(англ. case studies) —букв. исследование (изучение, расследование) конкретного случая. Термин обозначает одну из распространенных в совр. науках (преим. соц.-гуманит.) стратегию и технологию науч. исследования, противопоставляемую не только фундаментальным, но и прикладным исследованиям в их традиц. понимании. С методол. т.зр. К.с. инициированы концепцией инструментализма (Дж.Дьюи) и принципом логич. несопоставимости науч. теорий (П.Фейерабенд). Суть К.с. заключается в отказе от предварительного использования (или конструирования) общей схемы исследуемого предмета, от представлений о его причинно-функциональной обусловленности ч.-л., кроме конкретных компонентов, событий, факторов, составляющих сам этот предмет или его непосредственное ближайшее окружение. Задача исследователя в рамках К.с. —обеспечить максимально достижимую степень полноты знания и понимания данного предмета, проблемы, задачи. Использование тех или иных инструментов познания, приборов, методов и процедур определяется лишь применительно к этому предмету (принцип «ad hoc» — лат. «по этому случаю»). Т.о., результаты К.с. относятся преим. к дескриптивно-аналитич. аспектам науч. познания, а степень их генерализации заведомо ограничена. Стратегия К.с. применяется в исследованиях, имеющих непосредственно практ. направленность (в конкретных полит., социол., экон. и др. исследованиях), а также в историко-биографической лит-ре. Примером такой стратегии в философии могут служить работы Ж.Деррида «Почтовая открытка», Ж.Делеза «Логика смысла», мн. работы Ж.Бодрийара и Ж.Л.Нанси. Лит.: Философия и методология науки / Под ред. В.И.Купцова. М., 1996. С. 414—28. Е.В.Гутов