КАУЗАЛЬНОСТЬ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КАУЗАЛЬНОСТЬ
от лат. causa — причина) — причинность, причинная обусловленность, необходимая связь причины и следствия.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

КАУЗАЛЬНОСТЬ
(causalis — причинный, causa — причина) — философская категория для обозначения необходимой генетической связи явлений, из которых одно (причина) обусловливает другое (следствие).

Источник: Философский словарь инженера. 2016

Каузальность
(causa – причина, основание) – генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития. На основе причинности организуется материальнопрактическая деятельность человека и вырабатываются научные прогнозы.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Каузальность
от лат. causa — причина) — причинность, действенность, закономерная связь причины и действия. Как принцип (каузальный принцип или закон), каузальность понимается так: каждое явление имеет причину (вызвано, является действием) и одновременно является причиной другого явления; или же — без причины ничто не появляется. Причина и действие образуют цепь из прошлого через настоящее в будущее (каузальная связь). Принцип причинности в философии впервые четко сформулировал Демокрит, а причинную связь — стоики и Эпикур. В новейшей физике (XX век) отрицается неограниченная применимость принципа каузальности в области микромира; он применяется как рабочая гипотеза, как эвристический принцип, как вероятностное правило. Каузальный — причинный, соответствующий причинному закону.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

КАУЗАЛЬНОСТЬ
лат. causalis - причинный, causa - причина), или причинность, понятие, использовавшееся в философии традиционного типа для обозначения необходимой генетической связи явлений, из которых одно (причина) обусловливает другое (следствие). В таком контексте К. трактовался как одна из форм всеобщей связи явлений, как внутренняя связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что еще только становится. Предполагалось, что этим К. отличается от других форм связи, которые характеризуются корреляцией одного явления другому. Внутренняя связь рассматривалась как сущность К., она понималась как присущее самим вещам внутреннее отношение. К. полагалась всеобщей, т.к. согласно естественно-научным воззрениям того времени нет явлений, которые не имели бы своих причин, как нет явлений, которые не имели бы (не порождали бы) тех или иных следствий. Связь причины и следствия считалась необходимой: если есть причина и налицо соответствующие условия, то неизбежно возникает следствие. В последующем (особенно в 20 в.) принцип К. подвергся кардинальному переосмыслению. (См. Анти-Эдип, Детерминизм, Неодетерминизм, "Смерть Бога".)

Источник: История Философии: Энциклопедия

Каузальность
Отношение между двумя сущностями или событиями, при котором существование одного влечет за собой существование второго и объясняет его.
Обычно каузальность сводят к последовательности. Если всякий раз, когда происходит явление а, следом за ним происходит явление b, то мы делаем вывод, что а является причиной b, которое в свою очередь является следствием а. Тем самым мы совершаем переход от эмпирической констатации постоянного (по нашим масштабам) совпадения двух явлений к идее их необходимой связи. Юм, однако, с легкостью доказал, что с точки зрения разума этот переход ни на чем не основан. Никакая последовательность, даже наиболее часто повторяемая, не может служить доказательством чему бы то ни было: идея о необходимости союза между причиной и следствием есть лишь результат стойкой привычки, которая с неизбежностью заставляет нас переходить от идеи одного объекта к идее другого объекта – следующего за первым или предшествующего ему. Каузальность (между вещами) проявляется в мире только в разуме (между идеями). Вернее, уточняет Кант, она проявляется в мире только потому, что уже существует в разуме; это и есть категория рассудка, не сводимого к опыту, ибо лишь благодаря ему и становится возможен опыт. Таким образом, мы можем избавиться от эмпиризма, признав трансцендентальность, а от трансцендентальности – признав эмпиризм и материализм.
Но каким бы ни был статус идеи каузальности (априорным или апостериорным), мы согласны с обоими мыслителями в том, что каузальность как таковая никогда не поддается восприятию. Действительно, мы способны воспринимать лишь последовательности или одновременности. Поэтому и доказать присутствие каузальности невозможно. Очевидно, по этой причине наука новейшего времени, как справедливо отметил Огюст Конт, больше интересуется законами, чем причинами. Она все больше отказывается отвечать на вопрос «почему?», ограничиваясь поисками ответа на вопрос «как?», и предпочитает объяснению предвидение. Для деятельной части нашей природы это хорошо, для нашего ума – нет. Ведь интересно узнать, а каковы же причины законов…

Источник: Философский словарь.

КАУЗАЛЬНОСТЬ
от лат. causa причина) - причинность, действенность, закономерная связь причины и действия. Как принцип (каузальный принцип, или закон), каузальность выражает следующее: каждое явление имеет причину (вызвано, является действием) и одновременно есть причина др. явления; или, наоборот, без причины ничто не появляется. Причина и действие образуют цепь, приходящую из прошлого (см. Proton kinun), пронизывающую настоящее и исчезающую в будущем (каузальная связь; см. Конечность). При более близком рассмотрении причина распадается на (внешние) обстоятельства, при которых нечто происходит, (внутренние) условия, благодаря которым она совершается, и возбуждение, которое служит непосредственным поводом. Если порох сухой (обстоятельство) и правильно составлен (условие), то благодаря удару (возбуждение) он воспламеняется (действие). Понятие каузальности является обобщением того опыта, что нечто, "действие", имеет место тогда, и только тогда, если имело место или в это время имеет место нечто другое, "причина". При этом легко впасть в заблуждение, приняв "post hoc", т.е. временное "после этого", за "propter hoc", т.е. причинное "поэтому". Явления природы называют причинно объясняемыми, а связи между ними - соответствующими принципу каузальности, т. к. в отношении этого принципа вообще речь идет прежде всего не о мысленной, а об объективной, вещественной связи, которая не может противоречить результатам исследований естественных наук. В истории философии принцип каузальности впервые четко сформулирован Демокритом, а как строго причинная связь явлений - стоиками и Эпикуром. В средние века вопрос о причинности в природе совершенно не развивался. И только в новой науке о природе (Бэкон, Галилей, Кеплер и др.) принцип последовательной каузальности природы, не объясняющий ее сверхъестественным вмешательством, вновь стал усиленно исследоваться. Этому естественно-научно объясняемому объективному понятию каузальности противостояло субъективное понимание каузальности, защищавшееся прежде всего англ, эмпириками. Напр., согласно Юму, вера в каузальность основывается на ассоциации, ожидании и привычке. Кант считал всеобщий принцип каузальности априорным, но имеющим значение только в сфере опыта. Шопенгауэр различает три формы каузальности: причину в собственном смысле (для неорганического мира), раздражение (в органически-растительной жизни) и мотив (в поступках всех одушевленных существ). Милль, Спенсер и др. пытались понять и объяснить каузальность на основе одного лишь опыта, с помощью индукции. Позитивизм (Конт, Авенариус, Мах и др.) заменяет понятие каузальности понятием функциональной зависимости, понятие причины - "условием" (см. Кондиционизм). В духе новейшей онтологии каузальность относится к категориям. Она является одной из категорий возможностей определения существующего (см. Учение о слоях). Новейшие физики отрицают неограниченную применимость принципа каузальности в области микромира; он применяется как рабочая гипотеза, как эвристический принцип, как вероятностное правило. См. Соотношение неопределенностей, Основание. Каузальный (от лат.) причинный, соответствующий причинному закону.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КАУЗАЛЬНОСТЬ
(Kausalität; от лат. causa — «причина») — причинность, действенность, закономерная связь причины и действия. Как принцип (каузальный принцип, или закон), каузальность выражает следующее: каждое событие имеет причину (вызвано, возникает вследствие воздействия) и одновременно является причиной другого события или наоборот: без причины ничего не происходит. Причина и действие образуют цепь, проходящую из прошлого (см. Proton kinun), пронизывающую настоящее и исчезающую в будущем (каузальная связь; ср. Целесообразный). При более близком рассмотрении причина распадается по меньшей мере на (внешние) обстоятельства, при которых нечто происходит, на (внутренние) условия, благодаря которым она совершается, и вызов действия, который служит непосредственным поводом. Пример: если порох сухой (обстоятельство) и правильно составлен (условие), то благодаря удару (вызов действия) он воспламеняется (действие). Понятие каузальности образуется как обобщение того опыта, что нечто, «действие», имеет место тогда и только тогда, если имело место или в это время происходит нечто другое, «причина». При этом легко впасть в заблуждение, приняв «post hoc», т. е. временное «после этого», за «propter hoc», т. е. за причинное «поэтому». В истории философии принцип каузальности впервые четко сформулирован Демокритом, а как строго причинная связь происшествий — стоиками и Эпикуром. В средние века вопрос о точной каузальности в природе, можно сказать, был совершенно предан забвению и только естествознанием нового времени (Бэкон, Галилей, Кеплер и др.) принцип каузальности природы, никак не прорываемый каким-либо сверхъестественным вмешательством, вновь стал усиленно исследоваться. Этому естественно-научно объясняемому объективному понятию каузальности противостояло субъективистское понимание каузальности, представляемое прежде всего английскими эмпириками. Например, согласно Юму, вера в каузальность основывается на ассоциации, ожидании и привычке. Кант считал всеобщий принцип каузальности априорным, но имеющим значение только в сфере опыта. Шопенгауэр различает три формы каузальности: причину в собственном смысле (для неорганического мира), раздражение (в органически-растительной жизни) и мотив (в поступках всех сознательных существ). Милль, Спенсер и др. пытались понять и объяснить каузальность исходя из одного лишь опыта, с помощью индукции. Позитивизм (Конт, Авенариус, Мах и др.) заменяет понятие каузальности понятием функциональной зависимости, понятие причины — «условием» (см. Кондиционизм). В новейшей онтологии каузальность относится к категориям. Она является одной из возможностей определения или же форм определения существующего (см. Учение о слоях). Новейшие физики изза отсутствия возможности повторной эмпирической проверки оставляют открытым вопрос о неограниченной применимости принципа каузальности в области микромира; он применяется как рабочая гипотеза, как эвристический принцип, как вероятностное правило; см. Соотношение неопределенностей; Основание.
Е. Wentscher. Gesch. des Kausalproblems in der neueren Philos., 1921; J. Hessen. Das Kausalitätsprinzip, 1928; M. Hartmann. Die K. in Physik u. Biologie, 1937; G. Siebers. Die kausale Notwendigkeit und das kausale Werden, 1951; J. E. Heyde. Entwertung der K.?, 1957; H. Titze. Der K. begriff in Philos. und Physik, 1964; G. H. v. Wright. Causality and Determinism. New York; London, 1974; P. Sachta. Die Theorie der K. in Kants «Kritik der reinen Vernunft», 1975; Z. M. Puterman. The Concept of Causal Connection, I—II, Uppsala, 1977; F. M. Wuketits. K.sbegriff und Evolutionstheorie, 1980; G. Posch (Hg.). K. Neue Texte, 1981; P. Frank. Das Kausalgesetz und seine Grenzen, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
215.58 кб

Специфика социально-гуманитарного знания в контексте объяснительных принципов телеологии и каузально

Гилязова О. С.
Статья посвящена проблеме изучения и преподавания цикла социально-гуманитарных наук, что задает необходимость выявления их специфики, отличающей их от естественных наук, что усложняется тем, что с новоевропейского периода становле
Читать PDF
132.88 кб

Сравнительный анализ каузального и функционального подхода в исследовании социального пространства

Шабага А. В.
В статье сравниваются с точки зрения эффективности, корректности и инструментальности каузальный и функциональный подход анализа социального пространства.
Читать PDF
321.72 кб

Теоретические стратегии исследования социального действия: каузальное объяснение vs понимание смысла

Степанцов Павел
В данной статье рассматривается теоретический конфликт между позитивистскими и интенционалистскими программами в социальной науке.
Читать PDF
174.97 кб

ЗНАНИЕ И КАУЗАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Вострикова Екатерина
Читать PDF
207.82 кб

Ошибка каузальности в социальной науке

Макинтайр Аласдер , Корбут Андрей
В статье рассматривается проблема связи действий и верований.
Читать PDF
243.11 кб

Можно ли нейтрализовать эпифеноменализм и обойти натурализм?: проблемы каузальности и феноменальност

Гаспарян Д.Э.
Настоящая небольшая статья представляет собой отклик и размышление над одной из самых ярких книг текущего года «Сознание и вещи» В. Васильева. В статье обсуждаются проблемы теории локального интеракционизма, разработанной В.
Читать PDF
118.92 кб

Концепция подвижно-иерархической причинности (на пути преодоления механистической каузальности)

Фатенков А.И.
The traditional philosophical problem of correlation between causa efficiens and causa finalis is considered.
Читать PDF
66.62 кб

Конститутивный панпсихизм и проблема ментальной каузальности

Кузнецов Антон Викторович
В статье представляется одна из современных теорий сознания конститутивный панпсихизм Дэвида Чалмерса.
Читать PDF
509.23 кб

Индетерминистические модели каузальности в либертарианских теориях свободы воли

Мишура А.С.
Статья посвящена исследованию индетерминистических моделей каузальности в аналитической философии действия. В первой и второй частях автор иссле дует теории Р. Кейна, Д. Деннета, А. Мили и Л.
Читать PDF
649.45 кб

Аргумент исключения Дж. Кима и проблема ментальной каузальности

Волков Дмитрий Борисович
Аргумент исключения Дж. Кима подрывает основания для возможности ментальной каузальности. Но убеждение в ментальной каузальности является основой межличностных отношений.

Похожие термины:

  • Каузальности (Принцип)

    Принцип каузальности гласит: все происходящее имеет свою причину, и в одних и тех же условиях одни и те же причины порождают одни и те же следствия. В принципе каузальности находят выражение наше с