сущее, показывающее себя не таким, какого оно есть. Противоположность – феномен.
КАЖИМОСТЬ
Кажимость
Источник: Словарь хайдеггерианских терминов (по “Бытию и времени”)
Кажимость
(древ.‑рус. казати – показывать, говорить) – отображение, в котором фиксируется одна из сторон сущности; превратное определение истинного бытия, основанное на чувственно воспринимаемом, внешнем явлении предмета познания; понимание и выражение сущности объектов в поверхностных, неустойчивых, случайных, одномоментных проявлениях, воспринимаемых непосредственно.
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
КАЖИМОСТЬ
искаженная видимость, поверхностный взгляд на вещи, одностороннее или извращенное проявление сущности наружу.
К. - не видимость "вообще" (в марксистской литературе эти понятия нередко отождествляли), но только один из частных случаев видимости. В свою очередь, К. подразделяют на два вида: а) К., вызванные объективными особенностями условий нашего наблюдения (например, К. восхода и захода Солнца вызвана тем, что мы вместе с Землей движемся вокруг Солнца) и б) К.-иллюзии, которые сопряжены с дефектом наших познавательных способностей, с обманом чувств, извращенным восприятием действительности (например, мед может показаться горьким при определенных заболеваниях печени).
Попытки объяснить природу К. предпринимались уже в глубокой древности, В древне-индийской философии веданты истинному миру Брахмана противопоставлялся материальный мир, лишенный в самом себе основания для своего бытия, однако вызывающий в людях наваждение своей реальности. Материальный мир предстает как майя Брахмана, т. е. как иллюзия подлинности; колдовские чары вызывают К. мира именно чувственно данным миром, а не Брахманом. В античной Греции элеаты противопоставляли "истинно-сущее" миру чувственного опыта, трактуя послеД_ ний как К., заблуждение. В поэме
К. - не видимость "вообще" (в марксистской литературе эти понятия нередко отождествляли), но только один из частных случаев видимости. В свою очередь, К. подразделяют на два вида: а) К., вызванные объективными особенностями условий нашего наблюдения (например, К. восхода и захода Солнца вызвана тем, что мы вместе с Землей движемся вокруг Солнца) и б) К.-иллюзии, которые сопряжены с дефектом наших познавательных способностей, с обманом чувств, извращенным восприятием действительности (например, мед может показаться горьким при определенных заболеваниях печени).
Попытки объяснить природу К. предпринимались уже в глубокой древности, В древне-индийской философии веданты истинному миру Брахмана противопоставлялся материальный мир, лишенный в самом себе основания для своего бытия, однако вызывающий в людях наваждение своей реальности. Материальный мир предстает как майя Брахмана, т. е. как иллюзия подлинности; колдовские чары вызывают К. мира именно чувственно данным миром, а не Брахманом. В античной Греции элеаты противопоставляли "истинно-сущее" миру чувственного опыта, трактуя послеД_ ний как К., заблуждение. В поэме
Источник: Современный философский словарь