КОМЕНСКИЙ Ян Амос

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КОМЕНСКИЙ Ян Амос
1592-1670) - чешек, педагог, философ и писатель, основатель демократич. педагогич. системы, в к-рой выступил с критикой схоластич. формализма. По своим филос. взглядам К. был близок к материали-стич. сенсуализму, однако он не был последоват. материалистом -признавал св. писание (наряду с чувствами и разумом) источником познания. К. считал, что всеобщее образование поможет воспитывать детей в духе гуманизма. Вместе с тем целью воспитания он считал подготовку к вечной жизни.

Источник: Атеистический словарь

КОМЕНСКИЙ (Komensky) Ян Амос
род. 1592 - ум. 1670) - чеш. педагог и филосдф. Рассматривал познание как активный процесс, тесно связанный с разумным обучением. Будучи убежденным в том, что все люди способны к познанию и образованию, считал необходимым дать простым людям доступ к знаниям. Первым в истории педагогики построил систему дидактики ("Magna didactica") как особую науку обучения. Его дидактические принципы (наглядность, постепенность, подражание, упражнение) требовали осмысленного познания законов природы и рационально построенного закрепления знаний. Взгляды Коменского оказали большое влияние на все последующее развитие педагогики. Главные произв.: "Открытая дверь к языкам", 1631; "Великая дидактика", 1657.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КОМЕНСКИЙ Ян Амос (1592— 1670)
чешский педагог-гуманист и философ, противник схоластической системы обучения. К.— руководитель одной из групп “Моравских братьев”, религиозной протестантской секты, сложившейся в ходе антифеодального движения и национальной борьбы против нем. феодалов и католической церкви. В вопросах мировоззрения приближался к пантеизму. В его сенсуалистической теории познания и в дидактике имеются значительные материалистические тенденции. Познание, по К.,— активный процесс, тесно связанный с разумным обучением. Все люди, утверждал он, способны к познанию и образованию, поэтому простой народ должен получить доступ к знаниям. Впервые в истории педагогики К. построил систему дидактики как особую науку. Его дидактические принципы (наглядность, постепенность, подражание, упражнение) требовали осмысленного познания законов природы и рационально построенного закрепления знаний. Передовые взгляды К. оказали большое влияние на развитие педагогики. Его гл. произв.: “Открытая дверь к языкам” (1631), “Великая дидактика” (1657).

Источник: Философский энциклопедический словарь

КОМЕНСКИЙ Ян Амос
28 марта 1592, Нивница — 15 ноября 1670, Наарден, Голландия) — чешский педагог, гуманист и философ. Учился в Герборнском ( 1611—12), Гейдельбергском (1613) университетах; был избран священником (Фульнек, Богемия, 1618), первым епископом (1650) протестантской общины «чешских братьев», вместе с которыми подвергался гонениям; жил в изгнании в городах Польши, Венгрии, Швеции, Голландии. Начиная с 1614 был учителем, ректором в школах, занимался практической педагогикой; всю жизнь боролся за восстановление Чехии и свободу вероисповедания. Получил известность в Европе трудами по педагогике, основанными на философских идеях X. Л. Вивеса и Ф. Бэкона. Стремясь к объединению всех наук о человеке и природе и построению целостной картины мира, Коменский выдвинул проект энциклопедической системы знания — пансофии («Предвестник всеобщей мудрости» — Pansoptuae Prodromus, англ. пер. 1639, рус. пер. 1939). Проект был поддержан в Англии и Франции, английский парламент даже принял постановление об организации ученой коллегии для разработки «Пансофии», но этому помешала гражданская война. Острая сатира на европейское общество времен Тридцатилетней войны содержится в морально-философском трактате Коменского «Лабиринт мира и рай сердца» (1623, рус. пер. 1896).
В ранней работе «Спорные вопросы, собранные в саду философии?» (1613) Коменский, отвечая на вопрос «всякое ли познание берет свое начало у ощущения?», говорит о том, что «нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущении, как нет ничего в вере, чего раньше не было бы в уме», существуют три источника познания: чувства, разум и Священное Писание. С помощью внешних чувств человек воспринимает окружающий его мир, внешние чувства сообщают эти образы внутренним чувствам, а те в свою очередь — духу, который «созерцает, сравнивает и основательно изучает их» («Metlodus linguamm novissima» X, 7) и выражает затем в языке. Принцип наглядности, первичности ощущений воплощается во всех его педагогических работах — «Великой дидактике» (Didactica magna, 1657, рус. пер. 1875—77) — универсальной теории обучения; «Материнской школе» — о воспитании ребенка в первые шесть лет жизни (1633, рус. пер. 1892); «Открытой двери к языкам» (1631, рус. пер. 1892) — энциклопедического учебника латинского языка, переведенного на 16 языков мира, но особенно в «Мире чувственных вещей в картинках» (Orbis sensualium pictus, 1658, рус. пер. 1768) — учебнике латинского языка для начинающих, который стал обязательной учебной книгой по «Уставу народных училищ в Российской империи» (1786). Здесь реализована идея развития внешних органов чувств как главного источника познания у детей; правила перехода от конкретного к отвлеченному, от целого к части и обратно, от простого к сложному. В «Обозрении реформированной во славу Божию физики» (Physicae ad lumen divinum reformatae synopsis, 1633) Коменский говорит о трех началах, лежащих в основе мира, — материи, свете (lux) и духе (Spiritus), в котором Бог сообщает миру идеи, определяющие формирование всех вещей. Одна из последних его работ — «Всеобщий совет человеческому роду об улучшении человеческих дел» (De rerum humanarum emendatione consultati catholica ad genus humanum, 1666) — грандиозный проект улучшения общественной жизни и междунароных отношений через установление всеобщего мира и веротерпимости, выравнивания экономического и культурного уровня всех народов, всеобщего обучения и воспитания, одинакового для всех людей. Идеи Коменского оказали громадное воздействие на все последующее развитие европейской педагогики.
Соч.: Opera didactica oinnia, 1657; в pvc. пер: Избр. педагогические соч., т. 1-3. М., 1939-41.
Лит.: KpacHtWCKuii А. А. Ян Амос Коменскпи. М., 1953; ЛордкипанидзеД. О. Ян Амос Коменскпи. 1592—1670. 2-е изд. М., 1970; Hornstem H. Weisheit und Bildung. Studien zur Bildungslehre des Comenius. Dusseldorf, 1968.
Л. А. Микешина

Источник: Новая философская энциклопедия

КОМЕНСКИЙ Ян Амос

(28 марта 1592 – 15 ноября 1670) – чешский педагог, философ и писатель. Окончив Херборнскую академию и Гейдельбергский ун-т, К. стал священником, а затем епископом общины Моравских братьев. После разгрома восстания чешских сословий (1618–20) К. покинул родину и жил в эмиграции в г. Лешно (Польша), в Англии, в Пруссии, затем в Трансильвании и Голландии. К. вел широкую педагогич. работу, занимался организацией школьного обучения. Он является основателем демократич. педагогич. системы, в к-рой выступил с критикой схоластич. формализма, подчеркивал значение наглядности и опыта в обучении, связь языкового обучения с предметным, требовал совместного обучения детей всех сословий, указывал на необходимость учета индивидуальной психологии, нац. речи и культуры воспитуемого. Педагогика К. тесно связана с его филос. воззрениями. В области гносеологии К. стоял на позициях материалистич. эмпиризма. В 1613, за семь лет до появления "Нового органона" Ф. Бэкона, в работе "Всякое ли познание берет свое начало от ощущения?" К. выдвинул тезис: "Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении". Находясь под влиянием Ф. Бэкона, К. придавал большое значение изучению природы и чувственного опыта. Однако К. не был последоват. материалистом. Он признавал три источника познания: чувства, разум и Священное писание. Согласно К., знания, приобретаемые посредством чувства, разума или Священного писания, являются взаимно дополняющими. На этом К. строит синкретический, т.е. сравнительный метод, по к-рому можно неполные познания в одной области дополнить аналогичными из др. области. Соч. К. "Пансофия" ("Pansophia") представляет попытку охватить в одной системе все человеч. знания таким образом, чтобы они составили одно логич. целое, в к-ром одно вытекает из другого, и знание было бы прочным, убедительным и всем доступным. Одинаковые знания всех обо всем должны стать средством всеобщего улучшения человечества, средством устранения споров и войн и осуществления международного сотрудничества. С целью содействия распространению такого образования во всем мире К. пытался в своем труде "Панглотия" предложить универсальный язык и во всех своих пансофич. и дидактич. произведениях рекомендовал систему всеобщего обучения и воспитания для всех людей без различия положения, имуществ. состояния, национальности и расы. К. полагал, что для улучшения мира следует создать всемирный конгресс, на к-ром должен быть рассмотрен вопрос улучшения обществ. жизни, религии, философии политики. Религ. распри могут быть устранены при условии терпимости, улучшение философии может быть достигнуто путем устранения бесплодных размышлений и посредством изучения природы, организованного в междунар. масштабе, а улучшение междунар. отношений – путем выравнивания экономич. и культурного уровня всех народов. Проект К. со следами хилиастич. идей вошел в 7-томное произв. "Всеобщий совет об улучшении дел человеческих" ("De rerum humanarum emendatione consultatio catholica ad genus humanum"). Это соч. выдвигает К. в ряды выдающихся мыслителей своей эпохи, являясь переходом от социальных утопий Возрождения к обществ. теориям эпохи Просвещения. Соч.: Opera didaotica omnia, Amst., 1657; t. 1–3, Pragae, 1957; Sylloge quaestionum controversarum, в кн.: Korrespondence J. A. Komensk?ho, Praha, 1902; Gentis felicitas, там же; Conatuum Comenianorum praeludiae, Oxoniae, 1637; Janua rerum reserata, Leyden, 1681; Via lucis..., Amst., 1668; Sapientiae primae usus triertium catholicum appellandus, Leyden, 1681; Praha, 1920; Panegersia, Amst., 1663; Panaugia, Amst., [s. a. ]; Methaphysica, Lesnae, 1649; V?en?prava (Panorthosie), Praha, 1950; V?ev?chova (Pampaedia), Praha, 1948; Physicae ad lumen divinum reformatae synopsis, Lipsae, 1633; в рус. пер. – Избр. педагогич. соч., т. 1–3, M., 1939–41; Великая дидактика, М., 1896; Лабиринт света и рай сердца, СПБ, 1904. Лит.: История Чехословакии, т. 1, М., 1956, с. 261, 311–14; Крофта К., Коменский, как завершитель гуситской традиции, Прага, 1946; Лордкипанидзе Д. О., Дидактика Яна Амоса Коменского, 2 изд., М., 1949; Красновский ?. ?., Ян Амос Коменский, М., 1953; ?опелова-Отагалова И., Философские и общественные взгляды Я. А. Коменского (1592–1670), "Философские науки", (Научн. доклады высшей школы), М., 1959, No 3, с. 149–160; ее же, J. A. Komensk?ho cesta k v?en?prav?, Praha, 1958; Pato?ka J., Fjlosofick? z?klady Komensk?ho pedagogiky, "Pedagogika", 1957, No 2. И. Попелова. ЧССР.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
104.59 кб

"Prudens Faber Fortunae" в трактате Яна Амоса Коменского "кузнец своего счастья" и "христианский гер

Соколов Павел Валерьевич
Статья посвящена сравнению концепций гражданского воспитания, разработанных двумя крупными теоретиками педагогики раннего Нового времени Яном Амосом Коменским (1592-1670) и Джамбаттистой Вико (1668-1744).