КЛАССИФИКАЦИЯ

Найдено 26 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КЛАССИФИКАЦИЯ
(Klassifikation; от лат.) — классифицирование, систематическое деление и упорядочение понятий или предметов (см. Деление).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Классификация
последовательное многоразовое деление какого-либо понятия, производимое с целью систематизации элементов изученного класса явлений.

Источник: Традиционная логика. Словарь по книге

Классификация
процедура деления множества объектов на классы, группы и т.д. в соответствии с выбранными критериями (основаниями), в роли которых выступают имеющиеся у них общие признаки.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

КЛАССИФИКАЦИЯ
система соподчиненных понятий некоторой области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Классификация
распределение каких-нибудь предметов или произведений природы по каким-нибудь обобщениям и в постепенном порядке подобных обобщений, как то: по видам, родам, семействам, классам и т. д.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Классификация
распределение каких-нибудь предметов или произведений природы по каким-нибудь обобщениям и в постепенном порядке подобных обобщений, как то: по видам, родам, семействам, классам и т. д.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

Классификация
система соподчиненных классов объектов (понятий, явлений) в какой-либо области, составленная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними; может пониматься и как действие, выявляющее данную систему.

Источник: Закон оптимального построения техноценозов. Терминологический словарь.

КЛАССИФИКАЦИЯ
[от лат. classis разряд + facere делать] – 1) в логике: система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-л. области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов; 2) распределение по группам, разрядам, классам; 3) система, по которой что-н. классифицировано.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Классификация
от лат. classis — разряд + facere — делать) — система иерархических соподчиненных понятий (классов объектов, явлений) в какой-либо отрасли знания, составленная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними (см., например, систематика, периодическая таблица элементов Менделеева); систематическое деление и упорядочение понятий и предметов.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

КЛАССИФИКАЦИЯ
операция, заключающаяся в группировании определенного количества фактов или существ, обладающих общими характеристиками – например, классифицируют животных по видам и родам. Такая операция предполагает анализ, сравнение и способность к абстрагированию от индивидуальных различий. Классификация – отправной пункт всякой науки: она позволяет осуществить научный переход от наблюдения к закону.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

КЛАССИФИКАЦИЯ
операция, заключающаяся в группировании определенного количества фактов или существ, обладающих общими характеристиками — например, классифицируют животных по видам и родам.
Такая операция предполагает анализ, сравнение и способность к абстрагированию от индивидуальных различий. Классификация — отправной пункт всякой науки: она позволяет осуществить научный переход от наблюдения к закону.

Источник: Философский словарь

Классификация
от лат. classis — разряд, класс и facio — делаю, раскладываю) — термин, используемый в различных смыслах. В онтологическом аспекте он означает множество соподчиненных объектов, в когнитивном — логическую операцию деления исследуемых понятий, явлений, процессов. Например, классификация наук по области изучения ими природной или социальной реальности. Научная ценность классификации во многом зависит от основания, на котором она осуществляется.

Источник: История и философия науки

Классификация
(от лат. classis разряд, класс + facio – раскладываю) – процесс и результат соотнесения различных предметов (в том числе понятий), принадлежащих к какому-либо классу, в соответствии с теми особенностями, которые приобретает в каждом из них объединяющий их общий признак. Например, социальные группы классифицируются по их роли в жизнедеятельности общества; затем, допустим, профессиональные группы разделяются по их месту в профессиональной деятельности и т.д.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

КЛАССИФИКАЦИЯ
(classis — разряд, класс, facio — делаю, обустраиваю) — распределение тех или иных объектов, явлений, понятий по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков и закономерных связей между ними. К. позволяет ориентироваться в многообразии объектов, являясь дополнительным источником знания о них. Различают естественные К., базирующиеся на существенных признаках предметов, основанных на вербальном описании (каталоги, К. электрических машин и. т.п.), и искусственные, в основе которых лежат объективные признаки (периодическая система Д.И. Менделеева). К. наук основана на связи различных научных дисциплин по определенным принципам.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

Классификация
система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, часто представляемая в виде различных по форме схем (таблиц) и используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов, а также для ориентировки в многообразии понятий. Научная классификация фиксирует закономерные связи между классами объектов с целью определения места объекта в системе, которое указывает на его свойства. Классификация содействует движению науки со ступени эмпирического накопления знаний на уровень теоретического синтеза. Классификация позволяет делать обоснованные прогнозы относительно неизвестных еще фактов или закономерностей.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

КЛАССИФИКАЦИЯ
способ упорядочения, структуризации некоторого множества объектов, рассечения его на определенные подмножества путем артикуляции, выделения некоторого признака объектов исходного множества как основания их структуризации по данному признаку. Такого рода признак называется основанием классификации и должен быть вполне определенным. Классификация множества познаваемых объектов является одной из первичных и вместе с тем фундаментальных форм как эмпирического, так и теоретического познания. Хорошо известными примерами классификаций в науке являются классификации видов в животном и растительном мире (Линней, Бюффон, Ламарк и др.), в социальном мире (К. Маркс и др.), в духовном мире (И. Кант, Г. Гегель и др.). Различают два основных типа классификаций: 1) естественные, в которых основанием классификации выступает некоторый реальный существенный признак, присущий объектам исходного множества (периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, классификация элементарных частиц в современной физике и т. п.), и 2) искусственные, в которых основанием классификации выступает любой признак (например, классификации всех слов русского языка по количеству букв, составляющих слово и т. п.). Классификация — необходимая форма предметного познания, без осуществления которой невозможно понятийно-дискурсное моделирование действительности. (См. эмпирическое знание, факт).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

КЛАССИФИКАЦИЯ
лат. classis -разряд и facere — делать) — особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой нек-рую совокупность делений (деление нек-рого класса на виды, деление этих видов и т. д.) К. предназначена для постоянного использования в к.-л. науке или области практической деятельности (напр., К. животных и растений, общественно-экономических формаций или К. книг в книгохранилище). Обычно в качестве оснований деления в К. выбирают признаки, существенные для данных предметов. В этом случае К. (наз. естественной) выявляет существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значение. В др. случаях, когда цель К. состоит лишь в систематизации предметов, в качестве основания выбираются признаки, удобные для этой цели, но, возможно, несущественные для самих предметов (напр., алфавитные каталоги). Такие К. наз. искусственными. Наиболее ценными являются К., основанные на познании законов связи между видами, перехода от одного вида к др. в процессе развития (такова, напр., К. химических элементов, созданная Менделеевым). К. по существенным признакам называется типологией; она основывается на понятии типа как единицы расчленения изучаемой реальности, конкретной идеальной модели исторически развивающихся. объектов (биологические, языковые, культурологические и т. п. типологии) . К. является обычно результатом нек-рого огрубления действительных граней между видами, ибо они всегда условны и относительны. С развитием знаний происходит уточнение и изменение К.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КЛАССИФИКАЦИЯ
(от лат. classis —разряд + facere —делать) —логич. операция деления объема понятия на виды, подвиды и т.д. К. разделяют на естеств., когда ее существенные признаки присутствуют в классифицируемых предметах или явлениях, и искусств., когда признаки предметов не существенны и выбираются осуществляющим К. Необходимо различать К. и систематизацию. Последняя объединяет, группирует нек-рое кол-во предметов или явлений по одному признаку. Его выбирает сам исследователь в зависимости от целей исследования. Напр., в истории философии ист.-филос. источники можно систематизировать по хронологическому, проблемному, нац., персональному и др. признакам. Систематизация временна, произвольна, единична. К. имеет др. основания, т.к. она раскрывает внутр., сущностные характеристики явления или предмета, основанные на знании законов связи между их видами и переходов от одного к другому, как, напр., в таблице хим. элементов Д.И.Менделеева. К. в этом случае суть типология как расчленение объективной, конкретной, развивающейся реальности. К. исторически обусловлена объемом знаний и с его развитием наполняется новым содержанием. Самым широким и наиболее распространенным видом К. явл. энциклопедическая, охватывающая весь объем знаний отрасли, применяемая в К. наук. Лит.: Гущин Б.П. Обзор главнейших систем классификации наук. Л.; М., 1924; Кедров Б.М. Классификация наук. М., 1961. Кн. 1; Розов С.С. Научная классификация и ее виды // Вопр. философии. 1964. № 8; Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1994. Б.В.Емельянов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

КЛАССИФИКАЦИЯ
от лат. classis - разряд, класс и facio - делаю, раскладываю), система соподчиненных понятий (классов объектов) к.-л. области знания или деятельности человека, часто представляемая в виде различных по форме схем (таблиц) и используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов, а также для ориентировки в многообразии понятий или соответств. объектов. Науч. К. фиксирует закономерные связи между классами объектов с целью определения места объекта в системе, к-рое указывает на его свойства (таковы, напр., биологич. систематики, К. химич. элементов, К. наук). Строго и четко проведенная К. одновременно подытоживает результаты предшествующего развития данной отрасли познания и вместе с тем отмечает начало нового этапа в ее развитии. К. содействует движению науки со ступени эмпирич. накопления знаний на уровень теоретич. синтеза. К., базирующаяся на науч. основах, не только представляет собой в развернутом виде картину состояния науки или ее фрагмента, но и позволяет делать обоснованные прогнозы относительно неизвестных еще фактов или закономерностей. Примером могут служить предсказания свойств еще не найденных элементов по системе Менделеева.
По степени существенности оснований деления (подразделения) различаются естеств. и искусств. К. Если в качестве основания берутся существ. признаки, из к-рых вытекает максимум производных, так что К. может служить источником знания о классифицируемых объектах, то такая К. называется естественной (напр., периодич. система химич. элементов). Если же в К. используются несуществ. признаки, то К. считается искусственной; к искусств. К. относятся т. н. вспомогат. К. (алфавитнопредметные указатели, именные каталоги в библиотеках). Проблемы К. интенсивно разрабатываются в биологии, геологии и науковедении. См. также Типология.

Источник: Советский философский словарь

КЛАССИФИКАЦИЯ

- многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия. Результатом К. является система соподчиненных понятий: делимое понятие является родом, новые понятия - видами, видами видов (подвидами) и т. д. Наиболее сложные и совершенные К. дает наука, систематизирующая в них результаты предшествующего развития к.-л. отраслей знания и намечающая одновременно перспективу дальнейших исследований. Блестящим примером научной К. является периодическая система элементов Д. И. Менделеева, фиксирующая закономерные связи между химическими элементами и определяющая место каждого из них в единой таблице. Эта система позволила сделать подтвердившиеся вскоре прогнозы относительно неизвестных еще элементов. Большую роль в развитии биологии сыграла К. животных и растений К. Линнея. Хорошо известна К. элементарных частиц, даваемая современной физикой.
К. подразделяется на естественную и искусственную. В качестве основания первой берутся существенные признаки, из которых вытекают многие производные свойства упорядочиваемых объектов. Искусственная К. использует для упорядочивания объектов несущественные их признаки, вплоть до ссылки на начальные буквы имен этих объектов (алфавитные указатели, именные каталоги в библиотеках и т. п.).
Было время, когда естественная К. объявлялась высшей целью изучения природы и венцом научного ее познания. В XX в. представление о роли К. в процессе познания заметно изменилось. Противопоставление естественной и искусственной К. во многом утратило свою остроту. Далеко не всегда удается существенное четко отделить от несущественного, особенно в обществе и живой природе; кроме того, существенное в одном отношении может оказаться гораздо менее важным в другом отношении. Поэтому роль К., в том числе естественной, не должна переоцениваться, тем более не должно преувеличиваться ее значение в области сложных и динамичных социальных объектов и явлений. Как стало очевидным еще в прошлом веке, абсолютно резкие разграничительные линии несовместимы с теорией развития.

Источник: Словарь по логике

КЛАССИФИКАЦИЯ
лат. classis - разряд, класс и f acio - делаю, раскладываю) - многоступенчатое деление логического объема понятия (логика) или какой-либо совокупности единиц (эмпирическое социальное знание) на систему соподчиненных понятий или классов объектов (род - вид - подвид). К. - способ организации эмпирического массива информации. Цель К. - установление определенной структуры порядка, нормативно-мерного упорядочивания множества, которое разбивается на гетерономные друг по отношению к другу, но гомогенные внутри себя по какому-либо признаку, отделенные друг от друга подмножества. При К. каждый элемент совокупности должен попасть в то или иное подмножество. Таким образом, цель К. - определение места в системе любой единицы (объекта), а тем самым установление между ними наличия некоторых связей. Субъект, владеющий ключом (критерием) К., получает возможность ориентироваться в многообразии понятий или (и) объектов. К. всегда отражает имеющийся на данный момент времени уровень знания, суммирует его, как бы дает его "топологическую карту". С другой стороны, К. позволяет обнаруживать пробелы в существующем знании, служить основанием для диагностических и прогностических процедур. В так называемой описательной науке она выступала итогом (целью) познания (систематика в биологии, попытки по разным основаниям классифицировать науки и т.д.), а дальнейшее развитие представлялось как ее усовершенствование или предложение новой К. Таким образом, термин "К." используется как для обозначения указанной процедуры, так и для обозначения ее результата. Различают естественные и искусственные К. в зависимости от существенности признака, который кладется в ее основу. Естественные К. предполагают нахождение значимого критерия различения, искусственные могут быть в принципе построены на основании любого признака. Вариантом искусственных К. являются различные вспомогательные К. типа алфавитных указателей и т.д. Кроме того различают теоретические (в частности, генетические) и эмпирические К. Последние нашли широкое применение, в частности, в социологии. Цель эмпирических К. та же, однако сам критерий является, зачастую, проблемным и во многом его установление может быть целью эмпирической К. В ней все множество исследуемых единиц стремятся разбить на однородные группы, которым затем присваивается та или иная "этикетка", подлежащая содержательному наполнению в процессах интерпретации по обнаруживаемому (или заранее заданному) статистическому (сугубо формальному) критерию. При этом совокупность считается однородной, если все значения рассматриваемого признака суть значения одной и той же случайной величины. Эмпирическую К. иногда предваряют процедуры группировки данных. Как особый вид К. в социологии рассматривается процедура районирования (пространственно-временное расчленение для последующего репрезентативного выбора объектов исследования). К., особенно эмпирические, часто рассматриваются как шаг на пути создания содержательно-обоснованных типологий. В отличие от К. типология выделяет гомогенные множества, каждое из которых есть модификация одного и того же качества (существенного, "коренного" признака, точнее "идеи" этого множества). Естественно, что в отличие от признака К. "идея" типологизации далеко не является наглядной, внешне проявляемой и обнаруживаемой. К. слабее, чем типология, связана с содержанием, но класс естественной К. должен иметь смысл, соответствующий уровню познания на данный момент, и обладать собственными существенными свойствами. В целом естественная К. всегда в той или иной степени типология и способна решать содержательные задачи.
В.Л. Абушенко

Источник: Новейший философский словарь

КЛАССИФИКАЦИЯ
процесс и результат разбиения всего множества объектов (исследования или наблюдения) на непересекающиеся классы на основании общности признаков классифицируемых объектов. Основные требования, предъявляемые к классификации:
1. Каждая классификация может проводиться только по одному основанию. Это, пожалуй, самое главное требование, наиболее часто нарушаемое. Вводя какую-либо классификацию, сразу необходимо оговорить – а по какому основанию она вводится? Основание классификации – это признак, который дает возможность разделить объем родового понятия (всю совокупность классифицируемых по данной классификации объектов) на виды (видовые понятия – члены, части этой совокупности). Например, основанием для деления общеобразовательной школы на начальную, неполную среднюю и среднюю служит уровень общего образования, даваемый учащимся на каждой ступени. В то же время нельзя, к примеру, в одной классификации разделить учащихся какой-то
школы по возрасту и успеваемости или, скажем, посещению факультативных занятий.
2. Объем членов классификации должен быть в точности равен объему всего классифицируемого класса. Это значит, к примеру, что если мы разделили все треугольники на основании величины углов: остроугольные, прямоугольные, тупоугольные, то никаких других треугольников по этому основанию быть не может.
3. Каждый объект может попасть только в один подкласс. Нельзя, например, расклассифицировать все целые числа на четные, нечетные и простые. Тогда числа 5, 7, 11 и т.д. попадают одновременно в два класса – они являются и нечетными и простыми.
4. Члены классификации должны взаимно исключать друг друга; это значит, что ни один из них не должен входить в объем другого. К примеру, научные книги нельзя подразделить на монографии, учебники, справочники и по математике. Книги по математике могут быть и монографиями, учебниками, справочниками.
5. Подразделение на подклассы должно быть непрерывным, то есть необходимо брать ближайший подкласс и не перескакивать в более отдаленный подкласс. Допустим, научные исследования можно классифицировать как исследования в области физики, химии, биологии, экологии и т.д., но нельзя – как исследования в области химии, биологии, экологии и электродинамики (раздел физики). В последнем случае мы «перескочили» из ближайшего подкласса (физика) в более отдаленный подкласс – раздел физики.
Можно еще добавить, что к одному и тому же классу объектов, явлений, процессов могут быть применены разные классификации по разным основаниям-признакам. Так, например, мебель может быть классифицирована:
– по основанию материала, из которого она изготовлена: деревянная, металлическая, пластмассовая и т.д.;
– по основанию стиля дизайна: классическая, ампир, викторианская, модерн и т.д.;
– по основанию цвета: черная, белая, коричневая и т.д.;
– по основанию функционального назначения: столы, стулья, шкафы и т.д.
То есть одни и те же объекты могут быть классифицированы по множеству оснований.
Наконец, отметим, что совокупность классификаций по разным основаниям, для выделения которых, в свою очередь, существуют
свои основания, называется системой классификаций. Построение и анализ систем классификаций играют важную роль в научных исследованиях, так как позволяют четко ограничить соответствующую предметную область (которая определяет основание классификации оснований системы классификаций), выделить в этой предметной области взаимосвязанные подобласти, обозначить «белые пятна» – перспективные предметы или методы исследования. Кроме того, исследование всех классов некоторого основания позволяет производить обобщение.
Для решения задач классификации на основе имеющихся экспериментальных данных могут быть использованы статистические методы, в которых близких смыслах (в зависимости от предметной области) используются также термины: «группировка», «систематизация», «кластеризация», «таксономия», «диагностика», «распознавание образов». См. также агрегирование и снижение размерности.
Литература: [36, 70, 88].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

классификация
КЛАССИФИКАЦИЯ (от лат. classis — разряд и facere — делать) — такая система знания, понятия которой означают упорядоченные группы, по коим распределены объекты некоторой предметной области на основании их сходства в определенных свойствах. К. призвана решать две основные задачи: представлять в надежном и удобном для обозрения и распознавания виде все объекты этой предметной области и содержать как можно больше существенной информации о них.         Разные К. по-разному справляются с этими задачами. Так, искусственная К., где группировка осуществляется на основании отдельных свойств, иногда произвольно выбранных, однако удобных для различения классифицируемых объектов, может решать только первую из этих задач. Иное дело естественная К. Здесь группировка происходит на основании комплекса свойств, выражающих природу классифицируемых объектов и таким образом объединяющих их в естественные группы. В такой К. число свойств классифицируемых объектов, поставленных в соответствие с их положением в системе К., является наибольшим по сравнению с любой другой группировкой этих объектов. Естественная К., в отличие от искусственной, основываясь на полноте понимания исследуемых объектов, является не просто описательно-распознавательной, но поясняющей причины общности свойств объектов классификационных групп, равно как и характер отношений между группами.         Примерами естественной К. в науках являются Периодическая система химических элементов, К. кристаллов на основе федоровских алгебраических групп преобразования, филогенетические систематики в биологии, генеалогическая К. языков. Если искусственная К. зачастую строится на прагматических основаниях, то естественная К. возникает в результате осмысления огромного материала наблюдений и опытных данных и оплодотворения эмпирических обобщений теоретическими представлениями. По своей функции естественная К. аналогична научной теории. Как и теория, она является объяснительной, способной прогнозировать существование новых объектов, групп или ранее неизвестных их свойств; обладая эвристической ценностью, она, вместе с тем, способна к изменению и усовершенствованию в связи с новыми открытиями.         Таким образом, К. выступает не просто как констатация уже достигнутого знания, но выполняет важную методологическую функцию: осуществляя систематизацию объектов определенной предметной области, она, вместе с тем, задает общее направление ее дальнейшего целенаправленного исследования.         К. обычно изображается в виде таблицы или иерархического дерева. Замечательные примеры сложных иерархических систем К., состоящих из большого числа групп различного уровня, или ранга, дают биологические систематики. Фундамент таких иерархических систем составляет множество индивидуальных объектов, а вершину — наиболее общие классификационные группы. На различных уровнях иерархии между основанием и вершиной располагаются разные классификационные группы, каждая из которых непосредственно включается в одну и, только одну, более общую классификационную группу более высокого ранга и, в свою очередь, непосредственно содержит включенные в нее менее общие классификационные группы более низшего ранга. Соответственно понятия, означающие эти классификационные группы, соотносятся по степени общности и находятся между собой в логических отношениях подчинения и соподчинения.         Естественная К. требует разработки соответствующей номенклатуры, т.е. системы однозначных наименований для всех классификационных групп. Примеры таких разработанных номенклатур дают химия и биология. Совершенная номенклатура должна удовлетворять следующим требованиям. Она должна быть уникальной, т.е. каждое наименование должно быть единственным и отличным от других; универсальной, т.е. являть единый набор наименований, принятый всеми специалистами, в противоположность разнобою в наименованиях в обычных народных языках; стабильной, исключающей произвольные изменения наименований; и вместе с тем гибкой, допускающей пополнение и изменение названий в связи с изменениями, происшедшими в К.: установлением новых групп классифицируемых объектов или изменением ранга классификационных групп. Проблема создания номенклатуры выступает как особая научная задача, которая, как это имеет место в биологии, может регламентироваться специальными международными кодексами.         АЛ. Субботин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

КЛАССИФИКАЦИЯ
от лат. classis— разряд, класс и facio — делаю, раскладываю) — общенаучное и общеметодологическое понятие, означающее такую форму систематизации знания, когда вся область изучаемых объектов представлена в виде системы классов, или групп, по которым эти объекты распределены на основании их сходства в определенных свойствах. Классификация призвана решать две основные задачи: представлять в надежном и удобном для обозрения и распознавания виде всю эту область и заключать в себе максимально полную информацию об ее объектах. Разные классификации по-разному справляются с этими задачами. Так, искусственная классификация, где группировка осуществляется на основании лишь отдельных, произвольно выбранных и удобно различимых свойств объектов, может решить только первую из этих задач. Иное дело естественная классификация. Здесь группировка происходит на основании комплекса свойств объектов, выражающих их природу, и т. о. объединяет их в естественные группы, а сами группы в единую систему В такой классификации число свойств классифицируемых объектов, поставленных в соответствие с их положением в системе, является наибольшим по сравнению с любой другой группировкой этих объектов. Естественная классификация, в отличие от искусственной, основываясь на полноте понимания содержания классифицируемых объектов, является не просто описательно-распознавательной, а пояснительной, объясняющей причины общности свойств классификационных групп, равно как и характер отношений между группами. Примерами естественной классификации в науках являются: периодическая система химических элементов, классификация кристаллов на основе федоровских групп преобразований, филогенетические систематики в биологии, генеалогическая и морфологическая классификации языков.
В отличие от искусственной классификации, зачастую строящейся на прагматических основаниях, естественная классификация возникает на базе огромного материала наблюдений и опытных данных в результате оплодотворения эмпирических обобщений теоретическими представлениями. И по своему становлению, и по функции естественная классификация аналогична научной теории. Как и всякая теория, она является объяснительной; дает возможность прогнозировать новые результаты — существование новых групп или ранее неизвестных свойств; обладая эвристической ценностью, она вместе с тем провизорна, способна к изменению и усовершенствованию в связи с новыми открытиями. К тому же по своей структуре, т. е. типу отношений, в которых находятся составляющие ее понятия, а именно отношений субординации и координации, классификация отличается от других форм систематизации знания, напр. характерных для математизированного естествознания параметрических систем, где понятия соотносятся своими количественными показателями.
История науки показывает, что становление классификации проходит ряд этапов: от искусственных систем к выделению естественных групп и далее к установлению системы естественной классификации. Так, химические элементы первоначально группировались искусственным образом по отдельным физическим свойствам. Затем сходные элементы объединялись уже в естественные группы на основании многих и разнообразных чисто химических свойств. Открытие Д. И. Менделеевым периодической зависимости свойств химических элементов от их атомного веса позволило упорядочить сами группы в целостной системе естественной классификации. В дальнейшем система Менделеева, которая была глубоким, но все же эмпирическим обобщением, подверглась теоретической обработке на основе учения о строении атома. Периодичность изменения свойств элементов в зависимости от их порядкового номера в системе была объяснена периодическим изменением числа электронов в наружном слое атомов. Искусственными были и первые группировки в биологии. Так, напр., Теофраст делил все растения на деревья, кустарники, полукустарники и травы. Продолжительный период искусственных ботанических систематик завершился грандиозной системой К. Линнея, положившего в основу классификации растений морфологические особенности органов размножения. Линней создал целостную, четкую, практически удобную для ориентировки в многообразии растительных форм, но, как он сам считал, искусственную классификацию. Вместе с тем ему удалось найти и много естественных групп растений. В последующий период ботаники много потрудились для установления различных естественных групп путем тщательного изучения фенотипа. Эволюционная теория Ч. Дарвина, указавшая, что причина сходства живых организмов лежит в общности их происхождения, положила начало естественной, филогенетической систематике, в которой расположение классификационных групп соответствует путям эволюционного развития.
Добротная классификация требует разработки соответствующей ей номенклатуры — системы однозначных наименований для всех классификационных групп. Примеры тщательно разработанных и совершенных номенклатур дают химия, ботаника, зоология. Всякая номенклатура должна отличаться уникальностью, т. е. каждое наименование должно быть единственным и отличным от других; универсальностью, т. е. являть единый набор наименований, принятый всеми специалистами в противовес названиям тех же групп в обычных народных язьжах; стабильностью, исключающей произвольные изменения наименований, и вместе с тем гибкостью, допускающей неизбежные изменения названий в связи с изменениями в классификации. Проблема создания номенклатуры выступает как специальная научная задача, которая, как это имеет место в биологии, может регламентироваться специальными международными кодексами.
А. Л. Субботин

Источник: Новая философская энциклопедия

КЛАССИФИКАЦИЯ
(от лат. classis – группа, facio – делаю) – система иерархически взаимосвязанных понятий (классов, объектов, явлений) в прикладных и теоретических отраслях знания, построенная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними. Например, в биологии классификация – это условное распределение всей совокупности живых организмов по определенным группам (царство органического мира, тип, класс, семейство, вид, подвид и др.) в соответствии с существенными для каждой группы общими признаками. Классификация разбивает изучаемую предметную область на упорядоченные группы элементов, чтобы подготовить ее к исследованию и дальнейшему использованию.
В теории познания и методологии науки классификация – это процедура логического деления системы на подсистемы. Выделенные в процессе классификации компоненты называются классами. Деление – это логическая операция над понятиями, в ходе которой происходит распределение элементов, находившихся в исходном понятии, на классы. Классификация – частный случай сложного деления, имеющего разветвленную структуру. Например, метод, как совокупность правил и норм познания и деятельности, можно разделить на методы познания и методы практической деятельности.
Внутри отдельных групп выделяются подгруппы: методы познания содержат в себе научные и вненаучные методы; научные, в свою очередь, делятся на эмпирические и теоретические и т. д. Классификация всегда предполагает определенную цель, и выбор основания классификации обусловлен этой целью. Одна и та же группа предметов может быть классифицирована по разным основаниям. Например, в одном случае люди делятся по уровню образования, в другом – по возрасту, в третьем – по уровню доходов и т. д. Цели делений, а соответственно и их основания детерминированы конкретными практическими или теоретическими потребностями, к которым правила деления не имеют отношения. Правила деления требуют, чтобы основание, будучи выбранным, впредь в рамках проводимого деления не менялось.
Процедура классификации применяется, как правило, по отношению к стабильным системам. Например, нервная система человека, как совокупность нервных образований в организме, делится на центральную и периферическую. Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Периферическая нервная система состоит из соматической и вегетативной. К соматической нервной системе относится движение и тонус гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры. Управление вегетативными функциями организма (пищеварением, кровообращением, дыханием, обменом веществ и т. д .) осуществляет вегетативная нервная система, которая делится на симпатический и парасимпатический отделы. Симпатический отдел мобилизует функции организма в состоянии повышенного психического напряжения; парасимпатический – обеспечивает функционирование внутренних органов в нормальных условиях. Основанием такого рода классификации выступают фиксированные наборы признаков, которые могут варьироваться в определенных пределах на каждом этапе классификации. Варианты признаков зависят от исследовательских целей, а их содержание определяется объектом.
Классификация как метод научного познания протекает и на теоретическом, и на эмпирическом уровнях исследования. К примеру, строение развитой естественно-научной теории можно изобразить как сложную, иерархически организованную систему теоретических схем и законов, где теоретические схемы образуют внутренний скелет теории и соответственно прошли процедуру классификации. На эмпирическом уровне исследования в ходе определенных познавательных процедур осуществляется переход от результатов непосредственных наблюдений и экспериментов к эмпирическим зависимостям и фактам. Познавательные операции, продуцирующие такой переход, сводятся к рациональной обработке опытных данных и поиску в них инвариантного содержания, что предполагает выделение повторяющихся признаков и устранение случайных погрешностей, связанных с ошибками наблюдателя. Таким образом, результаты наблюдения и эксперимента необходимым образом проходят процедуру классификации для вычленения эмпирического факта.
Проблема классификации вмещает в себя вопросы разработки теории построения классификационных схем, разработки различных классификаций, теоретического и практического применения уже имеющихся классификационных построений. Затруднения, связанные с построением той или иной классификации, имеют чаще всего объективную причину. Дело не в недостаточной проницательности человеческого ума, а в сложности самого окружающего нас мира, в отсутствии в нем жестких границ и ясно очерченных классов объектов. Всеобщая изменчивость вещей, их «текучесть» еще более усложняет и размывает эту картину. Именно поэтому далеко не все и не всегда удается четко классифицировать. Тот, кто постоянно нацелен на проведение ясных разграничительных линий, постоянно рискует оказаться в искусственном, им самим созданном мире, имеющем мало общего с динамичным, полным оттенков и переходов реальным миром. К примеру, классификацию науки можно представить как деление на естественные, технические (прикладные), социально-гуманитарные, философские, синтетические науки и т. д . К естественным наукам относятся астрономия, физика, химия, геохимия, география, биология и др.; к техническим – прикладная механика, техническая физика, электроника, металлургия, горное дело, программирование и др.; к социально-гуманитарным – история, социология, политология, филология, социальная психология и др.; к философским – онтология, гносеология, социальная философия, этика, эстетика, философия религии и др.; к синтетическим – теория информации, синергетика, экология. Даже самая подробная классификация не может полностью отразить всю сложность и многообразие динамики современной науки, в которой идет интенсивный процесс дифференциации и интеграции знания. Каждая из перечисленных наук – это целая область знания, включающая в себя десятки дисциплин, многие из которых могут стать отдельными науками. Основной проблемой классификации является отсутствие удачных схем постановки задач на построение классификации. В одних науках классификацию понимают как предварительную подготовку поля для исследования; в других – как окончательный результат научного изучения предмета. В таких науках, как география, геология и некоторых других, понятие «классификация» и процесс классифицирования отождествляются с понятиями «районирование», «периодизация», «стратиграфическая шкала», «группировка». В работах специалистов по информатике рассматривается проблема внутреннего строения классификационных схем. Утверждается, что классификационная система состоит из структуры таксонов, связанных родовидовыми отношениями, и структуры меронов – признаков, связанных между собой ассоциативными отношениями. Наиболее сложным объектом для классификации является, без сомнения, человек. Типы людей, их темпераменты, поступки, чувства, стремления, действия и т. д. – все это трудно поддающиеся классификации феномены, попытки их типологизации не всегда приводят к полному успеху. И. Ш . Давлетшин

Источник: История философии науки и техники.

КЛАССИФИКАЦИЯ
1) В материалистич. диалектике – раскрытие внутренней необходимой связи между группами (классами, родами и т.д.), по к-рым распределены классифицируемые предметы. К., исходящая из формальных принципов, основана на таких способах распределения предметов по группам, к-рые базируются на сходстве предметов в пределах каждой группы, определяющемся наличием у них нек-рых общих свойств; при этом сходство противопоставляется несходству, тождество – различию. С т. зр. формальной К. наиболее важным является достижение по возможности наиболее четкого и резкого обособления членов одной группы от членов всех др. групп; в формальной логике этому соответствует правило деления, требующее, чтобы члены деления исключали друг друга. В результате формальной К. может вместе с тем устанавливаться нек-рый порядок в расположении самих групп; однако, как правило, этот порядок носит внешний, нередко искусственный и произвольный характер. Содержат. К. (напр., в естествознании) опираются не на формальные, а на диалектич. принципы и носят подлинно науч. характер. В качестве необходимой предпосылки они, как правило, имеют те или иные группировки предметов в соответствии с принципами формальной К.; в этом обнаруживается познават. функция формальных К., их пропедевтический, предварительный характер. Но содержательные К. переносят центр внимания на раскрытие внутренних, закономерных связей между группами классифицируемых предметов. При этом между предметами обнаруживаются такие отношения (напр., переходы, общие признаки), к-рые исчезали из поля зрения при первоначальном формальном подходе. Основой для установления таких отношений всегда служит нек-рый объективный закон, охватывающий данный круг предметов или явлений. Такой охват отдельного (классифицируемых объектов) общим (нек-рым общим законом) как раз и осуществляется в содержат. К.; поэтому такая К. является на деле лишь выражением и следствием лежащего в ее основе закона; она отражает именно те связи и отношения между классифицируемыми предметами, к-рые обусловлены данным законом. Важнейшей задачей К., опирающейся на диалектическую логику, является преодоление ограниченности формальной К. Это выражается в следующем: 1) Содержат. К. учитывает не только сходство между предметами, составляющими каждую отд. группу, но любые отношения между всеми предметами, подвергаемыми данной К. и входящими в разные группы, – следовательно, и теми, к-рые несходны между собой и даже обладают взаимоисключающими признаками. Т.о., если в основе формальной К. лежит односторонний учет сходства (или тождества), противопоставленный несходству (или различию) и обособленный от него, то в содержат. К. отражаются оба момента в их единстве – сходство и несходство, тождество и различие. 2) Содержат. К. выражает момент развития, изменения классифицируемых предметов. Наиболее известными К. такого рода являются те, которые отражают последовательный порядок усложнения предметов от низшего к высшему, определяемый процессом их развития. Таковы К. живых существ, осн. на теории развития органич. природы, К. видов вещества, осн. на теориях их усложнения и превращения, и т.д. Момент развития несовместим с принципами формальных К., к-рые вынуждены от него отвлекаться. 3) Принцип развития ведет к признанию наличия переходов между классифицируемыми предметами. В содержат. К. главным становится не проведение максимально четких разграничит. линий между различными группами, а раскрытие переходов между ними, обнаружение связующих областей, в к-рых предметы обнаруживают не один к.-л. отличит. признак, присущий опред. группе, а по меньшей мере два признака, присущие двум или более различным группам. Так, открытие физико-химич. процессов сделало невозможным прежнее резкое разделение всех явлений на физические и химические, ибо им оказались присущи признаки обоего рода явлений. 4) В силу того, что содержат. К. являются логич. выражением объективных связей и отношений между классифицируемыми предметами, они обладают максимальной объективной гибкостью и исключают искусственность, произвольность, субъективизм. Примером содержат. К. служит созданная Д. И. Менделеевым периодическая система элементов, основанная на открытом им же периодич. законе. Менделеев подчеркивал, что его К. исходит из учета не только сходства химич. элементов между собой (напр., щелочных металлов, обособленных от галоидов, и др.), на чем строилась прежняя формальная К. элементов с разбивкой их на т.н. "естественные группы", но, главное, на учете их несходства, т.е. отношений между несходными группами. Менделеев показал, что никаких резких граней между группами или классами (металлы и неметаллы) элементов, проводившихся ранее, не существует: металлич. свойства постепенно переходят в неметаллические; у одного и того же элемента в разных условиях обнаруживаются и те и другие (неметаллы могут иметь физич. вид металлов и т.п.). В наст. время установлено, что система Менделеева отражает последоват. развитие химич. элементов от простейшего (водорода) до сложнейших из ныне известных. Аналогичным примером может быть К. наук, созданная Энгельсом. Различие формальных и содержат. К. до известной степени отвечает различию между искусств. и естеств. К. Первые строятся на основе произвольного выделения одного или нескольких свойств или признаков у классифицируемых предметов, вторые – на учете всей совокупности их признаков, взятых в их взаимной связи и обусловленности одних из них (производных) другими (основными, определяющими); различие между теми и другими К. состоит в том, что одни являются односторонними (искусственные), другие – всесторонними (естественные). Б. Кедров. Москва. 2) В формальной логике – система (схема) соподчиненных понятий (имен классов), каждое из к-рых занимает в ней строго определенное место. К. имеют большое значение в науке и практич. деятельности людей и рассчитаны на долговрем. пользование без существ. изменений в схеме. Осн. задача К. – систематизировать данную область знания или деятельности для облегчения ориентировки в ней. К. непосредственно связана с двумя логич. операциями: с делением объема понятия и с классифицированием, т.е. упорядочением объектов по классам, и может строиться дедуктивно и индуктивно. При дедуктивном построении используется операция деления объема наиболее общего понятия; при дедуктивном подходе оперируют с понятиями и на основе сходства или различия их признаков устанавливают между ними родо-видовые отношения; логич. единство и стабильность схемы К. обеспечивается самим способом построения К., исходным пунктом к-рого являются малоподвижные общие понятия. Примером может служить биологич. систематика растений и животных, основанная на эволюц. теории. При индуктивном построении классификац. схемы анализу подвергаются отд. объекты, объединяемые в классы на основе сходства или различия в признаках. Индуктивное построение основано на нек-рых специфич. правилах: 1) из различных возможных группировок сходных объектов предпочтение надо отдать той, к-рая основана на наибольшем числе сходных признаков ("золотое правило" англ. логика Бэна); 2) из числа сходных признаков следует выделить такой, к-рый объяснял бы все остальные или служил их показателем; 3) чтобы выделить специфич. признак класса (differentia), нужно сравнить два крайних его представителя и взять такой признак (признаки), к-рого не будет у двух крайних представителей классов, соподчиненных данному. Выделенные т.о. признаки определяют класс и фиксируются его именем в схеме К. При индуктивном способе слабее обеспечивается единство и фиксированность К., т.к. при ее построении не всегда возможно охватить все объекты изучаемой области и часто возникает необходимость перераспределения низших классов, что в той или иной степени отражается на структуре всей системы. Обычно К. строятся с применением как дедуктивного, так и индуктивного способов: высшие классы, как правило, образуются дедуктивно, низшие – индуктивно. Дедукции отдают предпочтение в систематизации областей знания, индукции – при обработке фактич. материала и оформлении его в виде схем и таблиц. В случае, если классификационная схема является сложным комплексом соподчиненных понятий, образованным, напр., последовательным делением, ее можно представить в виде иерархич. дерева, корнем к-рого является самое общее понятие, вершиной самые частные, а в узлах размещаются остальные имена классов (такое дерево образуют, напр., рубрики в библиотечной универсальной десятичной К., в к-рой вся область человеч. знаний делится на 10 классов, каждый из них на 10 подклассов и т.д.). Ближайшие подклассы класса образуют горизонтальный ряд К., к-рый создается одной ступенью деления. Ряды, одинаково отстоящие по количеству узлов от корня дерева, находятся на одном уровне (ярусе). Последовательность понятий, связанных родо-видовым отношением, называется вертикальным рядом (ветви дерева). Горизонтальному ряду соответствует ряд непересекающихся классов объектов, а вертикальному – последовательность классов, находящихся между собой в отношении включения правильной части множества в множество. Правила образования К. основаны на правилах деления, к-рые на практике, однако, несколько модифицируются: 1) Деление на одной ступени должно проводиться по единому основанию. Это, однако, не исключает возможности многократного деления (по нескольким основаниям) одного и того же класса на подклассы и образования каждый раз различных рядов. Если такие ряды удается упорядочить между собой, система К. только выигрывает от этого: в ней оказывается зафиксированным больше свойств и отношений объектов. Примером такого упорядочения рядов может служить таблица Менделеева, в к-рой деление элементов по атомному весу (ряды) и по валентности (группы) образует своего рода решетку. 2) Следует различать основание деления и принцип упорядочения членов горизонтального ряда. Если основанием деления является нек-рый, иногда специфический, признак делимого понятия, то принципом упорядочения членов ряда может быть лишь такой признак объектов или понятий, к-рый может быть распространен на всю К. Члены ряда можно упорядочивать по их логич. свойствам (сходство содержания, степень абстрактности его, напр., от конкретного к абстрактному), по общефизическим, генетическим, пространственным (от близкого к далекому), хронологич. свойствам, по признакам имен классов (алфавитный порядок). 3) При построении К. желательно выбрать такой признак, к-рый можно было бы использовать в качестве основания деления на всех ступенях, т.е. признак, к-рый мог бы служить в качестве принципа упорядочения горизонтального ряда. Однако в К. с большим числом уровней это практически недостижимо. Поэтому стремятся к тому, чтобы основания деления на каждой ступени были бы по возможности близкими по содержанию и объединялись хотя бы в общие категории (предмет, процесс, атрибут и т.д.), как это делается в библиотечных К. Единый характер оснований деления не только обеспечивает систематичность К., но и облегчает операцию классифицирования, поскольку он выступает как точка зрения при выявлении признаков объектов и сопоставлении их с признаками понятий. 4) Деление должно быть соразмерным. Это правило имеет относительную силу. Оно применяется в момент составления К.: все известные в это время подклассы должны быть учтены. Однако, оберегая К. от ломки, следует предусмотреть способы включения в нее новых понятий. Для этого используются такие приемы, как оставление пустых узлов в классификац. дереве, специальная нумерация классов и др. 5) Члены деления одного ряда должны исключать друг друга. Последоват. осуществление этого правила возможно лишь в схемах с малым числом уровней. Чем больше разветвлений в классификац. дереве, тем труднее соблюдать это правило. Случаи, когда один и тот же объект попадает в несколько классов, фиксируются путем дублирования или методом перекрестных ссылок. В нек-рых К. (напр., библиотечная классификация Ранганатана) такие случаи рассматриваются как норма. В связи с этим система строится из различных по основанию деления классификац. таблиц, что и дает возможность фиксировать принадлежность объекта различным классам. 6) Образование вертикального ряда схемы должно быть непрерывным, без скачков. Правильное построение К. облегчает пользование ею, т.е. применение в операции классифицирования. Однако это не значит, что классифицирование проводится только после создания схемы. Эта операция имеет двоякое применение: в процессе образования классификац. схемы, где она состоит в упорядочении предметов по классам на основе сходства или различия в их признаках, и в процессе использования схемы, в к-ром она выступает как операция определения принадлежности объекта классу путем сравнения его признаков с признаками понятий в схеме. Формально-логич. правила классифицирования разработаны слабо. Однако в различных К. имеются отд. приемы этой операции. Так, в биологич. систематике применяется т.н. метод типа. Для каждого вида, рода и др. высших категорий устанавливаются типовой экземпляр, типовой вид, типовой род, вообще, типовой образец ближайшей низшей категории. При установлении места особи в систематике ее признаки сравниваются с признаками типовых экземпляров различных видов и делается вывод о принадлежности ее к тому или иному виду. Аналогично, при включении нового вида в род его признаки сопоставляются с типовыми видами нескольких родов. Классифицирование проводится в целях: 1) систематизации объектов нек-рой области и фиксирования их свойств и отношений, 2) поиска упорядоченных объектов; оно может решать одновременно обе задачи или же одну из них. Если имеется в виду первая цель, то при построении схемы за основания деления берутся наиболее существ. признаки, из к-рых вытекает максимум производных. Основание деления должно приводить к важным различиям между членами деления. Такая К. служит источником знания об объектах: по месту понятия в схеме можно судить о его содержании и, следовательно, о свойствах предметов, входящих в его объем. Так, по месту элемента в таблице Менделеева можно судить о его атомном весе, заряде ядра атома, валентности, о химических свойствах. К., построенная на существенных признаках, называется естественной. Если К. (имеется в виду достаточно сложная схема к.) используется для поиска объектов, то порядок расположения членов вертикального и горизонтального рядов должен быть формализован, т.е. принцип построения рядов должен быть таков, что, имея об искомом объекте нек-рые данные формального характера (напр., знание начальной буквы имени), можно было бы легко найти в схеме нужное понятие и соответствующий ему класс объектов. Примером такой К. могут быть именные каталоги в б-ках. К., служащая для поиска объектов и построенная только на формальных признаках, наз. вспомогательной (или искусственной). Часто сложные К. совмещают в себе свойства естеств. и искусств. построений. В таких случаях ряды упорядочиваются и содержательно и формально: каждое понятие приобретает порядковый номер, благодаря к-рому оно переводится на искусств. язык индексов, имеющий свой алфавит (цифровой или буквенный), правила образования, а иногда и элементы синтаксиса. В зависимости от широты области, к к-рой принадлежат классифицируемые объекты, К. могут быть энциклопедическими (универ-сальными), специальными (отраслевыми) и К. узкого круга однородных явлений (таблицы). Энциклопедия. К. охватывают всю область человеч. знания. К ним относятся, напр., К. наук и универсальные библиотечные К. В каждой отрасли науки и техники создаются специальные К.: биологич. К. растений и животных, химич. К. элементов и их соединений, К. звезд, минералов и т.д., технического, военного и др. оборудования. Часто в науке возникает необходимость упорядочить нек-рый круг важных для нее объектов. Чаще всего это делается или с целью обнаружения к.-л. существ. отношения между близкими по природе объектами, или для демонстрации уже открытого закона. Примерами могут служить К. субатомных частиц, полей, атомных ядер в физике, К. предложений, аффиксов, фонем в языкознании и т.д. В связи с возникшими возможностями автоматизировать многие интеллектуальные процессы, в частности обработку и поиск науч. информации, появилась необходимость в математич. обработке, а также в изучении логич. структуры К. Традиционная К., построенная на иерархии, не может быть приемлемой для полного упорядочения к.-л. области объектов. Если в ручном классифицировании можно допустить условное и произвольное включение объекта в тот или иной класс, то для машинного классифицирования каждое включение должно быть формализовано и подчинено опред. правилам. В связи с этим в логику К. были внесены изменения. В наст. время различаются строгая и слабая иерархии. В первой каждому узлу классификац. дерева непосредственно предшествует один и только один узел. При второй – узлам дерева может непосредственно предшествовать одновременно несколько узлов, в силу чего образуется сеть (строго иерархическое дерево тоже является частным случаем сети). И строгая и слабая иерархии рассматриваются как частично упорядоченные системы, формальные свойства к-рых описываются логико-математич. теорией структур. Лит.: Горский Д. П., Логика, М., 1958; Шамурин Е. И.., Очерки по истории библиотечно-библиографической классификации, т. 1–2, М., 1955–59; Букановский В. М., Принципы и основные черты классификации современного естествознания, Пермь, 1960; Минто В., Дедуктивная и индуктивная логика, 6 изд., М., 1909; Майр Э., Линсли Э. и Юзингер Р., Методы и принципы зоологической систематики, пер. с англ., М., 1956; Gregg T. R., The language of taxonomy, N. Y., 1954; Sayers W., An introduction to library classification, 9 ed., 1954; Ranganathan S. R., Colon classification, 5 ed., v. 1, Madras–L., 1957; Vickery B. C., Classification and indexing in science, L., 1958. Б. Якушин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
285.72 кб

Ментальное и материальное: классификация подходов

Шалютин Борис Соломонович
Читать PDF
215.44 кб

Классификация связей в философии: логико-методологический аспект проблемы

Белоусов В. А.
Читать PDF
133.81 кб

Признаки и классификация характера

Валлон Анри
Читать PDF
149.31 кб

К вопросу о ценностях и их классификация

Барьядаева Вера Антоновна
В статье рассматривается мир ценностей и их классификация. Без ценностного подхода не может существовать общество. Критерием ценности является практика.
Читать PDF
148.04 кб

Классификация типов веры

Горячев Владимир Александрович
В данной статье проводится исследование различных типов веры. С этой целью анализируются и сравниваются три разные классификации данного феномена: О. Хаксли, Э. Фромма и С. Л.
Читать PDF
338.54 кб

Классификация концепций метафизики смерти

Мацына Андрей Иванович
В статье освещаются результаты классификации танатологических концепций, предпринятой с целью выявления их эвристического потенциала в осмыслении феномена древней погребальной обрядности, соотносящегося с иррациональными представл
Читать PDF
262.30 кб

Классификация жанров философской литературы

Хлебникова Ольга Владимировна
Несмотря на то, что изначально философия возникла в качестве практического воплощения любви-стремления к мудрости, в рамках современной западной культуры ее все же следует рассматривать как специфическую «литературную» традицию зн
Читать PDF
419.56 кб

Функционалы мировоззрения: классификация и общая характеристика

Мякинников Сергей Петрович
В статье предложена классификация функциональных форм мировоззрения функционалов. Уточнены их дефиниции в сопоставлении друг с другом.

Найдено книг по теме — 15

Похожие термины:

  • Классификация системы наук Ф. Бэкона и роль философии

    "Наиболее правильным разделением человеческого знания является то, которое исходит из трех способностей разумной души, сосредоточивающей в себе знание. История соответствует памяти, поэзия — во
  • Классификация письменных источников Древней Руси

    Обратимся к важнейшему источнику по русской отечественной раннесредневековой мысли — памятникам письменности. В быстро развивавшейся и достигшей расцвета древнерусской книжности домонгольско
  • Классификация звезд эмпирическая

    спектральная классификация; спектральные классы установлены эмпирически по целому ряду характерных особенностей спектра звезд, которые характеризуют температуру поверхности. Классы обозначаю
  • Естественная классификация

    классификация, производимая с учетом признаков, которые являются существенными для классифицируемых предметов.
  • КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК

    см. Наука.
  • КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗДАНИЙ

    системная типология изданий. Выделяют – по целевому назначению (официальное, научное, учебное, справочное и др.), степени аналитико-синтетической переработке информации (информационное, библиогр
  • КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗОБРЕТЕНИЙ

    специальная система упорядочения патентных документов. Используются: предметно-тематический, функциональный и смешанный принципы построения понятий.
  • Искусственная классификация

    классификация, производимая с учетом признаков, которые являются для классифицируемых предметов мало существенными, но позволяющими легко обнаруживать предметы в определенных классификационны
  • Классификация знания Юрия Крижанича

    Самое значительное в теоретическом отношении воздействие оказал на отечественную мысль хорват Юрий Крыжаныч (1617-1683). После получения степени магистра философии в Граце и обучения в коллегиуме св.
  • классификация логическая

    КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОГИЧЕСКАЯ (от лат. classis — разряд, класс и facio — делаю, раскладываю) — особого рода деление (таксономическое или мереологическое) или система делений.         Таксономическое делени
  • НАУЧНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

    способ упорядочения множества изучаемых определенной наукой объектов по каким-то определенным свойствам (их наличию или отсутствию), а также по степени их интенсивности (классификация геометрич
  • Несквозная классификация

    классификация, в которой полученные на предыдущем шаге классификации делители делятся не все, или все,  но с учетом разных признаков.
  • КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ

    в зависимости от содержания исследования классифицируют методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования. Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математичес
  • Классификация звезд по светимости

    вид классификации заключается в разделении звезд на гиганты и карлики, сверхгиганты, субгиганты, субкарлики и т. д. В соответствии с данной классификацией, Солнце — желтый карлик. (См. Светимость в
  • Сквозная классификация

    классификация, в которой все полученные на предыдущем шаге классификации делители на следующем шаге делятся с учетом одного признака.
  • КЛАССИФИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ

    системная типология документов. Существуют различные классификации документов. По общей значимости документы можно разделить на официальные и неофициальные. Официальные документы имеют «служе
  • КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ

    распределение инноваций на однородные по степени новизны группы с целью оценки их значимости. С точки зрения отнесения к продукту или технологическому процессу выделяют: радикальные инновации, о
  • КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ

    распределение вопросов на классы по различным основаниям. В зависимости от цели, с которой задается вопрос, выделяются вопросы содержательные, имеющие целью получение информации об исследуемых п
  • УНИВЕРСАЛЬНАЯ ДЕСЯТИЧНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

    в различных странах в той или иной мере используются национальные системы классификации изобретений (в основном в ретроспективном аспекте). Одной из таких национальных систем классификации явля
  • КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

    Наиболее распространенным основанием К.м.н.п. является двухуровневый характер научного познания. В соответствии с этим основанием выделяются четыре группы методов: общие для эмпирического и теор