урожд. Домонтович) (1872-1952) - вступила в социал-демократическое движение в 1890-е годы; до Мировой войны поддерживала меньшевиков; активно работала в женском движении II Интернационала. Во время войны примкнула к большевикам; стояла на левом фланге большевизма. В 1917 г. была членом ЦК; в 1918-19 гг. примыкала к "левым коммунистам" и к "рабочей оппозиции". Работала в высших учреждениях партии и правительства; с 1923 года в Наркоминделе. Была послом в разных странах. При Сталине потеряла политическое лицо и превратилась в декорацию режима.
КОЛЛОНТАЙ Александра Михайловна
Коллонтай, Александра Михайловна
КОЛЛОНТАЙ Александра Михайловна
19 марта (1 апр.) 1872 – 9 марта 1952 ] – деятельница российского и международного революц. рабочего движения, публицист и дипломат. Род. в Петербурге в семье генерала Домонтовича. Изучала экономич. науки в Цюрихском ун-те. В революц. движении с 90-х гг. С 1906 примыкала к меньшевикам. В 1915 вступила в партию большевиков. В 1908–17 в эмиграции. Вернувшись в Россию весной 1917, активно участвовала в Октябрьской революции, вошла в состав первого сов. пр-ва в качестве наркома социального обеспечения. В 1920 заведовала женотделом ЦК партии, в 1921–22 – зам. пред. Междунар. женского секретариата при Исполкоме Коминтерна. С 1922 – на дипломатич. работе. Выступая в дореволюц. России со статьями по вопросам педагогики, философии, полит-экономии, К. в борьбе с реакц. идеологией отстаивала марксистское мировоззрение. В работе "Основы воспитания по взглядам Добролюбова" (см. "Образование", 1898, NoNo 9–11) К. раскрыла педагогич. и этические воззрения рус. революц. демократа. Статьи К. "Проблема нравственности с позитивистской точки зрения" (там же, 1905, No 9, 10), "Этика и социал-демократия" (там же, 1906, No 2) и др. были направлены против идеалистич. трактовки этики как внеисторич. и внеклассовой категории, будто бы присущей "природе" субъекта. Вскрывая классовое содержание философии Ницше, К. доказывала, что ницшеанство содержит "...все те нравственные черточки, какими буржуазно- капиталистическое общество всего более дорожит" (там же, 1905, No 10, с. 105). В совр. условиях "...именно в классе буржуазном могла и должна была зародиться та проповедь безграничного индивидуализма, которая в лице Макса Штирнера, Ницше и Гюйо получила свое наиболее яркое выражение" (там же, с. 100). Если для буржуазии гуманные этич. нормы – излишнее бремя и она их отбрасывает прочь, то для пролетариата, выдвигающего на первый план принцип солидарности, объединения, самоотвержения, интересы класса выше индивидуального блага. К. подчеркивала гуманность классовой морали пролетариата, содержащей в себе важнейшие элементы будущей общечеловеч. нравственности (см. тамже, 1906, No 2, с. 27–28). В 1916 была издана отредактированная Лениным брошюра К. "Кому нужна война?" (поправки Ленина к этой брошюре см. вкн.: Ленинский сборник, XVII, с. 324–30); в ней был дан анализ социально-экономич. причин первой мировой войны. Значит. вклад К. внесла в разработку женского вопроса и в развитие женского рабочего движения. В кн. "Социальные основы женского вопроса" (1909), "Общество и материнство" (1916), "Труд женщины в эволюции хозяйства" (1920) и др. К. показывала, что положение женщин в обществе определяется господствующими производств. отношениями, что полное раскрепощение женщины требует разносторонних социальных мероприятий: освобождения ее от хозяйств. забот, передачи обществу многих функций по воспитанию детей, создания широкой сети яслей и детских садов, обществ. столовых, школ-интернатов. Создание подобных условий в рамках эксплуататорских обществ невозможно. С победой социалистич. революции возникают необходимые предпосылки не только для равного с мужчиной участия женщины в процессе обществ. произ-ва, но и для обеспечения женщине равноправного положения в семье. Обобщая опыт первых лет диктатуры пролетариата, К. утверждала, что прежняя семья с зависимым положением в ней жены и матери уходит в прошлое. Новые условия порождают новые взаимоотношения в семье. При этом К. подметила ростки новых взаимоотношений в социалистич. семье, но вместе с тем возводила в абсолют ряд временных ненормальных явлений, порожденных эпохой военного коммунизма ("Новая мораль и рабочий класс", М., 1918, "Семья и коммунистическое государство", М.–П., 1918; "Любовь пчел трудовых", П., 1923, и др.). Впоследствии К. сама высмеивала свои прежние представления о "свободной любви". К. участвовала в дискуссии о профсоюзах (1921), выступая на стороне т.н. рабочей оппозиции, но после речи Ленина на X съезде партии поняла ошибочность платформы оппозиции, признала правильными решения съезда и последовательно их выполняла. Соч.: Жизнь финляндских рабочих, СПБ, 1903; Основные аграрные тенденции, журн. "Правда", 1904, кн. 11; К вопросу о классовой борьбе, [СПБ, 1905 ]; Финляндия и социализм. Сб. статей, СПБ, [1906 ]; Судьба человечества в вопросе о народонаселении, "Жизнь", 1910, No 2; Кто такие социал-демократы и чего они хотят?, 2 изд., П., 1917; Карл Либкнехт и Роза Люксембург, "Рабочий мир", 1919, No 2–3; Тезисы о коммунистической морали в области брачных отношений, "Коммунистка", 1921, No 12–13; Брак и быт, "Рабочий Суд", 1926, No 5; По "божеским" делам у монахов, "Смена", 1927, No 20; Из воспоминаний, "Октябрь", 1945, No 9; Воспоминания об Ильиче, М., 1959; Американские дневники. 1915–1916, "Историч. архив", 1962, No 1, с. 128–59. Лит.: Уткес Д., А. М. Коллонтай, в кн.: Славные большевики, М., 1958; ?еlеnсia I. de. A. Kollontay, ambassadress from Russia, N. Y., 1947. В. Бильшай. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.