КАТЕГОРИЯ

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Категория
бытийная черта сущего, не являющегося присутствием. См. экзистенциал

Источник: Словарь хайдеггерианских терминов (по “Бытию и времени”)

КАТЕГОРИЯ
общее понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.

Источник: Философия науки и техники: словарь

Категория
философское понятие, являющееся формой мышления и отражающее наиболее общие и существенные связи и отношения предметов и явлений в действительности.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

КАТЕГОРИЯ
группа лиц, предметов, явлений, объединенных общностью каких-нибудь признаков, В философии — общее понятие, отражающее наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

КАТЕГОРИЯ
предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений окружающего мира. Например,
«материя», «движение», «пространство», «время» и т.д. Каждая отрасль науки имеет свою собственную систему категорий. Категория – одна из форм организации научного знания.
Литература: [70].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

Категория
гр. kategoria) – понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений объективного мира в целом (материя, время, пространство, движение, причинность, качество, количество и т. д. – категории философии) или его частей, изучаемых отдельными науками (материальное, духовная культура, социальное исследование, ценность, традиции и т. д. – категории культурологии).  

Источник: Словарь по культурологии

КАТЕГОРИЯ
класс людей или объектов одной природы. Эта классификация действует применительно к некоторым общим принципам, таким как идентичность «места» или «времени» (Аристотель), или применительно к общим мыслительным законам, как «количество», «качество», «отношение» или «модальность» наших суждений (Кант). Категории — общие формы разнообразных отношений, которые мы можем установить между существами или идеями.

Источник: Философский словарь

Категория
(от греч. kategoria – высказывание) – наиболее общее, фундаментальное философское понятие, выступающее формой логического мышления людей, важным основанием для развития более частных знаний. Более конкретно, категория – базовое понятие философии, отражающее наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения явлений действительности и ее познания. Примеры категорий: сущность, форма, качество, количество.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Категория
(κατηγορία, обвинение, приговор). Это слово было употреблено сначала Аристотелем в логических сочинениях как термин для обозначения форм или общих понятий рассудка, по которым ему свойственно рассматривать все вещи. Это как бы логические углы зрения; по Аристотелю, например, рассудок все рассматривает или как количество, или как качество, как действие, страдание и т. д. Позднее категории называли общими формами рассудка, общими понятиями, а в риториках — общими местами (Loci topici, communes).

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

КАТЕГОРИЯ
[от гр. kategoria высказывание, обвинение, признак] – 1) форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов. Категория – предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Будучи формами и устойчивыми организующими принципами процесса мышления, категории воспроизводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщем и наиболее концентрированном виде. В каждой конкретной науке имеется своя система категорий. Категории изменяются вместе с развитием нашего познания: обогащается их содержание, изменяются взаимосвязи между категориями, меняется их состав и т.п.; 2) разряд, порядковое место, определяющие профессиональный уровень работников.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Категория

/D/ Kategorie /Е/Category /F/ Categorie /Esp/ Categoria
Обобщенное отражение разнообразия универсальных отношений человека к миру, взятое в историческом становлении и взаимосвязи друг с другом. Философские категории отражают сущностные стороны этих отношений и, вследствие этого, подобны законам. В методологическом отношении выполняют роль узловых, системообразующих опорных пунктов, ориентаций, установок в различных практических и познавательных действиях человека. Учение о категориях в истории философии является теоретическим обоснованием и логическим развертыванием принципов универсальной взаимосвязи и развития. В науке и других формах общественного сознания область применения общих понятий ограничена соответствующими рамками, границами, тогда как философские категории отражают отношения, характерные для всех областей бытия.

Источник: Философия, практическое руководство

Категория
(греч. kategoria – признак, высказывание, заключение) – в философии – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности (онтология) и познания (гносеология). Категории – это результат обобщения исторического развития познания и человеческой практики. Исторически первой системой категорий является система Аристотеля, в которую он включил: субстанцию, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. У И. Канта категории – это чистые понятия интеллекта, врожденные понятия, относящиеся к наблюдаемым предметам, процессам, т.е. к феноменам. И. Кант классифицировал категории, разделив 12 категорий на четыре класса. По мнению И. Канта, с помощью категорий рассудок осуществляет свою деятельность, располагает «по полочкам» хаос первоначальных ощущений и благодаря категориям возможна упорядоченная мыслительная деятельность.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

КАТЕГОРИЯ
(kategoria — высказывание, признак) — предельно общее понятие, характеризующее свойства сущего как такового. В отличие от других понятий, которые имеют смысл только применительно к определенной области знания (физике, химии, биологии, технетике, социологии, истории и др.), К. относятся к объектам любой природы. Термин введен Аристотелем, проанализировавшим следующие К.: сущность, количество, качество, отношение, мера, место, время, положение, состояние, действие, страдание (в смысле способности становиться объектом воздействия). По мере развития науки и ее языка состав К. несколько видоизменялся. Так, И. Кант добавил неизвестное античности понятие модальности (возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность). Категории классической философии сохраняют свое значение, выступая в качестве смыслового ядра языка познания. В других контекстах термин «К.» иногда используется для обозначения наиболее общих понятий какоголибо конкретного дискурса.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

КАТЕГОРИЯ
греч. Kategoria - высказывание, обвинение; признак) - предельно общее понятие. Образуется как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов их особенных признаков. Для него уже не существует более общего, родового понятия, и, вместе с тем, он обладает минимальным содержанием, т.е. фиксирует минимум признаков охватываемых предметов. Однако это такое содержание, которое отображает фундаментальные, наиболее существенные связи и отношения объективной действительности и познания. Каждое философское направление вырабатывает и использует набор собственных К. В диалектическом материализме, напр., К. являлись понятия материи, сознания, качества, количества, сущности, явления, необходимости, случайности и др.; в объективном идеализме - идеи, мирового разума, бытия, небытия, противоречия; в экзистенциализме - экзистенции, трансценденции, свободы; в позитивизме категориальный статус обретают понятия протокольного предложения, верификации и т.д. Своя система К. присуща и каждой конкретной науке.
В.Ф. Верное

Источник: Новейший философский словарь

КАТЕГОРИЯ
от греч. kategoria - высказывание, обвинение, признак)
- предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Будучи формами и устойчивыми организующими принципами процесса мышления, К. воспро-
изводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщем и наиболее концентрированном виде.
Характеристику некоторых особенностей К. можно дать, опираясь на операцию обобщения понятий. Почти для каждого видового понятия можно найти более широкое по объему родовое понятие, напр. "береза" - "дерево", "человек" - "млекопитающее", "медь" - "металл". Эти родовые понятия могут включаться в еще более широкие по объему понятия: "дерево" - "растение", "млекопитающее" - "животное", "металл" - "вещество" и т. п. К К. относятся предельно широкие по своему объему понятия, т. е. те, для которых нельзя найти более широкие родовые понятия. Как правило, К. являются философские понятия - "бытие", "субъект", "сущность", "качество", "количество", "материя", "сознание" и т. п.
В каждой конкретной науке имеется своя система К. В логике к числу наиболее общих и фундаментальных понятий относятся понятия логического вывода, суждения, умозаключения, индукции, дедукции и др. К. изменяются вместе с развитием нашего познания: обогащается их содержание, изменяются взаимосвязи между К., меняется их состав и т. п.
КАУЗАЛЬНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ, см.: Онтологическая модальность.

Источник: Словарь по логике

Категория
(от греч. – высказывание, признак) – предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений окружающего мира (например, «материя», «движение», «пространство», «время», «сознание», «человек», «общество» и т. д.). Это одна из форм организации научного знания. Будучи формами и организующими принципами процесса мышления, категории воспроизводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и наиболее концентрированной форме. Каждая отрасль науки имеет свою собственную систему категорий. Впервые учение о категориях было систематически изложено в трактате Аристотеля «Категории», где он описал категории: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. У И. Канта категории делятся на разряды: качество (реальность, отрицание, ограничение), количество (единство, множество, цельность), отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие), модальность (возможность, действительность, случайность и т. п.). Гегель разработал систему диалектически взаимосвязанных категорий, среди которых основные: бытие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление, действительность; причём в эту последнюю входят субстанция, причина и взаимодействие), понятие (субъект, абсолютная идея, объект). В логическом позитивизме (Карнап, Нейрат) философский анализ категорий подменяется формально-логическим анализом синтаксиса и семантики научных языков. Экзистенциализм (Хайдеггер, Сартр, Ясперс) разрабатывает категории «страх», «заботы», «заброшенность» для описания кризиса личности в современном обществе.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

Категория
греч. kategoria - указание, свидетельство) в философии - основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения явлений действительности и познания (?) [2]. Категория является результатом обобщения человеческим разумом явлений действительности и выделения в них относительно устойчивых частей, представляющих самостоятельную мыслительную (познавательную) ценность. В простейшем случае категорией является любое слово. Категории осознаются и создаются по мере продвижения познания в глубь явлений.
В современной философии категории рассматриваются как чисто субъективная (что вполне естественно) и "удобная" форма упорядочения человеческого опыта (знания).
Основными категориями считаются: материя, движение, время и пространство, качество и количество, противоречие, причинность, необходимость и случайность, содержание и форма, возможность и действительность и т.д.
Как видно из списка категорий, рассматривают в основном разграничивающие стороны явлений, например: вещь = результату взаимодействия формы и содержания, которые, в свою очередь, также являются вещами.
Скажем так:
Необходимость категорирования мира определяется его непрерывностью.
Ассоциативный блок.
Зададим вопрос: "Чем отличается форма от содержания?" Или скажем точнее: "Что является содержанием формы?" Ответим на него: “Ничем?" - Форма и содержание появляются в результате вычленения этих категорий человеческим интеллектом для более удобного ориентирования в мире. Человек практически всегда может обозначить "две вещи", отношения между которыми будут соответствовать определению формы и содержания, то есть "так человек вычленяет для себя отношения между вещами". Можно сказать, что любая форма имеет форму, любое содержание имеет, в свою очередь, содержание.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

КАТЕГОРИЯ
1) в разг. языке —вид, сорт, класс, ранг (напр., опред. К. учащихся); 2) в философии и науке —предельно общие, фундаментальные понятия, в концентрированной форме отражающие существенные, закономерные связи бытия и познания; формы и устойчивые организующие принципы мышления. Впервые учение о К. было разработано в др.-греч. философии. Так, Платон выделял 5 К. как форм мысли: бытие (сущность), движение, покой, различие, тождество. У Аристотеля, к-рый ввел этот термин, 10 К. —сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, состояние (положение), обладание, действие, страдание —выступают как предикаты сущего и наиболее общие понятия. Ср.-век. схоластика знала 6 К.: бытие (сущность), кач-во, кол-во, движение, отношение, обладание. В новоевроп. философии Р.Декарт и Дж.Локк различали 3 К.: сущность (субстанция), состояние (модус), соотношение. Учение о К. также развивал И.Кант, к-рый трактовал их как априорные (см. Априори и Апостериори) формы рассудка, а познание —как процесс соединения К. с чувственными созерцаниями. Он выделил 12 К., к-рые объединил в 4 группы: кол-ва (единство, множественность, целокупность), кач-ва (реальность, отрицание, ограничение), отношения (акциденция и субстанция, причина и действие, взаимодействие), модальности (возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность). Это не только формы, в к-рых познаются предметы, но также и формы их реального существования. Объективно-идеалистическое учение о К. разработал Г.В.Ф.Гегель. Представляя взаимосвязи и взаимопереходы понятий как ступени диалектич. развития абсолютной идеи, он построил логич. схему К.: бытие (кач-во, кол-во, мера), сущность (сущность сама по себе, явление, действительность), понятие (субъект, объект, идея). В диалектико-материалистич. философии К.Маркса К. —понятийно-логические формы, отражающие связи и отношения бытия и мышления; обобщение опыта истор. развития познания и практики (см. Деятельность). Р.А.Бурханов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

КАТЕГОРИЯ
(Kategorie; от греч. kategorein — «высказывать») — в разговорном языке то же самое, что вид, сорт, класс, ранг («определенная категория служащих»). В философии категории, с одной стороны, наиболее общие формы действительности, высказываний и понятий, «родовые понятия» (Кант), от которых происходят остальные понятия (категории познания, категории сознания), а с другой — первоначальные и основные формы бытия объектов познания (категории бытия, категории реального). Соотношение между категориями бытия и категориями познания исследуется теорией познания; см. также Основное отношение. Немецкий идеализм понимал это отношение как отношение идентичности; см. Марбургская школа. Основателем учения о категориях является Аристотель; он считал, что имеется десять категорий (единичного и общего): субстанция, количество, качество, отношение, место, время, действие, страдание, самообладание (манера вести себя), самонахождение (положение). По существу, уже и Платон знает четыре категории: идентичность, отличие, постоянство, изменчивость. Схоластика, которая называла категории также предикаментами (см. также Предикабилии), знала только шесть категорий: бытие, или сущность, качество, количество, движение (изменение), отношение, самообладание (габитус). Декарт и Локк различают три категории: субстанция, состояние (модус), соотношение. Кант понимал под категориями формы рассудка, которые, придавая познавательный характер чистому восприятию, обусловливают опыт и которые сами по себе, т. е. без наполнения благодаря восприятию, не имеют никакой познавательной ценности. Кант составил таблицу категорий, производную от соответствующей таблицы суждений (схемы), таблицу из 12 категорий, расположенных в четыре группы, по три категории в каждой; первые шесть категорий он назвал математическими, а шесть последних — динамическими категориями; категории количества: единство (мера), множество (величина), всеобщность (целое); категории качества: реальность, отрицание, ограничение; категории отношения: субстанция, причинность, взаимодействие; категории модальности: возможность, существование, необходимость. В XIX в. Гегель разработал систему категорий, самую всеобъемлющую и самую сложную в сравнении с бывшими до него; ему следовал с критическим отношением Э. ф. Гартман; а до сих пор последнее значительное систематически осуществленное учение о категориях создал Николай Гартман. Шопенгауэр вычеркнул из 12 кантовских категорий все, за исключением причинности: тем самым о себе заявила философия, в принципе скептически относящаяся ко всем категориям, философия, какой она затем в особенности встречается у Ницше. Вне Европы сложная система категорий была построена прежде всего индийской философией, а именно философскими учениями санкхья, вайшешика и ньяя. В настоящее время проблема категорий разрабатывается в рамках онтологии (см. Категориальный анализ).
A. Trendelenburg. Gesch. der K.nlehre, 1846; E. Lask. Die Logik der Philos, und die K.n lehre, 1911; O. Kolpe. Zur K.nlehre, 1915; H. Heyse. Einl. in die K.nlehre, 1921; H. Pichler. Einf. indie K.nlehre, 1937; N. Hartmann. Der Aufbau der realen Welt, 1940; H. Krings. Transzendentale Logik, 1964; J. L. Bell. Category Theory and the Foundation of Mathematics, in: Brit. J. Philos. Sei., 32 (1981); С. E. Reyes. Logik and Category Theory, in: E. Agazzi (ed.). Modern Logic. Dordrecht/Boston/London, 1981.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
487.20 кб

Картина человека как категория социальной философии

Сулягин Юрий Александрович
Формирование философской картины человека обусловлено необходимостью развития теоретических средств социального познания.
Читать PDF
706.69 кб

Экзистенциальное время: категория и концепт

Мельник Ю. М., Римский В. П.
Читать PDF
50.30 кб

Компетенция как междисциплинарная категория постнеклассической науки

Конюхова Татьяна Васильевна, Конюхова Екатерина Тимофеевна
Показано, что компетенция как междисциплинарная категория может быть проанализирована с точки зрения философского, психологического и иных подходов как интегрированный социально-личностно-поведенческий феномен постнеклассической н
Читать PDF
170.82 кб

Категория «Кооперация» в социобиологии и биополитике

Колоколова Елена Олеговна
Читать PDF
279.00 кб

Категория "субъектность" как конкретизация "человеческого измерения" в гносеологии XX века

Стерледев Р. К.
В статье рассматривается проблема «человеческого измерения» в гносеологии. Показывается значение этого измерения для построения возможного варианта гносеологии XXI в.
Читать PDF
503.01 кб

Смеховое начало как «Стержневая» категория карнавальности в концепции М. М. Бахтина

Загибалова М. А.
Читать PDF
111.61 кб

Интерес как межотраслевая категория

Улаева Н. Л.
Читать PDF
503.01 кб

Смеховое начало как «Стержневая» категория карнавальности в концепции М. М. Бахтина

Загибалова Мария Анатольевна
Читать PDF
111.20 кб

Категория отчуждения: гносеологический анализ

Вторушин Н. А.
Проведен гносеологический анализ категории отчуждения. Показаны подходы, помогающие рассмотреть проблему отчуждения.
Читать PDF
249.54 кб

Категория нации в политической мысли Бенгальского Возрождения

Скороходова Т. Г.
В статье анализируются интерпретации понятия «нация» в бенгальской политической мысли и их связь с процессами самоопределения в период британского колониального правления, а также с формированием общеиндийской идеологии партии Инд
Читать PDF
447.96 кб

Гармония как философская категория

Лукманова Р. Х.
В статье рассматривается философская категория «гармония», ее интерпретации с Античности до наших дней. Автор обращает внимание на необходимость обращения к этой категории для решения экзистенциальных проблем человека.
Читать PDF
293.70 кб

Категория «Природные качества» человека в современном Китае: ее содержание и идейные истоки

Мазур Татьяна Геннадьевна
На основе перевода и анализа работы идеологического характера «Руководство по воспитанию природных качеств молодых ганьбу Китая» (2001 г.
Читать PDF
134.66 кб

Отдых как социально-экономическая и философская категория

Суходолов Александр Петрович
Читать PDF
706.03 кб

Предмет как категория социальной философии: атрибуты, основное противоречие и структура

Булычев И. И.
Читать PDF
80.41 кб

Пылаев М. А. Категория «Священное» в феноменологии религии, теологии и философии ХХ века. Издательст

Сафронов Р. О.

Похожие термины:

  • Н.Луман: Аутопойесис - важнейшая категория системной парадигмы

    Положения о "комплексности" (общесистемном понятии сложности событий), "редукции (изменении качества в сторону упрощения) комплексности", "рефлексии" (самосоотнесении с другим), "самореференции" и "а
  • Бесконечное, философская категория

    то, конец чего не может мыслиться, границы чего нельзя усмотреть. В этом смысле бесконечным является пространство и время, ибо любая граница (ср. Безграничный), которую мы для них устанавливаем (из ф
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА

    одна из самобытных категорий эстетики русского символизма. В древности понятием «теургия» обозначалось сакрально-мистериальное общение с миром богов в процессе особых ритуальных действ. В. С. Со
  • СИНТАКСИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

    - класс однотипных выражений словаря формализованного языка. Этот словарь обычно включает: индивидные знаки - константы и переменные; предикатные выражения; знаки логических связок - отрицания, к
  • КАТЕГОРИАЛЬНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ

    сетка категорий предшествующего исторического типа научного познания, сквозь призму которого в науке воспринимается любое вновь познаваемое содержание. Термин, введенный в философию науки М.Г. Я
  • МЫШЛЕНИЕ КАТЕГОРИАЛЬНОЕ

    предполагает умение объединять понятия в классы и группы на основании некоторых наиболее существенных признаков сходства.
  • КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ

    основные понятия, характеризующие всеобщие свойства развивающегося мира, например, возможность и действительность, причина и следствие и т. п.
  • категории философские

    наиболее общие, фундаментальные понятия, в концентрированной форме обобщающие опыт познания человеком мира, выражающие предельные, базовые, основные свойства, атрибуты, параметры, особенности, с
  • Категориальная картина мира

    философски отрефлектированный целостный образ мира в культуре определенного типа. Картина мира может иметь разные формы: мифологическая, художественная, религиозная, научная. Задача философии –
  • Категориальное созерцание

    одно из понятий феноменологии, котрое может быть принято и по содержанию и в качестве методологической устанвки. Согласно Гуссерлю усмотрение общего (точнее было бы говорить о всеобщем) не есть ре
  • КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

    учение о категориях, исследующее природу и область применения категорий. Различает категории науки и познающего мышления (напр., пространство и время), с одной стороны, и категории созерцания и пер
  • КАТЕГОРИЗАЦИЯ

    это мыслительная операция, основанная на отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и
  • СИЛЛОГИЗМ категорический

    см. Силлогизм.
  • Категоричность

    Безусловное утверждение или отрицание, исключающее альтернативу. Категорическое суждение – это суждение, не являющееся ни гипотетическим, ни разделительным. Например: «Сократ – человек». Или: «Э
  • АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

    от греч. axios — ценный, logos — понятие, учение), оценочные понятия,оценочные модальности — понятия, используемые для характеристики объекта с т.зр. определенной системы ценностей. Аксиологический ст
  • И. Кант: Чистые понятия рассудка — категории

    Категории, их классификация, исследование, применение — давняя тема философии, начиная по крайней мере с Аристотеля. Кантовское учение о философских категориях стоит в центре трансцендентальной
  • КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ

    от греч. kategoria— высказывание, признак) — предельно общие, фундаментальные понятия, в к-рых получила отражение история освоения человеческим об-вом мира по законам красоты. В К. э. запечатлены осн. т
  • КАТЕГОРИИ ЭТИКИ

    греч. kategoria - категория) - осн. понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки. К. э. объединяются в определенную цело
  • ОТНОСИТЬ К КАТЕГОРИИ

    subsumer): считать частный случай примером общего принципа. «Отнесение к категории», в котором выражается установка индивида на то, чтобы найти конкретные примеры для общей идеи, требует не столько об
  • КАТЕГОРИИ

    предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.