(1934, Париж – 1994, там же) – французский философ, представитель постструктурализма. Родилась в многодетной семье еврейских эмигрантов из Польши, приехавших в Париж в 1929. Отец К. погиб в Освенциме, многочисленные родственники были уничтожены в Польше.
В годы оккупации Франции К. еще ребенком вместе c семьей пришлось скрываться от нацистов. Тема Холокоста и существования после этой трагедии окрашивает все ее творчество. Окончила Высшую нормальную школу, написав диссертацию об учении Платона о языке. Преподавательскую карьеру начала в Тулузском лицее Сан-Сернин (1960–1963) и продолжила в лицее Клода Моне (1963–1970). С 1969 работала в семинаре Ж. Деррида, в 1970–1988 была его ассистентом в Сорбонне, а затем лектором этого университета. С 1991 К. – профессор Сорбонны, с середины 1970-х – член GREPH (Группы исследований в области преподавания философии), созданной Ж. Деррида, Ж.-Л. Нанси и Ф. Лаку-Лабартом. К. – автор более двадцати книг в области философии, психоанализа, художественной культуры; ее работы, по словам Деррида, отличаются единством игрового опыта и иронии, смеха «на краю беспокойства» и жизнеутверждающего начала. Проведенный К. генеалогический анализ уникальных явлений человеческой культуры в значительной степени основан на творческом освоении ницшеанских и фрейдистских идей. Ницше интерпретируется К. как философ, который разработал глубокий генеалогический подход к пониманию культурных явлений: трагический дионисийский опыт жизни должен питать «многогранное видение», способное деконструировать и реконструировать поток становления с различных точек зрения. Психоанализ понимается как важный инструмент постклассической рефлексии, позволяющий исследовать человеческие проблемы и культурные феномены путем установления взаимосвязи между аффектом и репрезентацией, властью и значением, экономическим и символическим. Важной темой культурфилософского наследия К. является утверждение способности произведения искусства открыть новую смысловую грань человеческого мира в век торжества научной рациональности. В искусстве уникальность и инаковость торжествуют над культурными силами, питающими их контролируемое преодоление «в интересах разума и истины». Искусство избегает логики гегельянского типа, создавая уникальный значимый образ, финальный смысл которого ускользает от дискурсивной интерпретации. Даже в классической живописи происходит своеобразное удвоение реальности, снимается оппозиция реального и воображаемого путем их взаимопроникновения. Меняя перспективу творчества, искусство модерна, по К., видит задачу художника в бесконечной игре с возможными формами. Генеалогия непонимания радикальной инаковости женского начала в европейской культуре – стержневая тема творчества К. Ее трактовка проблемы складывается в пространстве видения проблемы Другого Э. Левинасом и деконструкции фонолого-центризма европейской культуры Ж. Деррида. К. полагает, что сложившийся в Европе тип культуры предполагает маскулинно-центрированное понимание реальности, которое по определению маргинализирует противоположный пол. В этой связи К. проводит ироническую деконструкцию кантовской «экономии уважения» к женщине (обосновывающую видение ее подчиненного социального положения вечными целями природы – совершенствования разума и морали), а также фрейдистского истолкования «загадки женщины», изначально предполагающего привилегированный статус мужчины. Обретение человеческой самотождественности, по К., – итог критического осмысления единства личностного и культурного опыта, «овладения прошлым». Собственная судьба и геноцид Холокоста приводят ее к теме этических ориентиров противостояния абсолютному злу после Освенцима и значимости для этого библейской традиции.
Соч.: L’enfance de l’art: Une interprétation de l’esthétique freudienne. P., 1970; Nietzsche et la métaphore. P., 1972; Nietzsche et la scène philosophique. P., 1979; L’énigme de la femme: La femme dans les textes de Freud. P., 1980; Le respect des femmes (Kant et Rousseau). P., 1982; Lectures de Derrida. P., 1984; Paroles suffoquées. P., 1987; Rue Ordener, rue Labat. P., 1994; Selected Writings. Introduction by J. Derrida. Stanford, 2007. Лит.: Enigmas: Essays on Sarah Kofman. Ithaca & L., 1999; Gubman, B. A Review. Selected Writings by Sarah Kofman. Ed. by Albrecht Th., Albrecht G. and Rottenberg E. Stanford, 2007 // The European Legacy. 2010. Vol. 15, № 6. Б.Л. Губман