Родился 13 сентября 1946 г. в г. Бийске Алтайского края. Окончил математический факультет Горьковского пединститута (1969), аспирантуру Московского педагогического государственного университета им. В.И. Ленина (1977). С 1969 г. преп., с 1992 г. проф., в 1985-2007 гг. проректор Ниже городского (Горьковского) государственного педагогического университета. В 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию «Общенаучный характер аксиоматического метода познания». В 1991 г. защитил докторскую диссертацию «Математическое знание как мировоззренческое явление».
Основные публикации Математический метод: проблема научного статуса. Куйышев, 1990; Экологические проблемы современности. М., 1995. В соавт.; Контекст образования: наука и мировоззрение. Нижний Новгород, 1996; Современные проблемы экологии. М., 1997. В соавт.; Философия в российской провинции. М., 2003. В соавт.; Культурология. М., 2003, 2006. В соавт.; История с физикой. Нижний Новгород, 2004; Идеология и наука (дискуссии советских учёных середины ХХ века). М., 2008. В соавт.; Философия науки и образования Нижний Новгород, 2010. В соавт.; Образование - наука – идеология. Нижний Новгород, 2012. В соавт.
КАСЬЯН Андрей Афанасьевич
КАСЬЯН Андрей Афанасьевич
Источник: Философы современной России. 2015 г.
КАСЬЯН Андрей Афанасьевич
(р. 13.9.1946) — спец. по филос. науки и филос. образования; д. филос. н., проф. Р. в г. Бийск Алтайского края. Окончил матем. ф-т Горьковского пед. ин-та (1969), асп. по спец. «философия» МГПИ (1977). С 1969 работает в Нижегородском (Горьковском) пед. ун-те (асе, ст. преп., доц., проф., с 1985 — проректор по науч. работе). Канд. дисс. — «Общенаучный характер аксиоматического метода познания» (1977). Докт. дисс. — «Математическое знание как мировоззренческое явление» (1991). В работах К. представлены иссл. по филос. математики (статус математики в совр. культуре, возможности и границы аксиоматизации знания, влияние математики на мировоззренческое сознание). Филос. осмысление образования реализуется в контексте мировоззрения и науки: образование и мировоззрение, науч. знание как мировоззренческое явление, идеалы науки и идеалы образования, гуманитаризация науки и образования, методол. культура в контексте образования, соотношение науч. и пед. аспектов в деятельности высшей школы. Исследовалось бытие филос. в рос. провинции в советский период отечеств, истории. Детерминанты этого процесса: соц.-культурная ситуация региона, его традиции, научный и образовательный потенциал, руководящие региональные управленческие структуры, кадровый состав кафедр, профессиональные интересы и сложившаяся тематика науч. исследований. Региональный контекст деформировал первичный научно-идеол. импульс, генерируемый высшими партийно-гос. и научно-образовательными структурами. Анализ идеол. дискуссий в отеч. науке середины XX в. (генетика, языкознание, химия и т. д.) позволил преодолеть их однозначные оценки, имевшие место в середине XX в.
Соч.: Основания знания и объективность // ВФ. 1986. № 6; Закономерности и современные тенденции развития математики // ФН. 1986. № 6; Философская культура как критерий образованности // Вестник высшей школы. 1989. № 8; Философское образование — предмет педагогического исследования // Советская педагогика. 1989. № 10; Математический метод: проблема научного статуса. Самара, 1990; Контекст образования: наука и мировоззрение. Нижний Новгород, 1996; Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки // Педагогика. 1998. № 2; Провинциальное эхо великих потрясений // Вопросы истории естествознания и техники. 2001. № 1; Философия в российской провинции. (В соавт., отв. ред.). М., 2003; Мировоззрение как явление культуры // Культурология. М., 2003; Университет: образование и идеология // Высшее образование в России. 2005. № 5; Образование и встреча мировоззрений // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2006. № 4; Наука: культурологическое измерение // Культурология. М., 2006.
Соч.: Основания знания и объективность // ВФ. 1986. № 6; Закономерности и современные тенденции развития математики // ФН. 1986. № 6; Философская культура как критерий образованности // Вестник высшей школы. 1989. № 8; Философское образование — предмет педагогического исследования // Советская педагогика. 1989. № 10; Математический метод: проблема научного статуса. Самара, 1990; Контекст образования: наука и мировоззрение. Нижний Новгород, 1996; Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки // Педагогика. 1998. № 2; Провинциальное эхо великих потрясений // Вопросы истории естествознания и техники. 2001. № 1; Философия в российской провинции. (В соавт., отв. ред.). М., 2003; Мировоззрение как явление культуры // Культурология. М., 2003; Университет: образование и идеология // Высшее образование в России. 2005. № 5; Образование и встреча мировоззрений // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2006. № 4; Наука: культурологическое измерение // Культурология. М., 2006.
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009