КЛАРК СЭМЮЭЛЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КЛАРК СЭМЮЭЛЬ

английский философ (Норвич, 1675 — Лейкестершеа, 1729). Автор «Трактата о существовании и атрибутах Бога», написанного как ответ на теории Гоббса и Спинозы, а также с целью показать, что существование Бога может быть установлено только при помощи рациональных аргументов.

Источник: Философский словарь

КЛАРК (Clarke) Сэмюэль
род. 11 okt. 1675, Норидж - ум. 17 мая 1729, Лестер) - англ, философ, занимавшийся проблемами морали, с 1707- - пастор в Лондоне; друг Ньютона, философское учение которого он защищал в своей переписке с Лейбницем; выступал против материализма и атеизма. Основой этики Кларк считал определяемое природой место, которое занимает в мире человек. Осн. произв. - "The unchangeable obligation of natural religion and truth", 1706.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КЛАРК Сэмюел
английский философ, занимавшийся проблемами морали; р. 11. 10. 1675 (Норвич) — ум. 17. 5. 1729 (Лестер), с 1707 — пастор в Лондоне; друг Ньютона, философское учение которого он защищал в своей переписке с Лейбницем; выступал против материализма и атеизма. Основой этики Кларк считал определяемое природой место, которое каждый занимает в мировой гармонии. Осн. соч.: A Demonstration of the Being and Attributes of God, 1705, 1964, нем. изд. 1756; The Unchangeable Obligations of Natural Religion and Truth, 1706, 1964; the Leibniz — C. correspondence, 1956; Sermons I—X, London, 1730—1731; Works, I—XXI, London, 1711—1734; The Works of S. С., I—IV, London, 1738.
E. L. Priestley. The C./Leibniz Controversy, in: R. E. Butts/ J. W. Davis (edd.). The Methodological Heritage of Newton. Oxford, 1970; J. P. Ferguson. The Philosophy of Dr. S. C. and its Critics. New York, 1974; R. Attfield. C., Collins and Compounds, in: J. Hist. Philos., 15 (1977).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

КЛАРК Сэмюел
11 октября 1675, Норвич — 17 мая 1729, Ланкастер) — английский теолог и философ, близкий к И. Ньютону, его «метафизический рупор», по выражению А. Койре. Перевел на латинский язык его «Оптику» (1706), пропагандировал принципы ньютоновской механики. В полемике Лейбница и Ньютона по проблемам оптики и теории тяготения принял сторону последнего, в известной переписке с Лейбницем (1715—16) дал теистическую интерпретацию пространства, времени, движения, инертной материи, выступил с критикой представления о мире-машине, работающей как часы без участия часовщика — Бога. В работе «Проявление бытия Бога и Его атрибутов» (A demonstration of the being and attributes of God, 1705) писал о непознаваемости сущности Бога, но познаваемости его существования и атрибутов. С 1707 священник в Лондоне.
Соч.: rks, v. 1—4. L., 1738—42; в рус. пер.: Лейбниц. Г. В. Перепискае Кларком.— Онже. Соч.,т. 1. М., 1982.
Лит.: Полемика Лейбница с Кларком по вопросам философии и естествознания (1715—1716). Л., 1960; Koyre A. et Cohen I. В. Newton and the Leibniz-Clarke Correspondance.— «Archives Internationales dHistoire des Sciences». 1962. № 15, p. 63—125.
Л. А. Микешина

Источник: Новая философская энциклопедия

КЛАРК СЭМЮЭЛЬ

(11 окт. 1675 – 17 мая 1729) – англ. пастор, религ. философ, активно боровшийся против материализма, атеизма и деизма. Особенность защиты религии К. заключалась в религ.-идеалистич. истолковании им выводов физики Ньютона. Это был своеобразный ньютонианский "физический идеализм", приводивший к оправданию христианских догматов. В острой полемике против учений Гоббса, Спинозы, Локка, Лейбница, Толанда, Коллинза, Г. Додуэлла Старшего К. защищал теизм, учение о духовной субстанции, свободу воли, бессмертие души. Исходя из учения Ньютона об абсолютном пространстве, К. отрицал, что протяженность есть атрибут материи, рассматривая пространство как "божественное чувствилище". Выступая против сенсуалистич. этич. теорий, К. отстаивал объективно-идеалистич. этику, основанную на вечном, незыблемом, теологич. миропорядке. Моральные обязанности каждого существа определяются, по К., его местом в установленной богом мировой гармонии. Пытаться изменить существующий порядок вещей – значит действовать вопреки законам разума и природы. С позиций деизма против К. выступали Додуэлл Старший, Ковард, Коллинз. Острая критика взглядов К. была дана Гольбахом ("Система природы", ч. 2, гл. 4, "Разбор доказательств бытия божия, данных Кларком"; см. также с. 67, 291, 326). Соч.: A discource concerning the unchangeable obligations of natural religion..., L., 1706; Remarks upon a book entitled "A philosophical enquiry concerning human liberty", L., 1717; A demonstration of the being and attributes of God, 8 ed., L., 1732; The works, v. 1–4, L., 1738; The Leibniz – Clarke correspondence, ed. by H. G. Alexander, [Manch., 1956 ], франц. изд., Р., 1957; в рус. пер.: Полемика Г. Лейбница и С. Кларка по вопросам философии и естествознания. (1715–16 гг.), Л., 1960. Лит.: Zimmermann R., Samuel Clarke´s Leben und Lehre, W., 1870; Le Rossignol J. E., The ethical philosophy of Samuel Clarke, Lpz., 1892 (Diss.); Albee E., Clarke´s ethical philosophy, "Philos. Rev.", 1928, v. 37, No 4–5 Б. Быховский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.