КЛЕЩА

Найдено 1 определение
КЛЕЩА
(санскр. klesa, пали kilesa, тиб. nyon mongs, омрачение, «яд ума», врождённая мешающая эмоция) — основополагающее понятие буддийской теории сознания, обозначающее те основные склонности и пристрастия, которые заставляют человека совершать плохие поступки, говорить грубо и лживо, испытывать зависть, алчность, ненависть и быть эгоистом. Все деяния такого рода являются источником нынешних и будущих бед человека, обусловливая его рождения в аду, животным, ненасытным духом (прета) и т.д. К. — это то, что нарушает равновесие ума, тела, речи. Состав К. и их трактовка различались в школах буддизма. Так, в тхераваде их называют 10: алчность, ненависть, неведение, гордыня, ложные взгляды, сомнения (в Законе), тупость, самонадеянность, бесстыдство и безнравственность. В текстах других школ можно встретить перечисления нескольких десятков омрачений. Но исходными, или коренными, являются первые три из вышеназванных. Васубандху в «Абхидхарма-коше» (V, 34–42) назвал неведение (авидья) главной корневой К. Одна из первейших задач буддийской практики состоит как раз в искоренении К. из собственного сознания с помощью противоядий. Лучшим средством для этого считаются занятия медитацией (см. Дхьяна). См. также Благо, благие деяния, Десять благодеяний, Десять злодеяний, Зло, зловредные деяния. В Алмазной колеснице центральное место занимает учение о преобразовании омрачений ума в различные виды наивысшего знания (джняна), осуществляемое при помощи медитационных упражнений и развития внимательности в повседневной жизни, а также применения чистого видения. Какие бы «нечистые» проявления мы ни встречали — если смотреть на них взглядом Будды, становится ясной их просветлённая сущность. В буддийской литературе на русском языке термин К. переводится поразному, в том числе словом «аффект» (от лат. affectus — душевное волнение, страсть), что означает «состояние кратковременного сильного нервного возбуждения (обычно с потерей самоконтроля)», согласно «Большому толковому словарю». По-видимому, это неудачный перевод, поскольку временными являются проявления лишь некоторых врождённых К., например, ярость, гнев, зависть и т.д., и они называются «вторичными омрачающими» (упаклеща-бхумика). В то же время «основные омрачающие» (К.-махабхумика), а это духовная слепота (моха), безнравственность (прамада), тупость (стьяна) и др., не говоря уж о неведении, вообще не проявляются как аффекты. О том, искоренять К. или использовать их в духовном Пути, образно высказался Далай-лама XIV: «И Парамитаяна и Мантраяна применяют методы продвижения по Пути без оставления желаний, но также в обеих есть способы продвижения с оставлением желаний. В сутрах говорится, что точно так же, как городские отбросы полезны для поля крестьянина, выращивающего сахарный тростник и знающего как использовать навоз, К. могут быть полезны на Пути [Просветления]. Если знать, как использовать К. для блага других, — с их помощью можно развить множество заслуг, и в этом смысле нет однозначного [требования] избегать желаний, хотя с точки зрения сущности К., они и должны быть в действительности отброшены... Так и в практике мантры, в соответствии с временем и ситуацией, бодхисаттвы используют К. ... Но, если бы для практики мантры было бы необходимо не оставлять желание и нена- висть — было бы невозможно стать Буддой на Пути мантры» (в пер. А. Терентьева).

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.