КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Найдено 1 определение
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Наиболее распространенным основанием К.м.н.п. является двухуровневый характер научного познания. В соответствии с этим основанием выделяются четыре группы методов: общие для эмпирического и теоретического уровней (группа А); собственно эмпирические (группа Б); конструктивноэмпирические (группа В); собственно теоретические (группа Г). Общими для эмпирического и теоретического уровней научного познания (группа А) являются следующие методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, описание и интерпретация. В группу Б входит наблюдение, а также указанные выше описание и интерпретация. В число собственно эмпирических методов принято включать эксперимент. Но поскольку этот метод, в отличие от наблюдения, связан с практическим воздействием на объект познания и его целенаправленным преобразованием, то эксперимент следует отнести к особой группе В. В ту же группу входит и измерение. К группе Г относятся такие собственно теоретические методы, как абстрагирование, идеализация, конкретизирование и материализация, моделирование, формализация знаний, аксиоматический метод, метод математической гипотезы, системный подход.
Идеализация может быть рассмотрена как такая разновидность абстрагирования, при которой исходная абстракция образуется путем идеального уничтожения мешающих абстрагированию реальных свойств (например, идеальная жидкость при нулевой вязкости, трении и т.д.). Но можно рассмотреть идеализацию и как условие абстрагирования, т.е. чтобы абстрагироваться и выделить некоторое свойство, нужно предварительно иметь идеализированное представление об этом свойстве.
Конкретизирование и материализация (объективация, реализация) не столь признанные методы. Конкретизирование — познавательный метод, противоположный абстрагированию и связанный с погружением абстракции в эмпирический материал. При этом степень обобщения уменьшается, но знание становится более содержательным. Материализация — познавательный метод, сопровождающийся увеличением реалистичности познавательных конструкций.
Моделирование — метод, который может использовать как реальные, так и идеальные модели. Его суть заключается в процедуре репрезентации или представления (замещения) одного материального (идеального) объекта с помощью другого для изучения свойств моделируемого (представляемого) объекта путем изучения свойств модели (репрезентации). Формализация — особая разновидность моделирования, использующая формальные языки и соответственно формальные (логикоматематические, программнокомпьютерные и лингвистические) модели. Исследование таких моделей проводится с помощью формальных дедуктивных методов, а полученные новые свойства того или иного формализма после содержательной интерпретации могут давать прирост знания и в эмпирических науках.
Аксиоматический метод используется в формальных дисциплинах. Он состоит из набора аксиом — исходных положений без доказательства и правил логического вывода из этих аксиом. Метод математической гипотезы используется в достаточно формализованных эмпирических науках (например, в теоретической физике, в математической генетике или в экономике). В этом случае сначала применяются формальная модель и аксиоматический метод, а затем результат содержательно интерпретируется с помощью идеализированных объектов и процедур измерения, разработанных в данной дисциплине.
Гипотетикодедуктивный метод соединяет индукцию и дедукцию: сначала создается гипотетическая конструкция, которая выступает как аналогия аксиомы в содержательных науках; затем она дедуктивно развертывается в гипотезу, последняя подвергается опытной проверке, уточняется и конкретизируется. За основание К.м.н.п. может быть взят объект научного познания. Выделяют в особую группу науки о природе, гуманитарные и технические науки. Что касается методов естествознания, то о них уже шла речь в связи с эмпирическим и теоретическим знанием (группы А, Б, В, Г).
Многие из указанных методов применяются также в гуманитарных и технических науках (например, системный метод), но специфическими для первых является, в частности, сочетание в исследовании логического и исторического подходов. Для технических наук и инженерной деятельности специфическими являются следующие методы: проектирование, конструирование, моделирование и макетирование. Макетирование — вид экспериментальной инженерной деятельности. Его специфика состоит в том, что он выполняет функции практического посредника между проектированием и конструированием или между конструированием и внедрением в производство. Как особые, пограничные между формальными и техническими методами и науками, отметим два метода: имитационное моделирование, вычислительный эксперимент. Имитационное моделирование выступает в качестве особого метода тогда, когда теория либо отсутствует, либо слишком сложна, чтобы дать точные полные предсказания. Поэтому для оценки возможностей проекта создается специальная конструкция — макет, чтобы испытать варианты ее поведения в реальных условиях. Вычислительный эксперимент можно считать разновидностью вышеописанного метода с той лишь разницей, что испытание проходит не реальный макет, а идеальная формальная модель и не в реальных условиях, а в условиях, задаваемых программой компьютера. Но цель похожа — получение вариантов поведения формальной модели при заданных условиях — либо качественного, либо численного. В заключение укажем на такие методы построения теории, как восхождение от абстрактного к конкретному, а также логические операции по определению исходного начала («клеточки») познания (см. Система).

Источник: Философский словарь инженера. 2016