КАСТА

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Каста
группа видов (класс), где каждый вид представлен равным количеством особей; подмножество особей (элементов) ценоза, образованное равномощными популяциями; однородная каста представлена одной популяцией, неоднородная состоит из нескольких популяций.

Источник: Закон оптимального построения техноценозов. Терминологический словарь.

КАСТА
Первоначально система четырех наследственных классов, на
которые делилась индийское население: брамины, кшатрии, вайшьи и
шудры (или потомки Брамы, воины, торговцы и низшая, или
земледельцы). Помимо этих начальных четырех, теперь в Индии
возникли сотни каст.

Источник: Теософский словарь

Каста
(от порт. casta – род, поколение) – 1) в странах Востока – обособленная социальная группа, связанная происхождением и правовым положением своих членов, выполняющая специфические, передающиеся по наследству социальный функции; 2) общественная группа, ревниво оберегающая свою замкнутость, обособленность и свои сословные или групповые привилегии.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

КАСТА
(португ. casta – род, поколение) – 1) в странах Востока – обособленная общественная группа, связанная происхождением и правовым положением своих членов (например - касты в Индии). Разделение общества на касты является источником и обоснованием социального неравенства (в Индии в настоящее время касты официально признаны равноправными, но кастовая система ещё продолжает существовать, приспособившись к новым условиям); 2) общественная группа, ревниво оберегающая свои сословные или групповые привилегии, основывающиеся на мнимой исключительности по происхождению и общественному положению.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

КАСТА
португ. casta - раса, род, сословие) — замкнутая и обособленная соц. группа со строго определенным родом занятий, своеобразным стилем жизни, обычаями, традициями, нормами и т. д. Принадлежность к ней определяется рождением и общностью происхождения. Заключение браков допускается лишь внутри данной группы. Профессии, права, обязанности передаются по наследству. Кастовая система строится по иерархия, принципу, ее предпосылкой являются признаваемое неизменным неравенство, оценочное деление К. на «высшие» и «низшие» и вытекающая отсюда та-буизация определенных форм общения с представителями «низших» К., к-рые считаются «презренными», «неприкасаемыми». Кастовое деление получает религ. освящение (брахманизм, индуизм) . Появление К. связано с развитием межэтнич. процессов, с возникновением обществ, разделения труда, со становлением клас. общества.

Источник: Атеистический словарь

КАСТА
португ. casta - род, поколение, происхождение) - эндогамная группа людей, занимающая строго ранжированное место в социальной иерархии, связанная с. традиционными занятиями и ограниченная социальной традицией в общении друг с другом. В той или иной форме признаки кастового деления имелись в общественном строе многих древних и средневековых социумов (К. воров в Древнем Египте, самураев в Японии и т.д.). Только в Индии кастовая организация сформировалась во всеобъемлющую социальную систему. По индийской конституции (1950), К. равноправны и кастовая дискриминация запрещена законом (1955). Вместе с тем, определенные кастовые различия в Индии, прежде всего в сельской местности, существуют до настоящего времени. В современном обществе могут существовать определенные социально-классовые группы, функционирующие по кастовым механизмам (от элитных до маргинальных).
С.Ю. Солодовников

Источник: Новейший философский словарь

КАСТА
(португ. casta - род, племя) - замкнутая эндогамная группа людей, связанных единством наследств. профессии и обычаев, освящаемых религией. Появление К. в Др. Индии и ряде стран Востока было связано с возникновением и религ. истолкованием обществ, разделения труда, а затем и классового разделения общества. В Индии К. возникли, по-видимому, одновременно с образованием 4 варн. Индуизм, санкционируя кастовый строй и закрепляемый им классовый гнет, детально определял «обязанности» каждой К. В наст. вр. в Индии насчитывают до 3500 К. и подкаст. Англ. колонизаторы, придерживаясь позорного принципа «разделяй и властвуй», за время своего владычества в стране содействовали сохранению К. Ныне инд. конституцией декларировано всеобщее равноправие; однако фактически кастовые различия в стране еще сохраняются, являясь тормозом обществ, прогресса и причиной бесчисл. трагедий в жизни людей. Пережитки кастовых перегородок имеются также в Японии (К. «эта», «хинин»). Вся прогрессивная общественность этих стран во главе с коммунистич. партиями борется за скорейшую ликвидацию кастовых пережитков.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

КАСТА

        (португ. casta — род, вид, порода) — группа людей, осознающая свою общность, заключающая браки только между собою, имеющая круг традиционных занятий, а также специфич. обычаи, обряды, мифологию, расселенная чересполосно с др. такими же группами, но ограничивающая с ними общение и включенная в иерархическую систему, т. е. занимающая определенное положение на шкале социального престижа. К. возникали у многих народов на ранних этапах истории, но сохранились в развитом обществе, а в нек-рых отношениях — до сего дня, только в Индии и ряде стран, имеющих общую с Индией судьбу или подвергшихся индийскому влиянию (Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри Ланка, нек-рые о-ва Индонезии). Особая роль К. в сфере индийской цивилизации связана с тем, что К. стала одним из важнейших элементов этики индуизма. Система кастовой иерархии получила обоснование в представлениях о карме и о сансаре. Согласно индуизму, от того, как человек исполняет обязанности (дхарма, одно из значений), предписываемые его К., зависит, родится ли он в следующий раз в более высокой или в более низкой К. Т. обр., кастовый статус живущего человека представляется как заслуженный им в прежней жизни и способный быть измененным лишь в жизни последующей. Зародыш К. видят в четырех еарнах, возникших еще в др.-инд. об-ве. Появлявшиеся затем в процессе разделения труда более мелкие группы (джати), как правило, ассоциировались с одной из четырех варн или же воспринимались как находящиеся даже ниже шудр ("неприкасаемые"). Джати появились, согласно легенде, от смешанных браков родителей из разных варн. Исторически увеличение числа социальных групп и статусов с четырех до нескольких тысяч произошло с разделением труда и усложнением социальной стратификации в условиях сохранения племенного сознания. Число К. увеличивалось также за счет реальных племен, ассимилированных индуизмом и включенных в индоарийское об-во. В К. превращается любая социальная группа — профессиональная, конфессиональная, — возникающая в данном об-ве. В наст. вр. в Индии около 3К. Считается, что они отличаются друг от друга по степени ритуальной "чистоты", однако реальный статус зависит от многих факторов, в т. ч. от материального положения группы. К. включает как богатые, так и бедные семьи, но в целом сохраняется соответствие кастового и социально-экономического статуса: чем К. выше, тем ее члены в сумме богаче, грамотнее, обладают более высокими постами и т. п. К. можно разделить на высшие (брахманские, воинские, 8% населения), средние (торговые, землевладельческие, 22%), низшие (земледельческие и ремесленные, 39%), "неприкасаемые" (17%); остальное население не входит в систему К. (мусульмане, христиане и пр.). На протяжении истории было много попыток преодолеть кастовое раздробление об-ва. Одной из таких попыток было учение буддизма.
        Индусские отшельники (санньяси) могли происходить из любых К. и считались вышедшими из кастовой системы. Учение бхакти также исходило из того, что любовь к богу может и должна объединять людей всех К., и т. обр. отнимало у системы К. религ, обоснование. Основатели сект бхакти (Басава, Валлабхачарья, Чайтанъя и др.) принимали в число учеников и последователей людей всех К., однако сами эти секты превратились вскоре в разновидность К. В новое и новейшее время К. подрывается процессами модернизации, и за ослабление ее влияния выступают все те, кто считает себя сторонниками прогресса. Однако антикастовую пропаганду ведут и индусские шовинисты (коммуналисты), к-рые считают институт К. отклонением от чистого индуизма. Они выступают за сплочение всех индусов в борьбе с др. конфессиональными группами за установление в Индии "индусского правления". Вступающие в Раштрия сваямсевак сангх должны публично и письменно заявить о своем выходе из К. Несмотря на все эти усилия, кастовая этика продолжает господствовать в вопросах брака, в быту, проявлять себя в экономия, и политич. жизни. В современной Индии принадлежность к К. не фиксируется в переписях населения, официально не принимается во внимание при приеме на работу и учебу, дискриминация по мотивам кастовой принадлежности, так же как религиозной и этнической, запрещена и карается как уголовное преступление. Однако фиксируется принадлежность к наиболее угнетенным, бывшим неприкасаемым К., к-рые занесены в особый список. Для "списочных" К. резервируются места в государств, учреждениях, учебных заведениях, законодательных органах и органах местного самоуправления с целью способствовать поднятию их материального и культурного уровня. В нек-рых штатах Индии резервируют места также для низших и средних К. Религиозность и низкий жизненный уровень большинства индийского населения способствуют закреплению кастового мировоззрения (социальной пассивности, фаталистического отношения к жизни). Рост самосознания К. приводит к обострению межкастовых конфликтов, в к-рых иногда выражаются классовые противоречия.
Л. Алаев

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь



Похожие термины:

  • Каста ноева

    каста, где каждый вид представлен одной особью; образуется популяциями с мощностью, равной единице (подмножество уникальных популяций).
  • Каста саранчовая

    самая мощная каста в техноценозе; саранчовые виды – виды наибольшей численности; популяция наибольшей мощности.