от древнегреч. catoptron зеркало и sophia мудрость) метафизическая концепция, в которой принцип зеркального отражения используется для описания онтологических и гносеологических отношений между различными родами сущего. Онтологическим основанием катоптрософии является интерпретация зеркальности в качестве не-сущего образа: отражающая поверхность как ничто отделяет образ от первообраза и одновременно связывает их друг с другом отношением подобия.
В катопторософской традиции последовательно реализованы три взаимодополнительные метафизические теории зеркальности: эйдология космоса (античность), теистическая катоптрософия (средневековье) и спекулятивная метафизика (Новое время), каждая из которых эксплицирует один из аспектов феномена зеркальности. Неявной предпосылкой возникновения и развития катопторософии является мифологема зеркала, представленная в древнегреческой мифологии тремя сюжетами: растерзание титанами младенца-Диониса, убийство Персеем Медусы Горгоны и гибель Нарцисса, которые акцентируют различные смысловые аспекты зеркальности (Дионис зеркальная демиургия, Персей познание через зеркало как противоположность непосредственному видению, Нарцисс самопознание в зеркале), впоследствии концептуализироваые в метафизическом дискурсе.
В средневековой катопторософской теории условием богопознания и, в конечном счете, спасения, является зеркало Премудрости (Прем. 7:25), которое обеспечивает энергийную связь между Творцом и тварью. Взгляд через зеркало в гадании , противопоставляемый встрече лицом к лицу (I Кор. 13:12), становится одним из основных принципов апофатического богословия: немыслимая сущность Бога открывается человеческому уму лишь в символах и отражениях: познание уподобляется взаимному отражению божественного и человеческого, результатом которого становится обнаружение истинного образа человека и восстановление его изначального богоподобия. Иерархическое устройство космоса обосновывается телеологически (все сущее, в своем стремлении к богоподобию, подражает первообразу), а также онтологически, поскольку сущее, сотворенное из ничего, является лишь образом причины своего бытия, отделенным от нее не-сущим зеркалом.
В рационалистической метафизики Нового времени катоптрософские интуиции концептуализируются в понятиях рефлексивного и спекулятивного знания (reflexio отражение; speculum зеркало, лат.) в контексте учения о естественном свете разума.
В философии ХХ века метафора зеркальности приобретает новые коннотативные значения (логика как зеркало мира у Л. Витгенштейна; концепция зеркальной игры мировой четверицы М. Хайдеггера, теория зеркальной стадии Ж. Лакана). С другой стороны, вследствие радикальной критики оптикопцентрических установок западноевропейской метафизики предпринимаются попытки деконструкции принципов катоптрософии и построения философии без зеркал (Р. Рорти).
Литература:
Чулков О. А. Метафизические концепции зеркального отражения. СПб., 2002.
О. Чулков