КОМЕДИЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КОМЕДИЯ
жанровая разновидность драмы; драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Комедия
Забавное, вызывающее смех зрелище. В этом смысле комедией можно назвать жизнь – если не воспринимать ее всерьез и тем более в трагическом ключе. Однако умение смеяться над жизнью не освобождает от необходимости жить.

Источник: Философский словарь.

КОМЕДИЯ
разновидность драмы. В зависимости от характера действующих лиц, социального и нравственного содержания конфликтов комедия приобретает различную эмоциональную окраску: ирония, добродушный или горький смех, сарказм. Комедия - жанр, в основе своей социальный. Во все времена она служила средством осуждения нравственных пороков и проявлений социальной несправедливости.
Основоположник древнегреческой комедии - Аристофан (V - IV вв. до н. э.), в России - Д. Фонвизин (XVII в.).

Источник: История и теория культуры

Комедия
составляет один из видов драматической поэзии и обыкновенно состоит в том, что представляет как бы на самом деле, в действиях и словах лиц на сцене, смешные стороны в нравах и обычаях людей. Художественное значение комедии имеет свой корень в общем смысле искусства и, в частности, поэзии, и составляет предмет теории или философии искусства. Если искусство вообще выражает нам для зрения и слуха чистоту помысла или нечто идеальное, то с переходом его, в частности, к представлению внутреннего или идеального достоинства в самом действии, в видимом и слышимом столкновении личных чувств и страстей, необходимо возникает комедия как один из видов драмы. Смысл комедии тот, что в ней идеальное достоинство внутренней жизни, например, благородства, спокойствия, тихого и непритязательного труда и т. д., предстает в словах, жестах и действиях лиц путем не положительным, а отрицательным, т. е. в чьей- либо смешной пустоте, считающей себя чем-то серьезным или как бы в самоуничтожении всего пошлого. Таковы например, действующие лица в «Ревизоре» Гоголя. Комедия не то, что — фарс.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Комедия
(κωμηδία от κώμη деревня) составляет один из видов драматической поэзии и обыкновенно состоит в том, что представляет как бы на самом деле, в действиях и словах лиц на сцене, смешные стороны в нравах и обычаях людей. Художественное значение комедии имеет свой корень в общем смысле искусства и, в частности, поэзии, и составляет предмет теории или философии искусства. Если искусство вообще выражает нам для зрения и слуха чистоту помысла или нечто идеальное, то с переходом его, в частности, к представлению внутреннего или идеального достоинства в самом действии, в видимом и слышимом столкновении личных чувств и страстей, необходимо возникает комедия как один из видов драмы. Смысл комедии тот, что в ней идеальное достоинство внутренней жизни, например, благородства, спокойствия, тихого и непритязательного труда и т. д., предстает в словах, жестах и действиях лиц путем не положительным, а отрицательным, т. е. в чьейлибо смешной пустоте, считающей себя чем-то серьезным или как бы в самоуничтожении всего пошлого. Таковы например, действующие лица в «Ревизоре» Гоголя. Комедия не то, что — фарс.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

КОМЕДИЯ
греч.— komodia) — жанровая разновидность драмы. Эстетическое воздействие К. обусловлено эмоциональным эффектом, вызываемым у субъекта различными видами смеха, связанными с ситуациями сюжета К., поведением ее персонажей, поступки к-рых вступают в противоречие с действительностью и принятыми в ней нормами общежития. В зависимости от харак-теров действующих лиц, социального и нравственного содержания конфликтов К. приобретает различную эмоциональную окраску: ирония, добродушный или горький смех, сарказм. К.— жанр в основе своей остросоциальный. Во все времена она служила средством осуждения нравственных пороков и проявлений социальной несправедливости. Древнегреч. К., создателем к-рой был Аристофан (V—IV вв. до н. э.), имела сказочно-шутливый и хороводно-песен-ный характер, истоки к-рого — в карнавальных процессиях в честь бога Диониса. Новая аттическая К. в лице Менанд-ра (IV—III вв. до и. э.) обратилась к бытовым сюжетам. Этой традиции следовали и комедиографы Древн. Рима — Плавт и Теренций (III—II вв. до н. э.). В период средневековья в народном театре возникли жанры фарса, соти, представлявшие собой анекдотические сценки бытового характера. В эпоху Возрождения расцветает К., содержащая романтические элементы — приключения, связанные преимущественно с перипетиями любви (К. Лопе де Вега, У. Шекспир), особо выделяются реалистические «Интермедии» Сервантеса. В XVII в. в Италии существовали два типа К.— «ученая», следующая образцам древнеримских К-, и народная импровизационная (комедия дель ар-те). Франция дает миру образцы социально-бытовой и нравоучительной комедии, величайшим мастером к-рой был Мольер. Созданный им тип К., обличающей нравственные и общественные пороки, получил в XVIII в. развитие в драматургии др. стран: в Англии — Р. Б. Шеридан, в Дании — Л. Холь-берг, в Германии — Лессинг, в России — Д. И. Фонвизин. В XIX в. мировое комедийное иск-во получает расцвет в России, давшей высокие образцы социальной сатиры (творчество А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина и А. Н. Островского). В социалистическом об-ве сатирическая К. выступает незаменимым средством борьбы иск-ва с негативными общественными явлениями. Яркий пример тому сатирические К. Маяковского «Клоп» и «Баня».

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
116.39 кб

Платонические импликации в описании земного рая в «Божественной комедии» Данте Алигьери

Курдыбайло Инга Павловна
В статье обсуждаются возможные влияния, определившие структуру космологии «Божественной комедии» Данте в аспекте одновременного сосуществования двух раев — небесного и земного.
Читать PDF
316.33 кб

Аллегорический смысл Ада в «Божественной комедии» Данте

Назаров В. Н.
В статье анализируется архитектоника дантовского Ада в соотношении с аристотелевской «триадой дурных нравов», рассматриваются основные этико-символические значения дантовской модели Ада, из которых выводится транснормативный кодек
Читать PDF
6.46 мб

Этическая структура и моральная символика Ада в «Божественной Комедии» Данте

Назаров Владимир Николаевич
Читать PDF
403.21 кб

Избранные грешники Рая в «Божественной Комедии» Данте

Назаров В.Н.
В статье рассматривается соотношение этических и эстетических принципов в структуре дантовского Рая.
Читать PDF
275.88 кб

Концепция Чистилища в "Божественной комедии" Данте: от языческих образов к христианской этике

Обидина Ю.С.
Рассматривается концепция Чистилища в «Божественной комедии» в качестве срединного локуса переориентации Данте от языческих к христианским образам.
Читать PDF
145.71 кб

Социальный смысл критики Сократа в комедиях Аристофана

Зберовский А. В.
Известно, что процесс над Сократом имел под собой определенную идеологическую подоплеку, афинское общество заранее готовили к мысли о вредности деятельности философа.

Похожие термины:

  • КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ

    итал. corn media dellarte — комедия масок) — вид театрального представления в Италии XVI—XVII вв. Истоки К. д. а„ ее глубинной народности — в фарсе и карнавальных шествиях (Карнавал). Пронизанная смелой сатири
  • Комедианты

    название фильма о диктаторском режиме на одном из райских островов. Нечто подобное описано в доступной книге Г.Г.Маркеса "Осень патриарха".