КАСАВИН Илья Теодорович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КАСАВИН Илья Теодорович
Родился 7 ноября 1954 г. в Москве. Окончил с отличием философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1980), аспирантуру там же (1983). Защитил кандидатскую диссертацию «Философские основания эпистемологического анархизма Пола Фейерабенда» (1983). С 1983 г. в Институте философии РАН, с 2005 г. заведующий сектором социальной эпистемологии. В 1989 г. в Институте философии РАН защитил докторскую диссертацию «Традиция в структуре познавательного процесса». В 1989-1992 руководитель исследовательской группы «Анализ вненаучного знания». В 1994-2004 руководитель Центра по изучению немецкой философии и социологии. Профессор (2009). Член-корреспондент РАН (2003). С 2004 г. гл. ред. журнала «Epistemology & Philosophy of Science». Член редколлегий и редсоветов журналов «Social Epistemology» (UK), «Философский журнал», «Вестник Тверского государственного университета. Философия», «Методология и история психологии», «Философия науки и техники». Главный редактор «Энциклопедии эпистемологии и философии науки» (2009). В 1991 и 1993 гг. избирался senior research fellow Линекер Колледж, Университет Оксфорда (Великобритания). Стипендиат Фонда А. Гумбольдта, руководитель исследовательских проектов под эгидой фондов Дж. Сороса, Фольксвагена, А. Круппа, Дж. Тем плтона. Награжден Медалью для молодых ученых АН СССР (1986), лауреат премии Плеханова РАН (2012). Область научных интересов: теория познания, философия науки и социология знания, история философии, науки и культуры. Предложил вариант социальной теории познания, радикально расширяющий ее предметную область, что позволяет анализировать не только научное, истинное, вербализированное знание, но все когнитивное многообразие сознания, деятельности и общения. Данный подход предполагает социокультурную интерпретацию классических теоретико-познавательных категорий и отдает приори тет не логическим способам анализа и методам истинностной оценки, а феноменологическому описанию и типологическому анализу знания.
Он связывает философский подход к знанию с исследованием не столько предметного, сколько его социокультурного со держания. Разработал концепцию креативной онтологии знания, в которой такие категории как «знание», «истина», «рациональность», «прогресс познания», «традиция», «пространство», «время» и др. понимаются не только как позиции рефлексии, выражающие социокультурное содержание знания, но и как онтологические стратегии, учитывающие размерность целостного индивида. Социальная эпистемология рассматривается как философско-междисциплинарный подход, включающий элементы феноменологической культурологии и герме невтики, методы и результаты социальной и культурной антропологии, палеоантропологии, когнитивной психологии, лингвистики, исторической географии. Разработал элементы исторической эпистемологии, использующей для реконструкции истории позна ния междисциплинарный метод case studies. Особенность этого подхода состоит в персонификации когнитивных эпох в об разах героических персонажей (вождей и шаманов, мифических героев, путешественников, философов, ученых), стилизованные фрагменты биографий которых задают архетипы культурной истории. Занимался построением целостной концепции повседневности, объединяя аналитические и феноменологические подходы; обосновал функциональную интерпретацию повседневности и необходимость разграничения повседневности как реальности, знания и философского принципа. Разработан социально-эпистемологический подход в философии языка на базе оригинальной интерпретации категорий «текст», «контекст», «дискурс», реализованный в реконструкции научных, художественных и религиозных текстов.
Сформулирован и систематически обоснован специфический характер социальной эпистемологии по сравнению с классической теорией познания. Во-первых, ее отличает онтологический вопрос об особенностях социокультурной ситуации производства, функционирования и применения знания. Во-вторых, это эпистемологический вопрос о таких способах исследования познавательных процессов и категориальном аппарате, которые базируются на первостепенном значении культуры и социума. В-третьих, это прикладная ориентация социально-гуманитарного знания на разработку способов решения социальных задач. Под этим углом зрения дана новая интерпретация фундаментальных эпистемологических категорий (знание, истина, сознание, опыт, коммуникация, творчество, междисциплинарность), а также таких социокультурных реалий как язык, религия, миф, искусство, мораль, социальный институт, социальная технология. Последние годы разрабатывает проблемы коллективной эпистемологии и социальной философии науки.
Основные публикации: Теория познания в плену анархии. М., 1987; Рациональность в познании и практике. М., 1989 (в соавт.); Познание в мире традиций. М., 1990; Ansätze zu der sozialen Erkenntnistheorie. Bremen, 1997; Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999; Традиции и интерпретации. Фрагменты исторической эпистемологии. СПб., 2000; Социальная теория познания. М., 2001; Soziale Erkenntnistheorie. Migrationsmetaphern, Wissenstypen, Textepochen. Nichtklassische Ansätze. Hildesheim, 2003; Анализ повседневности. М., 2004 (в соавт).; Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. М., 2008; Социальная эпистемология: Фундаментальные и прикладные проблемы. М., 2013.

Источник: Философы современной России. 2015 г.

КАСАВИН Илья Теодорович
(р. 7.11.1954) — спец. по теории познания; д. филос. н., проф. Р. в Москве. Окончил филос. ф-т МГУ (1980) и асп. того же ф-та (1983). С 1983 работал в ИФ РАН в секторе теории познания: мл. н. с, н. с, ст. н. с, вед. н. с, гл. н. с. (с 2000). Проф. ун-та РАО. Генеральный секретарь организованного им Центра по изучению нем. филос. и социол. (с 1994), чл.-корр. РАН (2003). Канд. дисс. - «Философские основания гносеологического анархизма Пола Фейерабенда» (1983). Докт. дисс. — «Традиция в структуре познавательного процесса» (1989). Ред. и сост. кн.: Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990; Наказание временем. Философские идеи в современной русской литературе. М., 1992; Познание в социальном контексте. (В соавт.). М., 1994; Религия. Магия. Миф. Современные философские исследования. (В соавт.). М., 1997; Знание за пределами науки. Герметизм, магия, алхимия, астрология в интеллектуальных традициях I-XIV вв. Антология. Т. 1. М., 1996; Герметизм, магия, натурфилософия в культуре XIH-XIX вв. М., 1999; Разум и экзистенция. (В соавт.). М., 1999; Субъект, познание, деятельность. М., 2002; Человек. Наука. Цивилизация (К 70-летию ак. В. С. Степина). М., 2004; Знание и общество. М., 2005 и др. К. — гл. ред. ж. «Эпистемология и философия науки». Осн. идеи К. связаны с проблематикой многообразия знания и социальности познания. Опираясь на нек-рые идеи В. А. Лекторского, Д. Блура, С. Фуллера и Э. Годмана, он предложил вариант социальной теории познания (СТП), радикально расширяющий ее предметную обл., что позволяет анализировать не только науч., истинное, вербализированное знание, но все когнитивное многообразие сознания, деятельности и общения. В дальнейшем К., исходя из нек-рых идей К. Хюбнера, М. К. Петрова А. Я. Гуревича, Э. Эванс-Причарда и М. Дуглас, разрабатывал концепцию креативной онтологии знания, призванной дополнить СТП до целостной неклассической эпистемологии (НЭ). В последней такие категории, как «знание», «истина», «рациональность», «прогресс познания», «традиция», «пространство», «время» и др. понимаются уже не только как позиции рефлексии, выражающие социокультурное содержание знания, но выступают как онтол. стратегии, учитывающие размерность целостного индивида. НЭ вводит тем самым элементы специфической антропологии и онтологии, выражением к-рых выступают новые концепты, в т. ч. заимствованные из др. гуманит. наук (познавательная установка, миграция, оседлость, местность, путь, предельный опыт, архэ, ист. априори, индивидуальная культурная лаборатория). Анализ возникновения человеческого познавательного отношения (т. н. «познавательной установки») вовлекает в центр внимания первобытные и архаические формы культуры и гл. обр. — процесс и следствия человеческих миграций. НЭ демонстрирует фундаментальное значение миграции как постоянного креативного процесса, к-рый реализуется не только в сфере географии расселения, но в многообразных формах деятельности, общения и познания. Понятие миграции фактически оказывается системообразующей метафорой человеческого фило- и онтогенеза, динамики культуры, развития знания. Предлагаемый К. междисциплинарный подход объединяет элементы соц. теории познания, феноменологич. культурол. и герменевтики с методами и результатами соц. и культурной антропологии, палеоантропологии, когнитивной психол., лингвистики, ист. географии. Специфика НЭ существенно определяется изучением взаимосвязей между пространственно-временными, экол., социокультурными и метафиз. измерениями знания. Базируясь на нек-рых подходах X. Борхеса, К. Гирца, А. Шюца и К. Юнга, К. разрабатывал с целью дополнительного эмп. обоснования НЭ элементы ист. эпистемологии, использующей для реконструкции истории познания междисциплинарный метод case studies. Особенность его интерпретации К. состоит в персонификации когнитивных эпох в образах героических персонажей (вождей и шаманов, мифических героев, путешественников, философов, ученых), стилизованные фрагменты биографий к-рых задают архетипы культурной истории. Здесь НЭ смыкается с худож. литературой, используя ее методы для типизирующей реконструкции творч. индивидуальности.
Соч.: Теория познания в плену анархии. М., 1987; Шаман и его практика // Природа. 1988. № 11; Рациональность в познании и практике. (В соавт.). М., 1989; Познание в мире традиций. М., 1990; Человек мигрирующий: онтология пути и местности // ВФ. 1997. № 7; Изобретение веры. Авраам и Иов // ВФ. 1999. № 2; На пути от письменного стола к библиотеке и обратно. Интерьер лаборатории X. Борхеса // Историко-философский ежегодник-1997. М., 1999; Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999; Традиции и интерпретации. Фрагменты исторической эпистемологии. СПб., 2000; Пространство и время: в поисках «естественной онтологии» знания // ОНС. 2000. № 1; Человек перепутья. Познание как иносказание // Философский факультет. Ежегодник-2000. № 1; Социальная теория познания. Уч. Пособие. М., 2001; Язык повседневности: между логикой и феноменологией // ВФ. 2003. № 5; Анализ повседневности. (В соавт.). М., 2003; Проблема и контекст. О природе философской рефлексии // ВФ. 2004. №11; Замечания по поводу примечания к комментарию: контексты одного эссе Иосифа Бродского //ВФ. 2006. № 4; М. Бахтин и Ю. Лотман. У истоков коммуникативно-семантического подхода к языку и сознанию // ФН. 2007. № 12; Традиции чтения (к типологии текстов и текстовых эпох) // Философия науки. Методология и история конкретных наук. М., 2007.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009