картезианский идеал науки
картезианский идеал науки
КАРТЕЗИАНСКИЙ ИДЕАЛ НАУКИ — образ науки, который был сформирован родоначальниками новоевропейской науки о природе. Название «картезианский» условно, поскольку идеал науки можно найти в работах не только Декарта, но и Галилея, Гоббса, Бэкона, Спинозы, Ньютона, Лейбница и других философов и ученых. Формирование этого идеала происходило как в результате успехов естествознания, ориентировавшегося на математические и механистические модели, так и под влиянием социального контекста, в котором происходили генезис и развитие наук в это время. Глубокий политический и духовный кризис, охвативший Европу в первой половине 17 в., жестокости Тридцатилетней войны побуждали многих мыслителей апеллировать к идеалам универсального и неизменного порядка как в природе, так и в социальной жизни. Это выразилось в направленности мысли на абстрактное, общее, неизменное у представителей точных наук; это же заставляло социальных мыслителей искать аналогичные универсальные и неизменные элементы в «природе человека» и в социально-политической жизни. К. и. н. включает в себя онтологические, методологические и социологические составляющие. Его онтологические принципы состоят в следующем. Порядок Природы стабилен, неизменен; человек может познать его с помощью столь же неизменных и присущих всем способностей человеческого Разума. Материя (телесность) является косным, инертным началом и отличается от сознания — активного начала деятельности. Сознание заключено во внутреннем индивидуальном мире, в индивидуальном теле; в природе отсутствуют духовные начала и агенты. Методологические принципы суммируются в следующих положениях. Предметом науки является общее — универсальные характеристики и связи сущего, понимаемого как «естественный порядок». Науки об индивидуальном не может быть — это область истории или искусства. Общие характеристики сущего в науке должны выражаться в форме законов— неизменных и универсальных. В естествознании эти законы допускают математическую форму, и к этому идеалу должны стремиться и остальные науки. В познании главными являются количественные (измерение) и экспериментальные методы. Правильное научное объяснение — это объяснение свойств целого из свойств частей (методологический атомизм). Социологические принципы очерчивают место и роль науки в обществе и ценностные установки ученого. Наука нейтральна в социально-политическом и моральном смысле; она ориентируется на универсальные ценности истины, на рациональности и обоснованности. Субъект познания — контрагент природы, призванный через познание законов природы контролировать ее и господствовать над ней. Наука занимает в обществе автономное социальное пространство; ученые образуют наднациональную «республику ученых», живущую по своим собственным нормам и законам, которые в то же время являются образцом цивилизованных, толерантных и рациональных норм взаимоотношений для остальных людей. В.П Филатов