КАЗЮТИНСКИЙ ВАДИМ ВАСИЛЬЕВИЧ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КАЗЮТИНСКИЙ ВАДИМ ВАСИЛЬЕВИЧ
(р. 1932) — отечественный философ, специалист в области философии астрономии и космологии. Под Вселенной понимает то, что познано в мегамире с позиций данной теории. Исходя из этого выдвинул принцип множественности вселенных. 1. Казютинский В. В. Философские проблемы космологии. М., 1970. 2. Он же. Миры культуры и миры науки: эпистемологический статус космологии // Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. СПб., 1999.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

КАЗЮТИНСКИЙ Вадим Васильевич
(р. 11.8.1932) — спец. в обл. филос. и методол. науки, филос. оснований астрономии, космологии; д. филос. н., проф. Р. в Киеве. Окончил физ. ф-т Киевского гос. ун-та (1956) по спец. «астрономия», асп. ИФ АН СССР (1961). Работал ст. лаборантом (1956-1958); с 1962 - в ИФ РАН (прежнееназвание - ИФ АН СССР): мл., ст. (с 1968), вед. (с 1990) н. с, гл. н. с. ИФ РАН (2005). Докт. дисс. - «Традиции и революция в современной астрономии» (1993). Д. ч. Академии космонавтики им. К. Э. Циолковского (1991). Обл. науч. интересов К. — филос. и методол. науки, проблема взаимосвязи традиций и революций в науч. познании; филос. основания астрономии, космологии, поиска внеземных цивилизаций; иссл. рус. космизма, особенно космич. филос. К. Э. Циолковского в контексте мировой культуры. Изучение взаимосвязи традиций и рев. сдвигов в науке привело К. к выводу, что оба типа изменений в науке всегда сосуществуют. Один из них может оказаться на какомто этапе доминирующим; тогда и применяют термин «научная революция», но в смысле, резко отличном от революции соц. На основе этой идеи разработана модель динамики совр. астрономии, рассмотрены основания и реконструированы механизмы концепт, изменений коперниканской, ньютоновской, канто-лапласовской, фридмановской, «бюраканской» и др. иссл. программ. Анализ понятия «мир» в филос. контекстах и понятия «Вселенная» в космологии привел К. к выводу о глубоком различии их смысла. Вселенная не может рассматриваться как «все существующее» в смысле некоего абсолюта; это лишь относительная и преходящая граница познанного в мегамире, т. е. «все существующее» лишь с т. зр. данной модели или теории. Исходя из этого выдвинут принцип множественности вселенных, реализованный сейчас в квантовой космологии. Значительное внимание было уделено интерпретации разл. формулировок антропного принципа (АП): сильного и слабого АП, финалистского АП в неквантовой и квантовой космологии. Изучение космич. филос. К. Э. Циолковского привело К. к выводу, что ее осн. идеи и смыслы возникли на пересечении филос. традиций Запада и Востока; антиномичность этой концепции предвосхищает антиномии культуры конца XX в. Космизм, по мнению К., должен рассматриваться как феномен мировой культуры. Показано, что квантовая космология позволяет избежать вывода, согласно к-рому ранняя Вселенная «ввергается в бытие» наблюдателем, а до акта наблюдения существовала лишь потенциально. Универсальный эволюционизм рассматривается как процесс необратимых изменений структуры объектов (в пределах научной картины мира). Приведен ряд аргументов, доказывающих единство эволюционных процессов во Вселенной, несмотря на разрывы в знаниях о переходе от неживой материи к живой. Процессы универсального эволюционизма включают не только магистральный ствол (усложнение структур), но и боковые ветви (эволюция как бы в одной плоскости), к-рые охватывают осн. часть массы Вселенной. К. осуществлял редактирование работ: Астрономия и современная картина мира. М., 1996; Философия, наука, цивилизация. М, 1999; Универсальный эволюционизм и глобальные проблемы. М., 2006.
Соч.: Рождение миров (философские проблемы современной космогонии). (В соавт.). М., 1961; Революция в астрономии. М., 1968; Философские проблемы космологии. М., 1970; Вселенная, астрономия, философия. М., 1972; Космическая философия К. Э. Циолковского и постнеклассическая наука // Космонавтика и перспективы человечества: философско-социальный аспект. М., 1991; Космогония в руках идеологии // На рубежах познания Вселенной. М., 1992; Миры культуры и миры науки: эпистемологический статус космологии // Социокультурный контекст науки. М., 1998; Истина и ценность в научном познании // Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. СПб., 1999; Ценностные ориентации современного космизма и прогнозы будущего техногенной цивилизации // Философия, наука, цивилизация. М., 1999; Космическая философия К. Э. Циолковского в контексте русского космизма // Циолковский К. Э. Космическая философия. М, 2001; Антропный принцип и современная телеология // Причинность и телеономизм в современной естественнонаучной парадигме. М., 2002; Понятие реальности в квантовой космологии // Наука: возможности и границы. М., 2003; Научная картина мира и Вселенная // Человек, наука, цивилизация. М., 2004; Эпистемологические проблемы универсального эволюционизма // Универсальный эволюционизм и глобальные проблемы. М., 2006; Эйнштейн и становление неклассической космологии // Эйнштейн и перспективы развития науки. М., 2007.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009