КАРПОВ Федор Иванович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КАРПОВ Федор Иванович
2-я пол. 15 в. — до 1545) — русский дипломат, писатель, публицист. Происходил из старинного рода князей Фоминских, получил звание окольничего и оружничего. Как дипломат занимался восточной политикой Московской Руси. О высокой образованности Карпова свидетельствует его переписка с митрополитом Даниилом, старцем Филофеем. Максим Грек Называл его «премудрым» и «пречестнейшим», кн. Андрей Курбский — «разумным мужем». Активное участие Карпов принимал в богословской полемике Николая Булева и Максима Грека. Послания последнего свидетельствуют о высоком интересе Карпова к проблемам астрологии, философии и богословия, особенно к проблеме filioque. В Послании Карпова на «епистолию» митрополита Даниила имеются многочисленные ссылки на сочинения Гомера, Овидия, на «Этику к Никомаху» и «Политику» Аристотеля.
Изд.: Памятники литературы Древней Руси. Кон. 15—1-я пол. 16 в. М.,1984.
Лит.: Рмсига В. Ф. Боярин-западник 16 в. (Ф. И. Карпов).— В сб.: Ученые записки Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук Института истории, т. 4. M., 1929; Кимеева «Послание митрополиту Даниилу» Федора Карпова.— «Труды Отдела древнерусской литературы», т. 9. M.—Л., 1953; Зимин А. А. Федор Карпов, русский гуманист 16 в.— «Прометен», сб. 5. М„ 1968.
А. И. Абрамов

Источник: Новая философская энциклопедия

КАРПОВ Федор Иванович
г. рожд. неизв. – ум. между 1539–45) – рус. мыслитель-публицист и дипломат. В письм. источниках К. впервые упоминается в 1495. Находясь на дипломатич. службе, К. с 1517 на протяжении 20–30 лет руководил восточной (крымской, турецкой, казанской) политикой Русского гос-ва и деятельно участвовал в дипломатич. сношениях России с Польшей, Литвой, Ватиканом, Пруссией и т.д. Из лит.-публицистич. наследия К. до нас дошли четыре послания: митрополиту Даниилу, монаху Филофею и два – Максиму Греку. Важным источником для изучения мировоззрения К. служат семь посланий к нему Максима Грека. Деятельность К. относится к периоду острой идеологии, борьбы в Московском гос-ве, связанной с подъемом реформац. движения. По-видимому, К. был знаком с одним из руководителей ереси "жидовствующих" – Федором Курицыным. Для мировоззрения К. характерно начинающееся высвобождение от традиций ортодоксально-схоластич. мышления. В противоположность господствовавшему представлению о философии как служанке богословия, К. интересовало "философское писание" само по себе. Он выступал в защиту "словесных учений, украшающих человека". На фоне совр. К. публицистики его сочинения отличались светской направленностью. В них цитируются "Метаморфозы" Овидия, "Этика" Аристотеля, упоминается имя Гомера и вообще используются "хитрословия лакедемонская". Для К. характерны тенденция к рационалистич. осмыслению вопросов веры, стремление разрешить противоречия, встречаемые в Священном писании, посредством логики и разума. К. пытался решить эти вопросы с помощью "многоопытного помысла", стремящегося понять то, "над чем он не властен". Мировоззрению К. свойственно пантеистич. восхищение гармонией природы, "красотой небесной" и "благочинным движением звезд". Он стремился к познанию ее естеств. закономерностей и обращался в этих целях к астрономии (связанной тогда с астрологией), а также к медицине. Именно эти взгляды Максим Грек рассматривал как покушение па учение о божеств. промысле и упрекал К. и его единомышленников за то, что разуму они присваивали "вышеестественную силу" и "постижительное достоинство". К. резко выступал против распространения на политич. жизнь общества христ. доктрины терпения, к-рая разрушает "дело народное", "общества добро". "Терпению" он противопоставлял порядки, основанные на сочетании "правды", "закона" и "милости". Правители, согласно К., должны руководствоваться не буквой, а духом закона-правды, быть беспристрастными и иметь в виду воспитательное, а не только карательное значение закона. Введение "правды", по мысли К., приведет общество к гармонич. единству. В обоснование этих взглядов К. ссылался на "Никомахову этику" Аристотеля. Существенной чертой политич. идеала К. являлось требование вознаграждения личных достоинств человека. Протест против "сильных и злых", борьба с привилегиями княжеско-боярской аристократии широта знаний и умств. интересов в духе складывавшейся на Руси гуманистич. мысли делают К. предшественником прогрессивной публицистики сер. 16 в. Соч.: [Послание Максиму Греку ] о Левиафане, в кн.: Максим Грек, Соч., ч. 3, Каз., [1862 ], с. 274–80; [Послание митрополиту Даниилу ], в кн.: Летопись занятий Имп. археографической комиссии за 1908 год, вып. 21, СПБ, 1909, с. 106–13; Неизданные послания преп. Максима Грека и Ф. И. Карпова.., "Христианское чтение", 1909, авг. – сент. Лит.: Максим Грек, Послание [против папского посла Николая Шомберга... ], Соч., т. 1, Каз., 1859, с. 235– 322: ?жига В. Ф., Боярин-западник XVI века (Ф. И. Карпов), "Уч. зап. ин-та истории" (РАНИИОН), 1929, т. 4; Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI века, М.–Л., 1947, с. 182–87; Зимин ?. ?., Общественно-политические взгляды Федора Карпова, "Тр. Отд. др.-рус. лит-ры Ин-та рус. лит-ры", 1956, т. 12. К. Синицына. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.