КЛООТС Анахарсис

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

КЛООТС Анахарсис
1755-1794) - радик. бурж. просветитель и политич. деятель франц. бурж. революции кон. 18 в. Называл себя «личным врагом Иисуса Христа». В сочинениях и выступлениях в Конвенте ратовал за замену католич. религии Разума культом, полагая; что народ готов не верить «поповским фокусам» и обратиться к «истинной морали». К. был гильотинирован вместе с др. левыми якобинцами (эбер-тистами).

Источник: Атеистический словарь

Клоотс Анахарсис
1755 - 1794) - один из деятельных участников французской революции, был по рождению немцем и происходил из герцогства Клеве, принадлежавшего Пруссии. Его настоящее имя было Жан Батист; имя Анахарсиса он принял в начале революции под влиянием увлечения классической древностью. Идея равенства и братства народов нашла в нем страстного последователя. В 1790 г. он от имени "Комитета Иностранцев" благодарил Учредительное Собрание за борьбу против тирании.
В качестве "оратора человеческого рода" он требовал от Законодательного Собрания войны с Германией и пожертвовал на вооружение Франции значительную часть своего состояния.
В 1792 г. он был избран в члены Конвента. Он называл себя личным врагом Христа и всякой религии и доказывал в своих литературных произведениях, что только народ может быть сувереном мира и что только глупцы могут верить в верховное существо, культ которого был установлен Робеспьером. По требованию последнего он был привлечен к суду по делу левой фракции якобинцев и казнен в 1794 г. /Т. 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

КЛООТС Анахарсис
(Cloots, наст. имя Жан-Батист, 1755—1794) - радикально-бурж. философ-просветитель, публицист и полит. деятель франц. бурж. революции 1789—1794. Голландско-вестфальский барон, обладатель крупного состояния, К. отказался от привилегий и занялся полит. и лит. деятельностью. С сер. 70-х гг. жил в Париже. К. пропагандировал идеи Просвещения, резко критиковал католицизм и в целом христианство. В период революции примыкал к левым якобинцам (эбертистам). В 1792 был избран членом Конвента и одно время возглавлял его дипломатич. комитет. В дар Конвенту он принес свой труд «Достоверность оснований магометанства». Воинств. атеист, называвший себя «личным врагом Иисуса Христа», К. был одним из вдохновителей дехристианизации - движения за замену католич. культа «культом Разума». Он считал, что народ готов больше не верить «поповским фокусам» и намерен обратиться, а точнее, вернуться к «истинной морали». Политика насильств. Дехристианизации была, однако, отвергнута Робеспьером, опасавшимся, что она усилит позиции контрреволюции. К. был гильотирован вместе с др. эбертистами.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.