КЕССИДИ Феохарий Харлампиевич

Найдено 1 определение
КЕССИДИ Феохарий Харлампиевич
(р. 13.3.1920) — спец. по истории античной филос; д. филос. н., проф. Р. в с. Сан та Цалкского р-на (р-н с компактным проживанием греков) Грузии. Один год проучился в МИНХ. С 1939 — студент филос. ф-та МИФЛИ. В 1941 К. обратился в райвоенкомат с просьбой о мобилизации в действующую армию, однако получил отказ. Поскольку МИФЛИ эвакуировался в Среднюю Азию, К. предпочел вернуться на родину, нек-рое время был зав. библиотекой Цалкского райкома партии. Работал в 1942-45 учителем, затем завучем и директором Сантинскои школы. К. экстерном закончил 3-й и 4-й курсы филос. ф-та Тбилисского гос. унта. В 1945 был восстановлен на 5-м курсе филос. ф-та МГУ. Окончил МГУ (1946) и асп. по кафедре истории филос. Канд. дисс. — «Философия Гераклита Эфесского» (1950). В 1950-70 преподавал филос. в разл. вузах Москвы: Кооперативном ин-те, Худож. ин-те им. Сурикова, Ин-те иностр. яз. им. Мориса Тореза. С 1970 до 1992 работал в ИФ АН СССР (РАН). С 1992 живет в Греч. Республике. Докт. дисс. — «Раннегреческая философия и ее отношение к мифу, искусству и религии» (1968). В 1987 Афинская академия наук избрала К. своим чл.-корр. К. — отв. ред. кн. «Платон и его эпоха» (1979); отв. ред. и один из авторов сб. «Греческая философия и ее культурноисторическое значение» (М., 1985, на франц. яз.). К. — инициатор «Аристотелевских чтений» (с 1978); одна из конф. в рамках этих чтений (1987) завершилась открытием памятника Аристотелю в г. Цалка. Памятник был установлен на ул. Советской, впоследствии переименованной в ул. Аристотеля. К. внес значительный вклад в изучение истории древнегреческой филос. Согласно его концепции, становление филос. мысли на самостоятельный путь развития явилось процессом перехода от мифа к логосу, от мифологического отождествления к худож. сравнению и от худож. сравнения к науч. аналогии и отвлеченному понятию; в учениях ранних греч. философов чувственный образ и отвлеченное понятие связаны между собой, составляют «теорию»; раннегреческим философам чужд дуализм мышления и бытия, субъекта и объекта, общего и конкретного; элейцы, ставшие на путь рационального постижения мира и открывшие «чистый разум», столкнулись с трудностями, выраженными в апориях Зенона. В сферу науч. интересов К. кроме истории древнегреческой филос. входят филос. проблемы генетики человека, советология (в частности, межнациональные отношения), проблемы сов. греков. В наст, вр. занимается проблемами эллинопонтийцев.
Соч.: Философские и эстетические взгляды Гераклита Эфесского. М., 1963; От мифа к логосу (Становление греческой философии). М., 1972; Сократ. М., 1976 (2-е, дополненное изд. — 1988); Изучение философии Платона в СССР // Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения. М., 1979; К проблеме социально-политических взглядов Гераклита Эфесского. М., 1980; Гераклит. М., 1982; Этические сочинения Аристотеля // Аристотель.
Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984; Греческая философия и ее культурно-историческое значение. М., 1985 (на франц. яз.); Философия, диалог и диалектика в Древней Греции классического периода // Проблемы античной культуры. М., 1986; Историко-философские статьи и критические заметки. Афины, 1987 (на греч. яз.); Была ли у древних греков идея истории // ВФ. 1987. № 8; Философские и этические проблемы генетики человека. (Депонир.). М., 1988; Открытое письмо Александру Зиновьеву // Московские новости. 29.10.1989. № 344 (486); Об одной особенности менталитета древних греков // ВФ. 1996. № 2; О парадоксе России // ВФ. 2000. № 6; «Загадка» бурного расцвета греческой философии // ВФ. 2007. № 8.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009