КОДЕКС МОРАЛЬНЫЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

КОДЕКС МОРАЛЬНЫЙ
лат. codex - книга) - свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. Как правило, в К. м. составленном определенным автором, отражаются нравственные требования, к-рые уже выработало до него стихийно моральное сознание об-ва. К. м. обычно охватывает как те нормы поведения, к-рые практикуются подавляющим большинством людей, так и те, к-рые часто нарушаются, но считаются тем не менее обязательными. Т. обр, задача, к-рую берет на себя составитель К. м., заключает в себе противоречие: он должен в одинаковой форме отобразить нормы поведения, к-рые составляют историческое завоевание об-ва, и требования, к-рые об-во еще не в состоянии осуществить практически. Примером такого рода К. м. могут служить библейские «законы Моисеевы», обнаруживающие социальные противоречия, присущие древнееврейскому об-ву. К. м, замышляли создать и нек-рые просветители. Морелли попытался написать нравственный кодекс в духе «истинных законов природы», Stycco мечтал о К. м., к-рый содержал бы «в положительной форме те максимы," которые всякий должен признавать, и в отрицательной форме нетерпимые максимы, которые следует отвергать». Но все попытки создать всеобъемлющие своды правил из-за неверной посылки, что такие правила можно сформулировать раз и навсегда, применительно ко всем жизненным обстоятельствам и историческим условиям (Догматизм, Формализм), были обречены на неудачу. Они неминуемо сталкивались с невозможностью полностью исчерпать все богатство социальной практики, разнообразие жизненных ситуаций, согласовать нравственные нормы, сформулированные в прошлом и возникающие в иных исторических условиях. Невозможность создания пригодного на все случаи жизни К. м. заставляла нек-рых мыслителей пытаться найти к.-л. общий принцип, из к-рого можно было бы логически выводить все правила поведения и нравственные требования (Рационализм, Категорический императив). Объективно это прокладывало путь к формализму в этике. От кодексов прошлого в корне отличается моральный кодекс строителя коммунизма, к-рый не является К. м. в традиционно-историческом смысле слова. Во-первых, он формулирует не конкретные нормы поведения, а важнейшие общие принципы коммунистической нравственности, к-рые охватывают нек-рые представления о нравственности, выработанные трудящимися массами в борьбе против социальной несправедливости и эксплуатации (Общечеловеческое и классовое в нравственности), моральные требования революционного пролетариата и правила социалистического общежития, выработанные народом в процессе социалистического и коммунистического строительства. Требования морального кодекса строителя коммунизма касаются осн. нравственных проблем отношения человека к об-ву; отношения человека к человеку; нравственных основ взаимоотношений между нациями и народами. Во-вторых, он сформулирован не на все времена и эпохи, а применительно к вполне конкретным историческим условиям строительства коммунизма. Ему поэтому совершенно чужд дух догматизма, присущий всем К. м. прошлого Моральный кодекс строителя коммунизма в сжатом, концентрированном виде выражает и закрепляет достижения социализма в нравственном воспитании человека н указывает пути дальнейшего совершенствования личности, нравственного прогресса обва.

Источник: Словарь по этике

МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС
строителя к о м м у н и з м а – свод научно обоснованных принципов коммунистической морали, возникших в социалистическом обществе и нашедших свое теоретическое обобщение в Программе КПСС, принятой XXII съездом КПСС. В истории существовали различные моральные кодексы, как писаные (заповеди религии, сословные кодексы, дуэльные и т.д.), так и неписаные, фактически существующие в каждой, исторически известной форме морали. О высоком М. к. мечтал Руссо, к-рый писал в письме Вольтеру от 18 авг. 1756: "Я хотел бы, чтобы в каждом государстве существовал моральный кодекс, нечто вроде исповедания гражданской веры, которое содержало в положительной форме те общественные максимы, которые всякий должен признавать, и в отрицательной форме нетерпимые максимы, которые следует отвергать не как безбожные, а как мятежные. Этот кодекс, будучи составлен тщательно, был бы, по-моему, наиболее полезной книгой из когда-либо написанных и, быть может, единственной, необходимой людям" (цит. по кн.: Хрестоматия по истории западноевропейского театра, т. 2, 1955, с. 363). Необходимость новых М. к. утверждали и утопич. социалисты. Так, напр., Сен-Симон говорил о создании Академии моральных наук, целью к-рой было бы установление "кодекса чувств", соответствующего справедливым законам и принципам поведения (см. Избр. соч., т. 2, М.–Л., 1948, с. 256–58). Появление М. к. не случайно, обычно они формулируются тогда, когда выраженные в них требования уже прочно закреплены в обществ. мнении соответствующей обществ. группы. В противовес абстрактному содержанию моральных кодексов прошлого, претендовавших на выражение вечных и неизменных "добродетелей", М. к. строителя коммунизма носит конкретно-историч. характер, отражает уровень обществ. развития, степень и форму распространения новых нравств. норм, высокую моральную культуру социалистич. общества и определяющие тенденции нравств. развития личности в условиях перехода к коммунизму. Кодекс рожден самой эпохой строительства коммунизма, когда в обществе все больше возрастает и расширяется сфера действия нравственности и сокращается сфера действия административного регулирования отношений между людьми. Ведущим принципом М. к. является преданность делу коммунизма, любовь к социалистич. Родине. В нем определено новое отношение человека к труду, к обществ. собственности, к обществ. интересам, общению между людьми в условиях господства социалистич. производств. отношений (коллективизм, гуманность, честность и правдивость, простота и скромность), отношение его к семье, к детям. Нетерпимость к порокам старого мира и непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов М. к. сов. человека причисляет к важнейшим принципам коммунистич. морали, выражающим ее революц. направленность и боевой дух. Интернациональная природа М. к. раскрывается в утверждении им дружбы и братства народов СССР, братской солидарности с трудящимися всех стран, со всеми народами. Жестоким и циничным заповедям эксплуататорских классов М. к. строителя коммунизма противопоставляет нравств. принципы коллективизма и гуманизма, выраженные в словах: "каждый за всех, все за одного", "человек человеку – друг, товарищ и брат" (см. Программа КПСС, 1961, с. 120). В основе М. к. строителя коммунизма лежит утверждение идеалов международного коммунистического движения и борьба за коммунизм. Но это классовое содержание сочетается в нем с общечеловеческой, поскольку борьба за коммунизм отвечает интересам не только рабочего класса, трудящихся, но в конечном итоге и всего человечества. М. к. служит могуществ. средством нравств. воспитания сов. людей, он способствует выполнению гл. задачи этого воспитания – сформировать сознательного и активного борца за коммунизм, всесторонне развитого нового человека, свободного от пороков и пережитков старого общества. Лит.: Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, Соч., 4 изд., т. 31; Материалы XXII съезда КПСС, М., 1962; Постановления Пленума ЦК КПСС. Июнь 1963 г. Об очередных задачах идеологической работы партии..., М., 1963; Шишкин А. Ф., Основы марксистской этики, М., 1961; Косолапов С. М., Крутова О. П., Нравств. принципы строителя коммунизма, М., 1962; Журавков М. Г., Важнейший принцип коммунистич. морали, "Вопр. философии", 1963, No 5; его же, Об отношении человека к обществу, "Политич. самообразование", 1963, No 4. M. Журавков. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
308.12 кб

Моральные кодексы как феномен культуры

Черепанова Мария Владимировна, Этштейн Мэри Зольевна
В статье рассмотрены роль и значение моральных кодексов в жизни общества, раскрыт механизм функционирования этого культурного феномена; охарактеризованы типовые структурные элементы кодексов; представлена история становления и раз
Читать PDF
313.91 кб

Морально-этический кодекс современного работника инженерно-технического профиля

Мирзоев Шайдабег Айдабегович, Ахмедова Залина Тажудиновна
В статье рассмотрены основные морально-этические требования к работникам инженерно-технического профиля. Авторами проанализирована система моральных отношений.
Читать PDF
327.03 кб

Управление массами посредством моральных кодексов. Социокультурный пример Японии

Гуреев Максим Вячеславович
Социальный феномен моральной кодификации, формирование моральных кодексов могут быть эффективными для того, чтобы использовать и контролировать массовое сознание и поведение.

Похожие термины:

  • МОРАЛЬНЫЕ КОДЕКСЫ

    совокупность ценностей, которые обязуются выполнять, как правило, определенные коллективы людей. В нашем случае речь идет о научных сообществах. В различных М. к. ученые призывают себя и своих колл
  • Моральный кодекс строителя коммунизма

    свод научно обоснованных принципов коммунистической морали, сформулированных в Программе партии, принятой на XXII съезде КПСС в октябре 1961. Кодекс рожден самой жизнью, эпохой строительства коммуни