КЛАССИКА в искусстве

Найдено 1 определение
КЛАССИКА в искусстве
от лат. classicus — совершенный,, образцовый) — 1. В самом широком смысле— худож. наследие (Наследие художественное) мировой и отечественной культуры, обладающее непреходящей эстетической ценностью. 2. Совершенные произв. иск-ва, получившие признание как шедевры, сохраняющие значение худож. образца в истории иск-ва. 3. Худож. наследие античности. Термин «К.» по отношению к творчеству древнегреч. и древнеримских писателей стал употребляться в эпоху эллинизма; в период Возрождения он распространился на всех деятелей античной культуры. Представители классицизма использовали его для противопоставления древн-иск-ва новому, а романтизма — античного романтическому, понимая последнее то очень широко (все послеантичное иск-во), то сужая его до представлений о совр. им иск-ве и романтическом направлении как таковом. 4. В искусствознании XX в. (вслед за Вельфлином) понятие «К.» отнесено к иск-ву Возрождения, прежде всего высокого, в противоположность направлениям барочного (Барокко) и необарочного иск-ва (антипод последнего — неоклассика). 5. Иск-во, к-рое характеризуют мера и гармония, сдержанность в использовании средств выражения, отсутствие резких «перекосов» в сторону тематической или формально-выразительной доминанты. Классическое иск-во «сильно, свежо, радостно и здорово» (Гете), естественно, органично, отличается жизненностью «всех точек, форм, поворотов, движений, членов. Тут нет ничего незначительного и невыразительного, а все деятельно и обнаруживает движение, пульс свободной жизни, с каких бы точек зрения мы ни рассматривали художественное произведение» (Гегель). В К. удерживаются в относительном равновесии противоположные устремления иск-ва: ориентация как на критерии объективной действительности, так и на субъективный замысел художника; «веления» материала, чувственно-изобразительной стороны худож. процесса и выражение внутренней идеи; духовно эмоциональная стихия и мыслительная сфера творчества. Вместе с тем противопоставление «классическое — неклассическое» исторически конкретно и относительно: на определенном этапе развития худож. культуры, казалось бы, неклассические стили и неклассические типы худож. произв. воспринимались, оценивались, в сопоставлении с идущими им на смену худож. явлениями, как К. Но, разумеется, такую оценку они получали лишь в том случае, если знаменовали открытие нового содержания и новых форм в соответствии с законами худож. правды (Правда художественная).

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
694.66 кб

"Атлантида советского искусства": классика и постнеклассика

Бурлина Елена Яковлевна
Фундаментальный труд профессора Г.Г. Дадамяна «Атлантида советского искусства» обсуждался на конференции его памяти в Москве, в марте апреле 2018 г. В отечественной культуре 1917 1932 гг.
Читать PDF
107.26 кб

К теме «Искусство в массы». Классика живописи и индустрия грамзаписи

Я.С. Левченко
Читать PDF
3.48 мб

Формализм, авангард, классика. Генрих Вельфлин как теоретик искусства

Рыков Анатолий Владимирович
Статья посвящена проблеме трансформации классической эстетики в рамках авангар- дистского дискурса в работах Генриха Вельфлина.
Читать PDF
209.13 кб

От авангарда к классике: кризис левого искусства и проблема творческой эволюции советских поэтов

Васильев Игорь Евгеньевич
Статья посвящена изучению проблем развития авангарда в меняющихся условиях советской реальности с учетом социальных и биографических факторов транс-формации и движения искусства к классической парадигме художественности.
Читать PDF
3.44 мб

Античность сквозь века — классика в искусстве. Актуальные проблемы теории и истории искусства — 2014

Мальцева Светлана Владиславовна, Станюкович-Денисова Екатерина Юрьевна
Обзорная статья рассматривает итоги V ежегодной международной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства», организованной совместно СПбГУ и МГУ имени М. В. Ломоносова при участии Государственного Эрмитажа (2014).