сгарообрядч. поселения, возникшие в 80-е гг. 17 в. по лесистым берегам р. Керженец (левый приток Волги). Там сторонники старой веры скрывались от преследований светских и церк. властей. В основном это были старообрядцы поповского толка (см. Поповщина), а также беспоповцы спасов-ского и поморского толков. Царское пр-во при активном участии правосл. церкви неоднократно пыталось уничтожить эти поселения, рассматривая их как рассад-ники раскола.
КЕРЖЕНСКИЕ СКИТЫ
КЕРЖЕНСКИЕ СКИТЫ
Источник: Атеистический словарь
Керженские скиты
группа старообрядческих поселений и монастырей в лесистой и заболоченной местности по берегам реки Керженец, левого притока Волги. Первые поселения старообрядцев, скрывавшихся от преследований, появились здесь уже в период проведения Никоном реформы 1653–1660. Часть скитов была основана участниками Соловецкого восстания после его подавления. Оснащенные многочисленными тайниками и скрытыми ходами, К. с. служили в старообрядчестве одним из центров его беглопоповского толка.В 20 — 30-е гг.
18 в. почти все К. с. были уничтожены правительственными войсками, но к кон. того же столетия при помощи гл. обр. московского старообрядчества были восстановлены. В 1853 на основании царского указа все старообрядческие скиты были вновь разрушены (свидетелем и участником этого разрушения был П.И. Мельников-Печерский, описавший впоследствии быт К. с. в своих романах «В лесах» и «На горах»). Однако и после этого нек-рые К. с. продолжали тайное существование вплоть до 1917.
18 в. почти все К. с. были уничтожены правительственными войсками, но к кон. того же столетия при помощи гл. обр. московского старообрядчества были восстановлены. В 1853 на основании царского указа все старообрядческие скиты были вновь разрушены (свидетелем и участником этого разрушения был П.И. Мельников-Печерский, описавший впоследствии быт К. с. в своих романах «В лесах» и «На горах»). Однако и после этого нек-рые К. с. продолжали тайное существование вплоть до 1917.
Источник: Религии народов современной России