КАТЕГОРИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Найдено 1 определение
КАТЕГОРИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Универсальными формами внутридисциплинарной и междициплинарной интеграции научного знания и наиболее абстрактным выражением его объективного единства служат категории научного познания. Выделение в системе научного знания уровней частных, логико-математических и философских наук позволяет многообразие категорий, выступающих в научном познании, разделить на категории частные, логико-математические и философские. В свою очередь категории каждого из указанных типов подразделяются на общие и специальные. Так, например, в системе физического знания выделяются общефизические и специальные физические категории, в системе математического знания – общематематические и специальные математические категории, в системе философского знания – общефилософские и специальные философские категории. В данном случае специальные категории суть узловые понятия отдельных физических, математических, философских дисциплин, в то время как общефизические, общематематические и общефилософские категории, определяя соответственно физическую реальность, математическую реальность, все сферы бытия и познания, суть родовые понятия физики, математики, философии. Общие категории (в единстве со специальными философскими категориями) используются для конструирования целостной картины исследуемой реальности, так что система общефизических категорий определяет физическую картину мира, система общематематических категорий – математическую картину мира, система общефилософских категорий – философскую картину мира.
Включаясь в теоретические системы отдельных дисциплин, общие категории выступают в разных своих модификациях. С другой стороны, общие категории частных и логико-математических наук связывают соответствующие уровни системы научного знания с философией. Обращаясь к феномену общенаучных категорий, следует учитывать, что тот или иной гносеологический статус категории получают лишь в определенной теоретической системе. Выбор последней при квалификации тех или иных категорий как общенаучных у разных авторов осуществляется неодинаково.
Так, например, Б. В. Бирюков считает общенаучными понятия, которые применяются в широком спектре областей исследования и уточняются средствами математики. В. С . Готт и А. Д. Урсул делят общенаучные понятия по их гносеологическим функциям на две группы: 1) понятия, которые в одинаковой степени описывают как свойства бытия, так и познания (вероятность, симметрия, асимметрия, определенность, неопределенность, структура и т. п.), и 2) понятия, характеризующие только научное познание (знак, значение, модель, интерпретация и т. п.). С точки зрения Н. И. Жукова, общенаучными являются категории философии и математики, поскольку они имеют методологическое значение для всех наук. Э. П . Семенюк считает общенаучными нефилософские категории, сфера применения которых включает все без исключения области научного знания. Таковы, по его мнению, категории системы, элемента, структуры, функции, информации, модели, вероятности. Заметим, однако, что категории, выступающие во всех науках, выражают существенные отношения всех сфер бытия и познания, а потому считать их нефилософскими нет серьезных оснований. Согласно А. Д. Урсулу, общенаучными являются категории философии, формальной логики, кибернетики, системного подхода, науковедения, прогностики, информатики и других форм самопознания науки.
Нам представляется, что существенные расхождения в трактовке феномена общенаучности преодолеваются, если учесть иерархичность системы категорий научного познания. Именно высшие звенья этой системы по отношению к низшим выступают в качестве общенаучных и служат формами движения познания от отдельного к общему и обратно – от общего к отдельному. И чем выше порядок общности категорий, тем шире сфера их общенаучного функционирования. Проблема единства научного знания многопланова и, как явствует из изложенного, может быть решена лишь с позиций диалектико-материалистической теории отражения. И. Я. Лойфман

Источник: История философии науки и техники.