Книге творения» (Сефер йецира) (882-942). Перевод и комментарий Д. В. Фролова

Саадия Гаон
Публикация представляет собой первый перевод на русский язык главы одного из важнейших текстов в истории средневековой еврейской мысли, оставившего значительный след в истории как еврейской философии, так и в истории еврейского ми
Читать PDF
138.46 кб

Макробиев Комментарий на «Сон Сципиона» и релевантные контексты

Петрова Майя Станиславовна
В статье продемонстрирована возможность истолкования естественно-философских, психологических и этических фрагментов Комментария Макробия на «Сон Сципиона» посредством метода релевантных контекстов.
Читать PDF
491.17 кб

Программа философии. Комментарий к одному тексту Ж. Деррида

Комаров С.В.
В статье анализируется введение «Тимпан» в книге Ж. Деррида «Поля философии», в котором формулируется неявным образом программа философии постструктурализма.
Читать PDF
212.45 кб

2015.04.007. ФЛАХ Й. ОСОЗНАНИЕ СИТУАЦИИ: ВНИМАНИЕ, СИТУАЦИОННЫЙ ФАКТОР! КОММЕНТАРИЙ В АДРЕС ЭНДСЛИ.

Ализаде А.А.
Читать PDF
0.00 байт

От онтологии множественных миров к онтологии действующего (комментарий к переводам У. Джемса и Р. Мэ

Вахштайн Виктор Семенович
Читать PDF
149.50 кб

Комментарий к четырем книгам трактата Аристотеля “о небе”. Комментарий ко второй книге [проблема ано

Симпликий
Читать PDF
448.95 кб

О единстве Бога и множественности лиц: комментарий к девятому вопросу трактата Фомы Аквинского «Диск

Федчук Д.А.
В рамках схоластической тринитарной проблемы в Средние века обсуждалось природа божественного интеллекта и его операции, через которые объясняется наличие множества (ипостасей) в Едином.

Похожие термины:

  • АНОНИМНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ПЛАТОНОВСКОМУ ТЕЭТЕТУ

    уникальный памятник комментирования Платона в эпоху среднего платонизма. Дошел на папирусном свитке 1-й пол. 2 в. н. э., который египтолог Л. Борхардт приобрел в Каире в 1901 и передал в Королевский муз
  • АНОНИМНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ТЕЭТЕТУ

    АНОНИМНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К «ТЕЭТЕТУ» - уникальный памятник комментирования Платона в эпоху Среднего платонизма. Дошел на папирусном свитке 1-й пол. 2 в. н. э., который египтолог Л. Борхардт приобрел в Ка
  • Комментарии к диалогам Платона

    Именно поэтому для понимания развития платонизма в этот период важен небольшой текст платоника Альбина «Введение в платоновские диалоги», содержащий классификацию платоновских диалогов и поряд
  • КОММЕНТАРИИ НА НИКОМАХОВУ ЭТИКУ

    («Sententia libri Ethicorum» или «Expositio in decern libros Ethicorum ad Nicomachum», 1271) — сочинение Фомы Аквинского, написанное в традиционном для зрелой схоластики жанре комментария, имеющем исток в учебной практике, когда изуч