КОЛЛИНГВУД

Найдено 1 определение
КОЛЛИНГВУД
Collingwood), Робин Джордж (1889–1943) – англ. философ, представитель неогегельянства, историк, специалист по древней истории Британии. Проф. философии в Оксфорде (с 1935). Согласно К., философия, в отличие от частных наук, опирающихся на чувств. опыт, есть изучение "опыта мышления", "мышления второго порядка". К. считает, что понятия философа не подчиняются правилам формальной логики, к-рые сохраняют силу применительно к понятиям науки; в сфере философии приобретает значение диалектич. логика, "чьим объектом служит не абстрактная, а конкретная мысль истории и философии" ("Speculum mentis or the Map of knowledge", Oxf., 1924, p. 195). Противопоставляя формальную логику, как единственную "логику науки", диалектич. логике, как логике филос. знания, К. вместе с тем противопоставляет естествознание философии, а также изымает диалектику из мира природы, рассматривая ее как исключит. принадлежность мышления. Метод философии, по К., – классификация материала опыта путем установления отношений субординации между различными его видами, "шкала форм"; такую "шкалу форм" образуют иск-во, религия, наука, естествознание, история и философия. Эта восходящая иерархия "форм духовной активности" основывается, соответственно, на воображении, символизации и абстракции. В философии, к-рая, по К., есть высшая форма духовного самосознания, ибо делает своим предметом историю, субъект приходит к абсолютному знанию, обнаруживая, что внешний мир есть "проекция духа". В последний период жизни К. под влиянием Б. Кроче все более склонялся к "абсолютному историзму", растворяющему философию в истории (причем история рассматривается как история мысли историка, – см. The idea of history, Oxf., 1946, p. 215). В этот период философия для К. – не наука о реальности (хотя бы и духовной), а выяснение при помощи метода историч. релятивизма (т.н. логики вопроса и ответа) "абсолютных логич. предпосылок знания", принимаемых в данную эпоху. Эти предпосылки совпадают с "символом веры". В связи с этим в основе знания лежат "постулаты веры". Так философия К. смыкается с теологией. Однако К. имеет опред. заслуги в критике иррационализма и позитивизма. Соч.: Religion and philosophy, L., 1916; Speculum mentis, Oxf., [1924 ], Faith and reason, L., 1928; An essay on philosophical method, Oxf., [1933 ]; Human nature and human history..., L., [1936 ]; An essay on metaphysics, Oxf., 1940; The new Leviathan, Oxf., [1942 ]; An autobiography, N. Y., [1944 ]; The principles of art, Oxf., [1947 ]; The idea of nature, Oxf., 1945; The idea of history, Oxf., 1956. Лит.: Киссель ?. ?., ?. Коллингвуд и борьба объективного идеализма с позитивизмом, "Филос. науки", (Научн. доклады высшей школы), 1960, No 2; Tomlin ?. W. F., R. G. Collingwood, [L., 1953 ]. M. Киссель. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.



Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Проблема соотношения истории и природы в историософских концепциях Кроче и Коллингвуда

Дёмин Илья Вячеславович
Проводится сопоставление двух версий неклассической философии истории. Основанием сопоставления является трактовка соотношения истории и природы, исторического и естественнонаучного способов познания.

Похожие термины:

  • КОЛЛИНГВУД РОБИН ДЖОРДЖ

    22. 2.1889, КартмелФелл, Ланкашир - 9.1.1943, Конистон, Ланкашир), англ. философ-идеалист и историк, представитель неогегельянства; специалист по древней истории Британии. Испытал влияние Кроче. К. стремился