КЕЛЬЗЕН ГАНС

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

КЕЛЬЗЕН Ганс

американский философ и правовед австрийского происхождения (Прага, 1881 — Оринда, Калифорния, 1973). Профессор в Вене; по поручению канцлера Реннера редактировал австрийскую Конституцию (1920).Позднее преподавал в Кельне, Женеве и в Соединенных Штатах. Его позитивистская теория, формировавшаяся под влиянием неокантианской Марбургской школы, основана на радикальном различии права и науки о праве, где последняя представляет собой «чистую» теорию, отличную от морали и доктрин естественного права. Право же, наоборот, нормативно, и конституция той или иной страны представляет собой норму, на которую можно ссылаться. Им написано: «Общая теория государства» (1925), «Чистая теория права» (1934), «Общество и природа, социологическое исследование» (1943).

Источник: Философский словарь

КЕЛЬЗЕН ГАНС

род. 11 okt. 1881, Прага - ум. 20 апр. 1973, Беркли, Калифорния, США) - австр. юрист, занимавшийся вопросами государства и права. Професор (с 1919 - в Вене, с 1930 в Кельне, с 1933 - в Женеве, с 1936 - в Праге, с 1939 - в США); ученик Когена, создал "чистую теорию права", отбрасывающую мысль о естественном праве организма и рассматривающую право как систему принудительных норм, а государство - как правовую организацию. Учение Кельзена, одного из основателей правового норматизма, оказало сильное влияние на конституции австр. и чехосл. государств (до второй мировой войны). Осн. работы: "Hauptprobleme der Staatsrechtslehre aus der Lehre vom Rechtssatz", 1911; "Allgemeine Staatslehre", 1925; "Theorie generale du droit international public", 1932; "Reine Rechtslehre", 1934.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КЕЛЬЗЕН Ганс

(p. 11 окт. 1881) – австр. бурж. правовед, глава т.н. нормативистской (венской) школы права. Проф. права в Вене, Кельне, Женеве. В 1940 эмигрировал в США; с 1942 – проф. политич. наук, с 1952 – засл. проф. Калифорнийского ун-та. Учение К. о праве (в наиболее обобщенном виде изложено в работе "Общая теория права и государства" – "General theory of law and state", 1945) является развитием положений юридич. позитивизма, сводившего задачи науки лишь к описанию и логич. систематизации действующего права и объявившего ненужным его социально-экономич. объяснение. Эти методологич. позиции К. связал с кантианским разрывом "сущего" и "должного". Право как система правил должного поведения, по К., независимо от обществ. бытия: оно не есть воля гос-ва, наоборот, гос-во есть понятие, производное от права – "персонификация правового порядка". Будучи независимо даже от морального долженствования, право, по К., определяется только правом; некий мыслит. презюмированный первоисточник – "основная норма" – определяет осн. начала междунар. права, к-рые, в свою очередь, определяют конституц. законы, обусловливающие обыкновенные законы и т.д. К. требует, чтобы наука, изучая право, отказалась от его экономич. интерпретации, политич., идеологич., нравств. и историч. оценки, игнорировала цели права и изучала его "в чистом виде", что фактически сводится к описанию логич. форм правовых норм. В этой связи К. критикует теорию естественного права и социологич. юриспруденцию. "Чистая теория права" была выдвинута К. еще в 1911, но получила широкое распространение в бурж. науке в период между двумя мировыми войнами, отражая стремление уйти от обостряющихся противоречий бурж. действительности, находивших свое выражение и в праве. В своих социологич. работах (напр., "Общество и природа" – "Society and Nature", 1943) К. отрицает действие закона причинности в обществ. жизни, утверждая, что и применительно к естеств. миру причинность это лишь способ мышления, привносимый разумом в природу. В области междунар. права К. развивает концепцию примата междунар. права над правом внутригосударственным, выступая в этой связи в качестве противника принципа суверенитета (см., напр., "Право Объединенных наций" – "The law of the United Nations", pt. 1–2, 1951). К. – один из ярых глашатаев антикоммунизма. В кн. "Коммунистическая теория права" ("The Communist theory of law", 1955), фальсифицируя высказывания классиков марксизма-ленинизма, К. пытается доказать, что применение диалектич. метода в области права оказалось якобы безуспешным. Соч.: Sozialismus und Staat, Lpz., 1920; Hauptprobleme der Staatsrechtslehre, 2 Aufl., Lpz., 1923; Allgemeine Staatslehre, В., 1925; Die philosophischen Grundlagen der Naturrechtslehre und des Rechtspositivismus, Charlottenburg, 1928; Staatsform und Weltanschauung, T?bingen, 1933; Reine Rechtslehre, Lpz., 1934; Law and peace in international relation, Camb., 1942; Peace through law, Chapel Hill, 1944; Principles of international law, ?. Y., [1952 ]; Th?orie pure du droit, Neuch?tel, 1953; What is justice? Berkeley–Los-Ang., 1957. Лит.: История политических учений, 2 изд., M., 1960, с. 831–35; Туманов В. ?., О некоторых чертах современного буржуазного нормативизма, "Сов. государство и право", 1957, No 10; Богданов О. В., ?иманов В. ?., Фальсификация марксистской теории права (о книге Г. Кельзена "Коммунистическая теория права"), там же, 1957, No 3; Сайдлер Г. Л., Юридические доктрины империализма, пер. с польск., М., 1959, с. 75–103; Wr?blewski J., Krytyka normatywistycznej teorii prawa i pa?stwa Hansa Kelsena, Warsz., 1955; Szab? I., Hans Kelsen ?s a marxista jogelm?let, "Az Allam-?s Iogtudom?nyi Int?zet Ertesit?ge", 1957, k?t. 1, S. 5–36. В. Туманов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
166.28 кб

Реконструкция идей Аристотеля в историко-философском наследии Ганса Кельзена

Дидикин Антон Борисович
В небольшой статье автор касается серии работ Ганса Кельзена, посвященных античной политической мысли, в особенности его The Philosophy of Aristotle and Hellenic-Macedonian Policy.
Читать PDF
270.58 кб

Критерии научности в нормативных теориях: неокантианство и теория права Ганса Кельзена

Невважай Игорь Дмитриевич
В статье обсуждается проблема реализации критериев научности в процессе построения гуманитарной научной теории.