КИЯЩЕНКО Николай Иванович

Найдено 1 определение
КИЯЩЕНКО Николай Иванович
(р. 23.10.1930) — спец. в обл. эстетики, философии культуры, философии образования; д. филос. н., проф. Р. в селе Романовка Троицкого р-на Кемеровской обл. Служил в Сов. Армии. Окончил филос. ф-т МГУ (1962), асп. Работал в Оргкомитете Союза кинематографистов СССР (1962-63), затем в ИФ АН СССР. Зам. гл. ред. изд. «Советский художник» (1968-69), гл. ред. изд. «Планета» (196973), гл. ред. ист. фильмов, фильмовэкранизаций Госкино СССР (1973-75). Одновременно преподавал филос. и эстетику в Моск. ин-те стали и сплавов (1970-91, ст. преп., доц., проф.). 197980 — проф. ВПШ Партии труда (Ангола). С 1975 — вновь в ИФ РАН (прежнее название — ИФ АН СССР) — мл. н. с, ст. н. с, вед. н. с, с 2004 — гл. н. сотр. Одновременно с 1992 по 1999 проф. учебновоспитательного комплекса им. А. С. Пушкина, с 2000 — проф. Гос. ун-та гуманит. наук и с 2005 — проф. кафедры культурол. Ин-та открытого образования. Канд. дисс. — «Героическое как категория эстетики» (1964). Докт. дисс. — «Философские основы теории эстетического воспитания» (1978). Проблематика науч. иссл.: разработка теории эстетич. воспитания и ее разграничение с теорией худож. воспитания, история и смысл идеи и теории всестороннего и гармоничного развития личности. К. разработал структуру системы эстетич. воспитания; ввел в науку понятие «стремление к красоте как родовое качество человека», обосновал необходимость размежевания худож. и эстетич. воспитания, худож. и эстетич. культуры. Им выдвинута и теоретически обоснована идея «творчество как принцип антропогенеза», в программы и учебники для школ введено различие между видами деятельности и способами жизнедеятельности человека, обоснованы существенные различия между явлениями «культура» и «цивилизация»; под его руководством создан учебник «Массовая культура», в учебнике «Культурология» (Ростов н/Д., 2006) разработаны онтол. и методол. основания культурологии, а в колл. трудах, созданных по его проекту и под его руководством, общение представлено как важнейший фактор творчества человека вообще. Им показана необходимость одновременного сосуществования во все эпохи развития человеческой культуры народной, массовой и элитарной (высокой) культуры, народного, массового и элитарного иск-ва. К. разработал принципы построения программ по мировой худож. культуре для учащихся 9 классов (1999) и программу «Эстетика жизни» для 9-11 классов, а также написал учебники «Эстетика жизни» для каждого класса отдельно и в 2004 выпустил книгу для учителя «Эстетика жизни». Для студентов вузов написал учебник «Эстетика — философская наука» (М.; СПб.; Киев, 2005). К. разработал курсы для педагогов: «Философские основы культурологии и теории искусства», «Философские основы и проблемы современного образовательного процесса», «Проблемы изучения мировых цивилизаций в контексте гуманитарного образования». К. — д. ч. Международной Академии гуманитаризации образования и д. ч. Академии менеджмента в образовании и культуре. К. — рук. авт. коллективов и соавт. ряда колл. монографий.
Соч.: Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М., 1971; Борьба идей в культуре и искусстве. (В соавт.). М., 1972; Система эстетического воспитания. Прага, 1977; НТР, эстетическое воспитание и развитие личности. Прага, 1977.; Эстетика, жизнь, искусство. М„ 1977; Сущность прекрасного. М., 1977; Сражающееся искусство. М., 1977; Эстетическое воспитание и НТП. М., 1981; Искусство и духовный мир человека. (В соавт.). М., 1983; Теория отражения и проблемы эстетики. (В соавт.). М.,1983; Человек и НТП. М., 1983; Эстетическое творчество. (В соавт.). М., 1984; Эстетическая деятельность. М., 1986; Современный мир и эстетическое развитие человека. (В соавт.). Уч. пособие. М., 1993; Эстетика жизни. Уч. пособие для старшеклассников. М., 1997; Образование и искусство в формировании целостной личности. М., 2002; Эстетика жизни. Книга для учителя. М., 2004; Эстетика — философская наука. Уч. пособие для студентов. М.; СПб.; Киев, 2005; Искусство и психология. М., 2003; Массовая культура. Уч. пособие для студентов вузов социально-гуманитарного профиля. М., 2004; Массовая культура и массовое искусство: «за» и «против». М., 2003; Творчество как принцип антропогенеза. М., 2006.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009