Клод Адриан Гельвеций
Источник: Атеистический словарь
Источник: Философский энциклопедический словарь
Даты жизни. Родился 31.1.1715 в Париже в семье придворного врача. По протекции королевы зани» мал должность генерального откупщика, оставив которую, посвятил себя полностью философии. Умер 25.1.1771 в Париже.
Источник: Философский словарь. 1963
Мышление и ощущение, согласно Г., являются свойствами вечной и бесконечной материи, находящейся в постоянном движении. Основа познания – ощущение, память – это ослабленное ощущение, мышление – деятельность по комбинированию ощущений. Воля направляет человека к получению чувственных удовольствий. Эгоизм – основа его поведения. Эгоистическая устремленность человека проявляется и в познавательной деятельности. Человек размышляет тогда, когда затронуты его практические интересы, или же от скуки. Г. открыто признает пристрастность человеческого разума. Ценность наших идей и поступков определяется, по мнению Г., их полезностью, привлекательностью и поучительностью.
Г. отрицал изначальное неравенство умственных способностей людей, врожденность морального чувства. Основанием нравственных представлений и социальных качеств является интерес. Нравственность не может требовать иного, нежели природа. С точки зрения отдельного человека понятие добродетели – фикция. Добродетель – это лишь обозначение человеческого поведения, эгоистического по своим мотивам, но приносящего пользу обществу. Благо общего есть сумма блаженства его частей. Воспитание должно лишь корректировать индивидуальные эгоизмы, поощряя такое поведение, которое способствует благу общества; прежде всего это поведение, основанное на чувстве чести. Умение сочетать интересы индивида и общества ведет к процветанию нации. Г. выступал за полное уничтожение феодальной собственности, был сторонником просвещенного абсолютизма.
Источник: Краткий философский словарь.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Источник: Словарь по этике
Согласно Г., мир материален, бесконечен во временп и пространстве, находится в постоянном движении, мышление и ощущение являются свойствами материи, возникшими как ее наиболее сложные образования. Г. одним из первых среди франц. материалистов 18 в. преодолел непоследовательность теории познания Локка, придав его сенсуализму открыто материалистич. характер; Г. был противником агностицизма. Подверг резкой критике идеи существования бога, сотворения
мира, бессмертия души. Однако Г. не вышел за пределы метафизич. мышления, абсолютизировал значение законов механики.
Критикуя теология, воззрения на обществ. жизнь, Г. объяснял ее без помощи сверхъестеств. сил, не выходя, однако, за пределы идеалистич. понимания истории. Г. начинал изучение обществ. явлений с изолированного индивида, признавая сознание и страсти человека гл. движущей силой обществ. развития. Он критиковал учение о врожденном неравенстве интеллектуальных способностей людей, а различия их психич. и морального склада объяснял прежде всего особенностями среды, в к-рой они воспитывались. Подвергнув критике религ. и спиритуалистич. этику, основанную на признании врожденности моральных чувств и понятий, Г. доказывал опытное происхождение нравств. представлений, их обусловленность интересами индивида. Этот индивидуализм Г. пытался сочетать с обществ. интересом, к-рый в действительности был идеализированным классовым интересом буржуазии.
Г. выдвинул требование полной ликвидации феод. отношений и феод. собственности. Считая респ. форму правления непригодной для больших гос-в, он был сторонником просвещенного абсолютизма, в понятие которого вкладывал бурж.-демократич. содержание.
Деятельность Г. сыграла значит. роль в идеологич. подготовке Великой франц. революции, в идейной подготовке утопич. социализма нач. 19 в. и развитии филос. мысли.
Источник: Советский философский словарь
Е.В. Петушкова
Источник: Новейший философский словарь
Источник: Философия справочные материалы для самостоятельной работы студентов и магистрантов
«Главное в жизни – личный интерес!»
Жизнь. Гельвеций родился в Париже, в семье придворного врача, что дало ему возможность получить хорошее образование. Сначала он окончил иезуитскую коллегию, а затем поступил в Каннский университет на факультет юриспруденции. По окончании учебы перед Гельвецием открывались большие возможности, и он выбрал деятельность генерального откупщика. Будущее его обещало быть безоблачным, однако Гельвеций все более и более проникается идеями Просвещения, а после знакомства с Монтескье и Вольтером в 1751 г. и вовсе отказывается от престижной должности. Вся его дальнейшая судьба будет посвящена научной и философской деятельности.
Основные работы. «Послание о любви к знанию», «О человеке, его умственных способностях и его воспитании», «Об уме», «Счастье».
Гельвеций о личном интересе. Всякий человек, говорит Гельвеций, стремится к лучшей жизни. И главной движущей силой в этом стремлении является личный интерес, которым руководствуется человек в жизни. Он ищет удовольствий, наслаждения, пользы и выгоды, одновременно избегая страданий, мучений и боли. Кроме того, Гельвеций убежден, что только «интерес направляет все наши суждения».
Гельвеций об общественных идеях. Общество, состоящее из отдельных индивидуумов, вырабатывает критерии общественно полезного, добродетельного, хорошего, правильного. Все это происходит в силу того, что ум человека содержит в себе огромное число всевозможных идей, которые можно подразделить на соответствующие общественные ценности. Руководит этим процессом общественный интерес, который «…дает им название добродетельных, порочных или допустимых; этот самый интерес является единственным раздатчиком уважения или презрения по поводу наших идей».
Классификация идей по Гельвецию. Все наши идеи и соответствующие им поступки Гельвеций подразделяет на три основных вида:
1. Полезные идеи – это такие идеи, которые дают нам какоелибо полезное знание или доставляют развлечения.
2. Вредные идеи – это идеи, «которые производят на нас противное впечатление».
3. Безразличные идеи – это все малоприятные для нас идеи или идеи, ставшие в процессе жизнедеятельности настолько привычными, что не производят на нас никакого впечатления.
Утилитаризм Гельвеция. Итак, для отдельного человека, так же как и для всего общества, хорошим является все то, что ведет к пользе, удовольствию и, следовательно, к максимально возможному общему благу. Такой способ восприятия называется утилитаризмом. Утилитаризм – это философия полезности, ибо, по Гельвецию, только польза является единственной и подлинной целью жизни человека.
Источник: Философия. Краткая история.
Соч. М., 1974. Т. 2. С. 185). Уверенность во всемогуществе воспитания привела Г. к созданию демократической социально-политической программы. Его идеал – Франция как конфедерация небольших республик, где просвещенный монарх фактически играет роль президента государства. Все граждане превращаются в членов третьего сословия и приобретают равные политические права. Разница в имущественном положении между ними сводится к минимуму. Произведя необходимые изменения в законах и обычаях, просвещенный законодатель мог бы устранить причины социальных бедствий и обеспечить покой народу и стабильное существование государству. Взгляды Г. оказали влияние на дальнейшее развитие материалистической философии. Он заложил основание целостной системы утилитаризма; его последователями стали И. Бентам и Дж.С. Милль.
Соч.:
Соч. Т. 1–2. М., 1974; Oeuvres complètes. V. 1–14. P., 1795. Лит.: Момджян, X.Н. Философия Гельвеция. М., 1955; Длугач, Т.Б. Подвиг здравого смысла. М., 1995; Horowitz, I.L. Claude Helvetius: Philosopher of Democracy and Enlightenment. N.Y., 1954. Т.Б. Длугач
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.
Осн. филос. произв. - «Об уме» (1758; русск. пер. - М., 1938) и «О человеке, его умств. способностях и его воспитании» (1773; русск. пер. - М., 1938). За резкую критику господств. феод. строя, религии и католич. церкви книги Г. были запрещены во Франции, а первая из них, «Об уме», сожжена рукой палача. Атеистич. взгляды Г., как и др. франц. материалистов того периода, явились значит. достижением в истории домарксовского атеизма. Основой всего существующего Г. признавал материю и ее движение. Т. н. душу он рассматривал как способность к ощущению, свойственную живым организмам. Отвергая возможность существования души вне и независимо от тела, Г. критиковал религ. догму о бессмертии души и существовании загробной жизни. Разделяя в целом недостаток домарксовского атеизма, не сумевшего вскрыть социальные, классовые корни религии и, следовательно, правильно решить вопрос о путях ее преодоления, Г. все же шел в этом отношении дальше мн. своих современников. Он приблизился к пониманию религии как фантастич. отражения в сознании людей их реального бытия («О человеке»). Происхождение и существование религии Г. объяснял не только невежеством, жреч. обманом и страхом перед смертью, но также и неудовлетворенностью человека условиями своей жизни на земле, противоречием между отсутствием счастья и постоянным стремлением к нему человека. Исходя из этого, решающим условием преодоления религии Г. считал не просто просвещение народа, а уничтожение феод.» строя и замену его более «разумным» (по существу бурж.) строем. Г. разоблачал мораль религиозную, круто считал противоречащей здравому смыслу и понятию гражд. добродетелей. Добродетелен тот, полагал он, кто делает добро своим согражданам, дает что-то полезное обществу, а не тот, кто вместе с церковью усматривает добродетели в любви к богу, воздержании, смирении, покорности духовенству. Религиозную мораль Г. считал тормозом обществ, прогресса и в качество доказательства приводил пример Испании и Португалии, где засилье католич. духовенства и религ. идеологии содействовали тому, что они в своем развитии намного отстали от ряда др. европ. стран. Г. отмечал идейный, полит., экономич. вред, приносимый обществу монашеством и духовенством.
Стремясь подорвать мощь церкви, он выступил в поддержку секуляризации церк. богатств. Свободу совести Г. понимал не только как право на любое вероисповедание, но и как право не признавать никакой религии. Преодоление господств. религии Г. мыслил себе в виде возможного перехода к новой «универсальной религии», свободной от мистич. элементов. Осн. задачу такой религии Г. видел в проповеди гармонич. сочетания личного и обществ, интересов. «В подобной религии, - писал философ, - нет иных святых, кроме благодетелей человечества, кроме Ликургов, Солонов, Сиднеев, кроме изобретателей к.-п. искусства, к.-н. нового удовольствия, согласного, однако, с общим интересом» («О человеке...», с. 31). Атеистич. наследие Г., несмотря на истор. ограниченность, служит и в наст. вр. оружием в борьбе с религией.
Материалистические взгляды Гельвеция складывались в общем русле идей Просвещения. Природа понималась им как совокупность материальных тел, образующихся в результате соединения и разъединения мельчайших частиц—атомов. Природе присущи движение, пространственно-временные характеристики, причинность, тождественная необходимость. В Универсуме совершается непрерывное превращение одних веществ в другие, точнее — круговорот природы. Определения материи как субстанции Гельвеций избегал, считая ее лишь словом для описания совокупности различных материальных свойств. Человек подобно другим природным созданиям рассматривался Гельвецием только как живое существо; источник его чувств, желаний и потребностей—ощущения. С позиций сенсуализма Гельвеций сводил воображение, память, суждение, мышление к ощущениям, а источником ошибок считал невежественные суждения.
Все эти идеи были высказаны в 1-й книге Гельвеция «Об уме» (1758; рус. пер. 1917), выход в свет которой стал событием в его жизни и в истории всего французского Просвещения. Сочинение сразу же вызвало нападки со стороны парламента и духовенства. Представив Гельвецию около 100 замечаний, Сорбонна потребовала от автора отречения. Причиной нападок врагов, а также суровой критики многих единомышленников стала последовательно проводимая Гельвецием концепция утилитаризма. Определив человека как природное существо, стремящееся лишь к удовлетворению материального интереса и получению физических удовольствий, Гельвеций из этого делал вывод о себялюбии как основном инстинкте человека. С этих позиций он объяснял все чувства человека и его поведение, отношения между людьми и устройство общества. Любовь к ближнему—результат любви к самому себе, в основе дружбы—корыстный интерес, надежда получить помощь и совет от друга (Вольтер считал, что такое понимание помещает дружбу в разряд «низких чувств».) Если бы человек не руководствовался корыстью, он проводил бы жизнь в лени и спокойствии (полемизируя с Гельвецием, Дидро говорил о бескорыстии тех, кто жертвовал жизнью ради Родины, или ученых, напр., Лейбница или Ньютона и т. п.).
В 1772, уже после смерти Гельвеция, усилиями его друзей, а также русского посланника в Голландии князя Д. Голицына вышла его 2-я книга «О человеке», где в центре его антропологической концепции стоит проблема воспитания: «Люди рождаются либо без предрасположений, либо с предрасположениями к самым противоположным порокам и добродетелям. Значит, они являются лишь продуктом воспитания» (Соч. в 2 т., т. 2. M., 1974, с. 185).
Уверенность во всемогуществе воспитания привела Гельвеция к созданию демократической социально-политической программы. Его идеал — Франция как конфедерация небольших республик, где просвещенный монарх фактически играет роль президента государства. Все граждане превращаются в членов третьего сословия и приобретают равные политические права. Разница в имущественном положении между ними сводится к минимуму. Произведя необходимые изменения в законах и обычаях, просвещенный законодатель мог бы устранить причины социальных бедствий и обеспечить покой народу и стабильное существование государству. Взгляды Гельвеция оказали влияние на дальнейшее развитие материалистической философии. Он заложил основание целостной системы утилитаризма; его последователями стали И. Бентам и Дж. С. Милль. Соч.; Oeuvres completes, v. 1—14. P., 1795; в рус. пер.: Соч. в 2 т., М„ 1974; Счастье. М„ 1987. Лит.: Плеханов Г. В. Очерки по истории материализма.—В кн.: Плеханов Г. В. Избр. философ, произв. в 4 т., т. 2. M., 1956, с. 33— 128; Вороницын И. Клод Адриан Гельвеций. М.—Л., 1926; Момджян X. Г. Философия Гельвеция. М., 1955; Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла. М., 1995, с. 76—122; Quillois A. Le Salon de Mad. Helveiius. P., 1894; Horowit! I.-L. Claude Helvetius: Philosopher of democracy and enlightenment. N. Y., 1954.
T. Б. Длугач
Источник: Новая философская энциклопедия
Первое опубликованное произведение Гельвеция - труд «Об уме», над которым он работал более 20 лет. Эта книга вызвала негодование реакционных кругов, и ее приговорили к сожжению. Гельвецию пришлось два раза отказываться от нее. Осуждение книги также способствовало запрещению «Энциклопедии».
По Гельвецию, материя - это только слово, которое обозначает «лишь совокупность свойств, присущих всем телам». В то же время окружающий нас мир он понимал как объективно существующий, бесконечный и находящийся в постоянном движении, рассматриваемом им широко - как любое изменение.
Человеческое познание, согласно Гельвецию, имеет чувственно-эмпирическую основу. Хотя он часто высказывался в духе сведения познания лишь к чувственному, но одновременно утверждал, что из чувственности развился разум и сознание - это высший этап познания природы. При этом он подчеркивал связь становления сознания с трудовой деятельностью людей.
Гельвеций верил в неограниченные возможности познания, способного давать знание о действительных вещах. Гельвеций высказывал свои взгляды по поводу характера наших заблуждений и считал, что существуют два рода заблуждений: природные, которые выражаются в невежестве, и приобретенные, которые возникают в силу ложных идей.
Гельвеций пытался создать «науку о нравственности», базирующуюся на физической основе человеческой психики. Он писал, что из двух чувств: пристрастия к удовольствию и отвращения к страданию возникает то, что называется «любовь к себе». «Любовь к себе» он определял как первичный импульс «всех наших действий». Три главные пружины, которые возникают на основе «любви к себе», - страсти, стремление к счастью, интересы. Он раскрыл свое положение следующим образом: «В нравственном мире страсти имеют такое же значение, какое имеет движение в мире физическом: движение создает, сохраняет, оживляет все, без него все было бы мертво; страсти оживляют все в мире нравственном». При этом, руководствуясь любовью к себе, люди стремятся к счастью, «наслаждение есть единственный предмет желаний людей». Кроме того, люди всегда выступают в границах своих интересов. Все эти факторы тесно связяны между собой и переплетаются, но всетаки главная категория для Гельвеция - это интерес, представляющий основную пружину человеческой деятельности. Он выделял личные интересы, интересы отдельных социальных групп и общественные интересы.
Человек добродетелен, по Гельвецию, тогда, когда его поступки в различных областях являются полезными: или данному лицу, или сообществу, или обществу в целом. Гельвеций также выступал против мнения, что частные интересы не совместимы с нравственностью и должны подавляться ради общего интереса. Гельвеций полагал, что люди будут добродетельными, лишь если они смогут объединить личную выгоду с общей. Для этого, считал Гельвеций, законы страны должны быть такими, чтобы личные интересы, выгода индивида соответствовали общему интересу. По мнению Гельвеция, путем распространения просвещения можно добиться такого положения, когда личными интересами становятся не только индивидуальные, но и общественные интересы. Он писал, что «добродетельный человек не тот, кто жертвует своими привычками и самыми сильными страстями ради общего интереса, - такой человек невозможен, - а тот, чья сильная страсть до такой степени согласуется с общественным интересом, что он почти всегда принужден быть добродетельным» [Соч. М., 1973. Т. 1. С. 413].
Гельвеций выступал против отождествления нравственности с религией, а также против религиозного фанатизма. Добродетельное поведение необходимо основывать «не на принципах религии... но на принципах, которыми не так легко злоупотреблять,- а таковы мотивы личного интереса» [Соч. Т. 1. С. 314].
Гельвеций придавал большое значение воспитанию добродетельного поведения. Он полагал, что люди от рождения равны в интеллектуальном отношении. Возникающее впоследствии умственное неравенство Гельвеций объяснял различием в воспитании. Воспитание он понимал не только как педагогическое, а в широком смысле: воспитывающими могут быть самые различные факторы, которые воздействуют на человека в социальной среде. Среди этих факторов решающее значение он придавал форме правления.