КИРИЛЕНКО Галина Георгиевна

Найдено 1 определение
КИРИЛЕНКО Галина Георгиевна
(p. 11.9.1950) — спец. в обл. теории познания и филос. антропологии; к. филос. н., доц. Р. в Москве. Окончила филос. ф-т МГУ (1972) и асп. того же ф-та (1975). С 1975 работает на кафедре филос. гуманит. ф-тов МГУ. В наст. вр. — доц. той же кафедры филос. ф-та МГУ. Канд. дисс. — «Натурфилософский стиль мышления и его современные модификации» (1978). Разрабатывает проблемы: методол. гуманит. знания, филос. антропология, структура самосознания личности. Индивидуальное самосознание рассматривается К. в качестве специфического вида дух. деятельности, в к-ром сфокусированы все особенности ценностного освоения бытия. Центр, понятием, необходимым для осмысления самосознающей деятельности, она считает понятие жизненного мира, синтезирующее понятия «образ мира» и «образ Я». Разл. типы жизненного мира — мир непосредственной жизненности, мир цели, ценностно-ориентированный жизненный мир — порождают разл. модели самосознающей деятельности. К. выделяет дедуктивистскую, ситуационную, релятивистскую и диалогическую модели самосознания. В дедуктивистской модели центр, является образ «Я», владеющего собственным жизненным миром. Ситуационная модель конструирует образ неподвижного «Я», живущего в разл. мирах. Релятивистская модель разрушает традиц. для европ. культуры образ целостного «Я». В основе диалогической модели лежит принцип динамичного, внутренне противоречивого жизненного мира. Изучение структуры самосознающей деятельности вводит в орбиту теор. анализа такой объект иссл., как «мир повседневности». Совр. дух. ситуация характеризуется К. как «новая повседневность», стирающая границы между разл. типами жизненного мира, ввергая человека в смысложизненный хаос. В этих условиях социокультурная миссия филос. выступает в качестве источника индивидуального жизнестроения.
Соч.: Мировоззрение личности. М., 1986; Что такое философия? (В соавт.). М., 1987 (издана на англ., франц. и др. яз.); Самосознание и мировоззрение личности. М., 1988; Что такое личность? (В соавт.). М., 1989 (издана на англ., франц., испанском и др. яз.); Посланник трех миров: интеллигенция в русской культуре // Социс. 1997. № 3; От «общего дела» — к умному деланию. (В соавт.) // Высшее образование в России. 1997. № 3; статьи: Аверроэс, Баденская школа, Белл, Беме, Вебер Макс, Виндельбанд, Григорий Нисский, Деррида, Кассирер, Коген, Кроче, Леви-Стросс и др. // Краткий философский словарь. М., 1998; 2-е изд. - 2001; Индивидуализм и проблема человека // Проблема человека в философии. М., 1998; Человек повседневности: автор или самозванец? // Полигнозис. 1998. № 4; Философия. Справочник студента. (В соавт.). М., 1999; Говорящее сословие // Высшее образование в России. 2001. № 4; Человек, общество, природа // Обществознание. Пособие для абитуриентов. М., 2001; Символическая структура жизненного мира // Человек в мире и мир человека. Калуга, 2004; Тело как переживание // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 2004. № 6; Молчание вещей // Философия и социальная теория. Вып. 4. М., 2005; Самосознание человека повседневности // Известия МГУ. Вып. 3. М., 2006; Культура и молодежь: Феномен молодежной субкультуры и новые религиозные движения. (В соавт.). М., 2007; Мгновенная мифология как технология жизни // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 2007. № 2.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009