КАСТОРИАДИС Корнелиус

Найдено 1 определение
КАСТОРИАДИС Корнелиус
(псевдонимы: Шолье, Кардан, Дельво) (1922, Константинополь – 1997, Париж) – философ и социалист, создатель теории социализма «самоуправления». Философию, а также право и экономические науки изучал в Афинах, в своих философских исследованиях опирался на труды К. Маркса, Л. Троцкого, З. Фрейда, хотя относился к ним весьма критически. В молодости примыкал к троцкистским организациям, сначала в Греции, потом во Франции, куда эмигрировал в 1945. К 1948 порывает с троцкизмом и вместе с К. Лефором создает независимую группу, которая вплоть до 1967 издавала журнал «Социализм или варварство»; в 1980 стал директором Высшей школы социальных исследований в Париже.
В своих философских работах К. отталкивался от политических проблем. Троцкизм привлекал его тем, что давал возможность критики и реформистского социализма, и социализма в СССР.
В результате наблюдений за событиями военного и послевоенного времени К. пришел к выводу, что советский режим более устойчив, чем думал Троцкий, что советская бюрократия представляет собой новый эксплуататорский класс и советский режим может быть охарактеризован как «бюрократический капитализм». Более того, он считал, что во многих капиталистических странах Запада капитализм модифицировался в том же направлении, что антагонизм между рабочими и капиталистами замещается противостоянием «руководителей» и «исполнителей», а поскольку таковые есть во всех сферах общественной жизни, то в классовую борьбу втягивается все общество. Поэтому главным требованием социалистической революции должно стать равное участие всех во власти – это предохранит общество от формирования в нем бюрократии и обеспечит «автономию» индивидов и групп. Свою задачу как идеолога социалистической революции К. видел в том, чтобы разоблачать мифы, на которых держится существование иерархических обществ, расчищать путь новому «социальному воображаемому», связанному с идеалом «автономии». Главным мифом современности К. считал «разум», который претендует на управление всей общественной жизнью и выступает в разных формах: «бюрократического разума», «науки», технической и производственной целесообразности, экономического разума, политического разума, воплощенного в представительной демократии. К. критикует разум за то, что он фрагментарен и зиждется на принципе «отделимости» определенных явлений и процессов от целостности психического и общественного миров. Разум может принять другую форму, более пластичную и гармонично связанную с жизнью людей, поскольку на современном этапе истории человек способен выступить в качестве сознательного творца социальных реалий, не ссылаясь на трансцендентальные или природные силы, на не зависящие от него законы истории, на классовые интересы и т.д. Осознание собственной творческой силы приблизит человека к созданию институциональной базы общества «автономии». Историческое творчество людей К. считал актом необусловленным: отталкиваясь от того, что существует, оно тем не менее коренится не в нем, а в «воображаемом», в той «темной основе», которая в человеческой психике и в общественной практике находится под слоем реального и рационального. Творчество – это «разрыв» с существующим, действие ex nihilo, которое отнюдь не является отражением реальных объектов, а творит объекты, которые лишь в последующей истории могут обрести реальность. Философско-политические идеи К. стали теоретической основой ряда социологических исследований в области общественных институтов (см., например, работы Ж. Лапассада, Р. Луро).
Соч.: Воображаемое установление общества. М., 2003; Les rapports de production en Russie. P., 1973; La révolution contre la bureaucratie. P., 1973; Prolétariat et organisation. P., 1974; Le contenu du socialisme. P., 1979; Les carrefours du labyrinthe. V. 1–6. P., 1978–1999; De l’écologie à l’autonomie. P., 1981; Sujet et vérité dans le monde social-historique. P., 2002. Лит.: Нежельская, И.В. Интеллектуальная биография Корнелиуса Касториадиса // Политико-философский ежегодник. Вып. 3. М., 2012;Lapassade, G. Groupe, organisation, institution. P., 1967; Lourau, R. L’instituant contre l’institué. P., 1969; Authier, M., Hess, P. L’analyse institutionelle. P., 1981; Poirier, N. Castoriadis. L’imaginaire radical. P., 2004. E.A. Самарская

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.