Карма

Найдено 30 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КАРМА
санскр. – деяние) – понятие др.-инд. философии и религии, в особенности индуизма. См. Индуизм.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Карма
по общеиндийским представлениям, закон воспроизводства сансары (перевоплощения) по принципу возмездия за совокупность поступков в прошлой жизни.

Источник: Религиозные термины

КАРМА
древнеиндийской философии закон воздаяния за совершенные ранее действия. Карма тесно связана с сансарой, т.к. каждое новое рождение предопределено предыдущей деятельностью человека.

Источник: Тематический философский словарь

КАРМА
санскр.): закон нравственного воздаяния, при котором сумма совершенных живым существом поступков (включая мысли), предопределяет характер его нового рождения и дальнейшего существования; невидимая и неумолимая сила, внутренний механизм которой скрыт.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Карма
закон воздаяния, предопределяющий жизнь человека и его судьбу. Согласно представлениям древних и современных индийских религиозно-философских систем карма человека определяется суммой добрых и злых деяний, совершенных им в его прошлых воплощениях и настоящей жизни. К. предопределяет судьбу дальнейших воплощений души.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

КАРМА
санскр.) - согласно учению брахманистов, буддистов и джайнистов, "труд"; в широком смысле - сумма добрых и злых деяний жизни, которая на основе присущей ей автоматически действующей и закономерной причинности создает предпосылки для нового, последующего существования определенного рода сущности и определенной судьбы.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Карма
санскр. - действие, дело, жребий) - одно из основных понятий индийской философии. В широком смысле Карма - это сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, т.е. дальнейшего существования; в узком смысле - влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Карма
в букв. переводе означает «действие». Это вечный космический закон причины и следствия, или поступков и дел, формирующих судьбу отдельного человека. Как правило, кармой называют то, что определяет будущую судьбу человека по его поступкам в прошлом. Карма комплексна, и имеет несколько уровней значения; на Западе она известна как одно из объяснений тому, что такое человеческий рок.

Источник: Новые религиозные движения.

Карма
в древнеиндийской философии понятие, обозначающее закон возмездия. Это сумма всех поступков и помыслов существа в его предыдущих рождениях, что является своего рода судьбой, которую существо само себе создает. Таким образом, форма нового воплощения в последующих перерождениях не является случайной – она определяется кармой данного живого существа, которому воздается по результатам его прошлой жизни.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

КАРМА
санскр., букв. - действие, обязанность, деятельность) - в учениях инд. религий — особая мистич. сила, непреложный автоматически действующий «закон возмездия» за совокупность поступков, намерений, стремлений, определяющий судьбу живого существа в последующих перевоплощениях. В брахманизме и индуизме К. - гл. обр. функция выполнения или невыполнения предписанных данной варкой (кастой) обрядов. В буддизме К. определяется в первую очередь степенью выполнения моральных требований, последовательностью в непротивлении злу насилием во всех предшествующих перерождениях.

Источник: Атеистический словарь

Карма
(санскр. — деяние, возмездие) — важнейшее понятие в учении большинства религий Индии о переселении душ (перерождении, перевоплощении) — мистич. сила, формирующая новое рождение. В соответствии с учением о К., совокупность деяний человека в предшествующих и данном перерождении автоматически определяет его настоящую судьбу и формы его будущих перерождений. При этом считается, что сами деяния предопределены законом К. В брахманизме и индуизме К. определялась гл. о. соблюдением или несоблюдением кастовых предписаний, в буддизме — следованием или неследованием моральным требованиям, вступлением на путь спасения, указанный Буддой.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

КАРМА
одно из ведущих понятий восточной философии (особенно индийской). Карма – понятие многозначное: прежде всего, это закон воздаяния за те дела и поступки, которые сопровождают жизнь человека. Поэтому карма (кармический закон) – это и судьба, и жизненный путь, и божественная сила, которая определяет характер нового рождения (перерождения) в цепи круга перерождений (колесо сансары). Благоприятная карма складывается в результате перевеса добрых деяний над злыми и указывает выход из бесконечного круга перерождений.Не благоприятная карма выступает как наказание за неправедную жизнь и выражается в вечном круге низких перерождений.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

КАРМА
(санскр. - действие, возмездие) - в брахманизме, буддизме и индуизме - мистич. сила или закон, согласно к-рому все поступки человека вызывают соответствующие последствия для жизни его души, переселяющейся после его смерти, если он был «праведным», в тело более «благородного» человека, а если он был «грешником» - в тело «низкого» человека и даже животного или насекомого. По учению о К., за наиболее праведную жизнь наибольший праведник достигает мокши, т.е. спасения, освобождения - такого состояния, когда его душа освобождается от цикла рождений и смертей (см. Сансара) и сливается со ««всеобщей душой», с богом, а по учению буддизма - переходит в нирвану.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

КАРМА
Совокупность добрых и злых поступков, совершенных человеком в предыдущих существованиях. Карма определяет, в каком образе и при каких обстоятельствах произойдет следующее перерождение. Карма есть воздаяние за совершенные при жизни поступки. Она может быть благоприятной — и тогда в последующих перерождениях душу ожидают относительно «благие» воплощения («относительно» — поскольку все воплощения происходят в сансаре, обители страданий). Неблагоприятная же карма означает усугубление мучений в грядущих воплощениях — например, рождение не человеком, а животным или, пуще того, голодным духом. Чем хуже карма, тем длиннее путь до нирваны — избавления от сансары.

Источник: Буддизм. Энциклопедия.

КАРМА
(Karma; Karman; санкр.) — согласно учению брахманистов, буддистов и джайнистов, «произведение» (создание); специально — сумма добрых и злых деяний какой-либо жизни, которая на основе присущей ей автоматически действующей и закономерной каузальности воздаяния создает предпосылки для нового существования определенного склада характера и определенной судьбы. В упанишадах кармой считается способ проявления и подтверждения атмана.
Н. V. Glasenapp. Unsterblichkeit u. Erlösung in den ind. Religionen, 1938; W. Ehrlich. Die Lehre vom K.n, 1945; L. Nordstrom. Zen and K., in: Philosophy East and West 30 (1980); К. K. Anand. Indian Philosophy. The Concept of К., Delhi, 1982.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

КАРМА

(санскр. - деяние) - в древнеиндийской философии, Индуизме и Буддизме нематериальная закономерность, связывающая духовное и душевное состояние человека, его поступки, выборы, решения, чувства и мысли с событиями, происходящими с ним в жизни, его социальной ситуацией, личными проблемами, вплоть до физического состояния, болезней и несчастных случаев. Карма захватывает также сообщества людей, связанных кровнородственными, социальными, деловыми, административными и духовными отношениями. Карма регулирует воздаяние за зло и вознаграждение за зло, влияет на духовное становление человека и его посмертную участь и удерживает большую часть живущих в состоянии сансары (в сетях реинкарнаций). Тот, кто становится на путь духовного восхождения и познания Атмана, постепенно освобождается от власти кармы.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

КАРМА
мистический закон посмертного воздаяния за поступки при жизни, который определяет судьбу человека; эта сумма злых и добрых дел человека (его карма) определяет форму последующего рождения. Одно из основных понятий религиозно-философских учений Древней Индии. Согласно учению о переселении душ между старым и новым воплощением души существует кармическая связь: всякое существо в своем нынешнем существовании расплачивается или вознаграждается за всю совокупность помыслов и поступков в предыдущей жизни. Хорошая карма гарантирует удачное рождение: в новой жизни человек родится брахманом или князем и его все будут уважать и почитать. Средняя карма даёт возможность возродиться примерно в том же качестве. Скверная карма ведёт к тому, что в новой жизни человек возродиться изгоем, рабом, убогим или животным (червяком, жалкой мошкой).

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

КАРМА
(от санскр.: кри - делать, творить; карман - деятельность) - одно из главных понятий древней индийской философии, дополняющее концепцию сансары как вечного круга воплощений в этом мире. Понятие кармы входит практически во все древние религиозно-философские системы Индии, а также во многие современные учения. Закон кармы рассматривается как закон причин и следствий, закон воздаяния или космической справедливости. В своей простой форме он означает, что жизнь человека определяется его кармой, в свою очередь определяемой суммой всех поступков, совершенных человеком в том или прошлых воплощениях. Однако в рамках своей кармы человек обладает свободой воли: бескорыстные и лишенные страсти поступки, ведущие «Я» к освобождению от всякой привязанности и личного интереса, высвобождают человека из подчинения закону кармы или ограничивают его действие в последующих воплощениях. Закон кармы подчеркивает идею естественного, космического, нравственного миропорядка и значение нравственной активности человека.

Источник: Краткий философский словарь 2004

КАРМА
(действие) — причинно-следственная зависимость между поступками, совершенными индивидом в его прошлой жизни, и его нынешней жизнью. Понятие К. как безличной силы, стоящей даже над богами, разрабатывается уже в упанишадах. К. бывает благой, неблагой и нейтральной; живое существо само творит собственную К. К., даже благая, понимается как преграда на пути окончательного освобождения. Непосредственная причина К. — разнообразные желания, которые, в свою очередь, основываются на глубинном незнании сокровенного «я». Закон К. состоит в обязательном воздаянии живому существу за совершенное им деяние. Сила К. привязывает существо к миру страдания, сансаре. Понятие К. принято почти во всех индийских учениях. В тантризме К. образует одно из трех основных препятствий для духовного развития индивида, удаляемое благодаря ниспосланию Богом особой милости (шактипата). Достижение свободы при жизни (дживанмукти) уничтожает К., остальная жизнь протекает для такого человека по инерции. Практика йоги также нацелена на преодоление К., особенно на «выжигание» ее неосознаваемых потенций, которые при благоприятных условиях способны вызревать в подлинную К. В кришнаизме избавление от К. находится в тесной связи с почитанием Кришны. Чем более предан божеству человек, тем больше вероятность того, что Кришна вызволит его из кармических пут. После смерти такой бхакта возрождается в одном из духовных миров.

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

КАРМА
санскр. - действие, дело, жребий), одно из центр. понятий инд. философии, дополняющее доктрину перерождения (см. Сансара). Восходит к добрахманистско-ведийскому периоду, но, как и концепция сансары, рано ассоциируется с религ.-филос. исканиями брахманизма. Входит почти во все религ.-филос. системы Индии, являясь существ. частью буддизма, джайнизма, индуизма.
В широком смысле К. - это общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, к-рые определяют характер его нового рождения, т. е. дальнейшего существования; в узком смысле - влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования. В обоих случаях К. выступает как невидимая сила, причем лишь общий принцип ее действия представляется ясным, внутр. же механизм ее остается скрытым. К. определяет не только благополучные и неблагополучные условия существования (здоровье - болезнь, богатство - бедность, счастье - несчастье, а также пол, срок жизни, социальный статус индивида и т. д.), но в конечном счете - прогресс или регресс по отношению к гл. цели человека-освобождению от пут «профанического существования» и подчинения законам причинно-следств. связей и зависимости вообще, в частности указывает выход из круга бесконечных перерождений. Вместе с концепцией сансары представляет собой попытку заменить представление о божеств. предопределенности нравств. порядка идеей естеств. космич. нравств. миропорядка. Подчеркивая роль нравств. активности человеч. личности (актуальное волевое усилие личности становится исходной точкой нового развития), закон К. отличается этим от безличного нравств. Закона дхармы, связанного с брахманистско-ведийской традицией. Этич. окрашенность закона К., то, что обусловленность настоящего и будущего существования имеет характер нравств. воздаяния за совершенное (а не воздействия неотвратимых божеств. или космич. сил) отличает К. от понятия судьбы, или рока, в антич. мировоззрении.

Источник: Советский философский словарь

КАРМА
санскр. karman - действие, дело, жребий) - одно из центральных понятий индийской философии, объясняющее доктрину перерождения и сансары (потока жизни, потока сознания). Исторически восходит к добрахмани-стско-ведийскому периоду. Входит практически во все философские системы индуизма (за исключением аджи-вики и локаяты). Понятие К. употребляется для объяснения явлений космической и нравственной причинности. К. есть действие, причинно-следственная связь феноменов и ноуменов бытия, т.е. проявленных и непроявленных событий; К. - это Закон этической Причинности. По сути, К. выражает общую сумму поступков, совершенных любым живым существом за все воплощенные жизни, и их последствий, которые определяют характер нынешнего существования и будущего рождения. В теолого-космическом аспекте К. объясняет "Неведомые" силы бытия, и трансцендентальные причины жизни. "К. есть Абсолютный и Вечный Закон в Проявленном Мире", "К. едина с Непознаваемым", Абсолютом, одним из аспектов которого она является в его следствиях в феноменальном мире (Блаватская). В нравственно-психологическом аспекте К. ведет и контролирует постепенный процесс совершенствования, который должен завершиться освобождением. Добрые дела, мысли, чувства возвышают человеческий дух и способствуют продвижению по пути слияния с Абсолютом (Брахманом - в индуизме, Буддой - в буддизме). Аморальные поступки, эгоистические и недобрые мысли, животные страсти усугубляют будущую жизнь и являются препятствиями освобождения. Закон К. в жизни выражается восточной мудростью: "Человек становится добрым от доброго деяния, дурным - от дурного", ср. с "Что посеешь, то и пожнешь"). В европейской философии К. ассоциируется с понятиями Судьба, Рок, Доля, Фатум. Мойра и Немезида греческой философии приближаются к понятию К. Однако, образ Немезиды слишком антропоморфирован для объяснения К. В арабской философии аналогом К. является понятие "Кисмет", в китайской - Дао, в христианстве - К. синоним греха и закона Воздаяния.
В.В. Лобач

Источник: Новейший философский словарь

КАРМА
санскр. - действие, обязанность) - общий для всех школ индийской религиозной философии термин, определяющий сущностные мотивы миропонимания и осмысления проблемы человека. Понятие К. включает два основных аспекта: 1. К. - закон воздаяния за благие и дурные поступки, управляющий круговоротом перерождений (сансарой), общий для всех одушевленных существ; 2. К. - сумма жизненных целей, моральных намерений и стимулов действий индивида, определяющая его последующее перерождение. Концепция К. восходит к древнейшим ведическим традициям: в Ведах говорится о всемирном законе рта, по-разному проявляющемуся в различных слоях мироздания. В сфере живых существ этот закон явлен в виде К. В развитии религиозно-философской мысли понятие К. претерпевало некоторые изменения. Так, философия брахманизма нацелена на обоснование пути созидания благой К., позволяющей переродиться в теле представителя более высокой варны. Лишь брахману доступно непосредственное слияние с Богом, освобождающее от власти К. (в Ведах К. приписывается и богам). Буддизм рассматривает само обладание К. как источник возобновления страданий, отсюда - ориентация на радикальный разрыв, прекращение действия К. Путь такого деяния и составляет сущность буддистских вероучения и философии. Классический индуизм в целом заимствует буддистское представление о К., интерпретируя его в соответствии с особенностями религиозных верований и философских представлений различных течений данной традиции. В каждой из ортодоксальных школ индуистской философии функционирует то или иное представление о К., основные мотивы которого сводятся к следующему: К. порождается неведением (иллюзорным мировосприятием и самосознанием), невежеством (незнанием цели бытия), неправильным образом жизни, страстями и эгоистическими желаниями, страхом боли и смерти. Различие между учениями основных школ и их ответвлений обусловлено не только разницей миросистемных и теологических представлений, но и различием в понимании путей освобождения от К. Такое освобождение называется "мокша", следующее за мокшей состояние внекармического бытия - нирвана.
Е. В. Гутов

Источник: Современный философский словарь

КАРМА
Санскр.) Физически - действие; метафизически - Закон
Воздаяния - Закон причины и следствия или Нравственная
Причинность. Немезида лишь в одном смысле - в смысле плохой
Кармы. Это есть одиннадцатая Нидана во взаимном сцеплении причин
и следствий в ортодоксальном Буддизме; но это также сила,
управляющая всем, исход нравственного действия, метафизическая
Самскара, нравственное следствие действия, совершенного для
достижения чего-либо, удовлетворяющего личное желание. Существует
Карма заслуги и Карма недостатка. Карма ни наказывает, ни
награждает, она есть просто один Всеобщий Закон, безошибочно и,
так сказать, слепо направляющий все другие законы, производящие
определенные результаты по линиям их соответствующих
причинностей. Когда Буддизм учит, что "Карма есть то духовное
зерно (каждого существа), которое единственное переживает смерть
и сохраняется при переселении", или перевоплощении, то это просто
означает, что после каждой Личности не остается ничего, кроме ею
порожденных причин; причин, которые суть непогибающие, т.е.
которые невозможно удалить из Вселенной, пока они не заменены
своими законными следствиями и, так сказать, не смыть ими, и
такие причины - если они не погашены во время жизни их породившей
личности соответствующими следствиями - последуют за
перевоплощенным Эго и настигнут его в последующем воплощении,
пока полностью не будет установлена гармония между следствиями и
причинами. Ни одна "личность" - чистое сцепление материальных
атомов и инстинктивных и ментальных свойств - не может, конечно,
сохраниться как таковая в мире чистого Духа. Лишь то, что
бессмертно по самой своей природе и божественно в своей сущности,
то есть - Эго, может существовать вечно. И так как именно Эго
выбирает личность, которую оно одушевит после каждого Дэвачана, и
получает через эти личности последствия созданных кармических
причин, то оно и есть Эго - то Я, которое было упомянуто как
"духовное зерно" и воплощенная карма - "которое единственное
переживает смерть".

Источник: Теософский словарь

КАРМА

        (поступок, деяние, ритуал) — по общеинд. представлениям, отвергаемым лишь в локаяте, закон причинно-следственной зависимости, обусловливающий для живых существ приятность или тягость их переживаний, опыта, а также значит, долю его содержания их поступками в прошлых жизнях. Т. обр., К. есть закон воспроизводства сансары. К. применяется для понимания лишь причинно-следственных связей, выходящих за пределы одного существования. Так, цирроз печени как последствие пьянства не связан с К., будучи естественным результатом, К. же — сверхъестественная причинность. Любой намеренный поступок, производя результаты во внешнем мире, изменяет и самого деятеля; это изменение откладывается в его глубинной памяти, становясь склонностью (обычно не осознаваемой), т. наз. васана, и пребывает в его лингашарйре, хранясь там до поры, покуда внешние обстоятельства — уже в ином существовании — не окажутся благоприятными для "созревания" К., т. е. проявления последствий. Иллюстрируется закон К. обычно либо обращением ролей в ситуации (убийца будет сам убит), либо попаданием в соотв. слой мира (многократный и жестокий убийца попадет в ад, спаситель многих — на небеса), либо изменением природных наклонностей в будущих жизнях (любитель учености родится умным, драчливый снова станет драчлив). Создание себе благой К. по объему понятия соответствует добродетели, дурной — пороку. Для освобождения же из сансары нужно отказаться от создания всякой К. и нейтрализовать ("выжечь") следы старой — метафизич. интуицией, самадхи и т. п. В филос. традициях идея К. описывается и многими иными понятиями — в нъяе адришта (невиданное), в мимансе апурва (не прежнее) и пр. Представление о К. выросло из метафизич. размышлений о механизме ритуала, но затем было решительно обобщено. Гл. шаг в становлении его сделан в раннем буддизме и джайнизме. Оно в сущности альтернативно религ, представлению о боге, награждающему и карающему тварей, может считаться предельным обобщением принципа причинности, совершенно неопровержимо и, скорее всего, так же недоказуемо. Принятие идеи К. избавило индийцев от теоретич. мук теодицеи и упреков на несправедливость мира. Сочетание К. с идеей личного бога нередко, но явно вызвано внефилософскими причинами и непоследовательно. Нек-рые параллели К. наблюдаются в опытных данных новейших школ глубинной психологии.
А. Парибок

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

КАРМА
от санскр. дело, действие. Одна из основных категорий традиционной индийской культуры, образующая один из доктринальных центров как индуизма, так и альтернативных индийских традиций — буддизма, джайнизма и сикхизма. В ведический период под кармой понималось не любое, а только ритуально значимое действие, совершаемое в процессе жертвоприношения (яджня), приносящее плод (пхала), являющийся целью совершения ритуала. Но уже в эпоху ранних Упанишад понятие кармы десакрализуется, приобретая значение действия вообще, действия как такового, причем понимаемого максимально широко — как физического, вербального и ментального акта (триада тела, речи и мысли). Таким образом, под кармой стал пониматься любой телесный, речевой и психический акт, приносящий некий, качественно определенный плод/результат (благой, неблагой, нейтральный). Следовательно, доктрина кармы оказалась тесно связанной с этической религиозной доктриной, превратившись в обозначение своеобразного универсального моральноэтического регулятора. В это же время доктрина кармы становится идеологической основой формирования учения о сансаре (см.) как мире постоянно чередующихся рождений — смертей — новых рождений. Именно карма (как совокупность совершенных в данной жизни поступков) определяет как необходимость нового рождения, так и его основные исходные характеристики. Кроме того, карма (особенно в буддизме) превращается в причину чередования космических циклов и материальную причину существования космоса как такового: совокупная карма живых существ данного мирового периода не только обусловливает необходимость начала нового космического цикла, но и становится материальной основой нового космоса. Именно в буддизме доктрина кармы приобретает окончательную оформленность и завершенность, а также солидное философское обоснование (буддийская концепция причинности, данная в законе причинно зависимого происхождения — пратитья самутпада). Следовательно, в буддизме доктрина кармы приобретает характер объективно действующего нравственного закона («закон кармы »), заменяющего собой божественные прерогативы возмездия и воздаяния теистических религий. Буддийская интерпретация кармы оказала огромное влияние на понимание кармы и другими религиями Индии, прежде всего индуизмом, в ряде направлений которого карма выступает как возмездие, характер которого определяется личным богом (Ишвара). В джайнизме карма понимается натуралистически, как особая тонкая материя, липнущая к душе (джива) и привязывающая ее к циклическому существованию в сансаре. Освобождение от кармы приводит к тому, что душа покидает сансару и обретает высшее благо нирваны.

Источник: Буддизм. Карманный словарь

КАРМА
Буддийская модель. В буддизме считается, что карма играет большую роль не только в индивидуальной жизни человека. Она рассматривается как причина космогенеза, возникновения и бытия мира. Остаточная совокупная карма, сохраняющаяся в латентном, скрытом, состоянии, созревая, становится фактором, инициирующим возрождение мира, причиной начала нового космического цикла (Махакальпа) его существования. От кармы зависит дальнейшее существование человечества или всеобщее освобождение от новых рождений. Любые телесные, физические, вербальные или ментальные действия, в том числе помыслы, побуждения, имеют кармический аспект. Благие (кушала) поступки, заслуги (пунья, пуння) могут смягчить кармические последствия, но не уничтожить карму. Они неизбежно оставляют скрытые следы, формируя кармические семена (биджа) в сознании, которые при определенных обстоятельствах созревают, прорастают и проявляются, актуализируются, принося плоды (пхала, випака). Это вызывает волнение дхарм, порождает новые поступки, препятствующие освобождению. Неблагие (акушала) поступки имеют неблагоприятный кармический аспект, характер (кармасварупа). Карма определяет будущее рождение, будущую жизнь. Поступки, называемые смертными грехами, ведут к тому, что освобождение в этой жизни становится невозможным, человек обречен на смерть и новое рождение (утпада, упапатти, утпатти). К таким поступкам относят убийство матери, отца или святого, внесение раздора в жизнь общины, что не позволяет монахам сосредоточиться на спасении, и т.д. В буддизме махаяны считается, что кармические последствия могут проявиться при соответствующих условиях в одной жизни. Действия, ослабляющие плохую карму, называют «акарма». Неблагую карму, порождающую тяжелые неблагие последствия, называют черной. Благую карму, ослабляющую последствия дурных дел, называют белой кармой. Согласно Васубандху, карма может быть полностью уничтожена в процессе духовной практики при воздействии на каждый аффект (клеша), каждый импульс волнения, каждую вспышку дхарм. Самым эффективным считается мысленное воздействие (ихата) при созерцании всего поля сознания и последовательное уничтожение всех аффектов, дхарм и кармических семян. Святой может после очищения сознания не допускать больше притока новых аффектов в собственное сознание, возникновение в нем и созревание новых кармических семян. При этом он переходит в состояние нирваны. В теории дхарм карма трактуется как одна из них. Она обусловливает, координирует и регулирует вспышки других дхарм. С ней связаны творческие способности. При исчерпании индивидуальной кармы человек освобождается от новых рождений. С исчезновением совокупной кармы человечества исчезнет наш мир, представляющий иллюзорное образование из вспышек пустотных дхарм

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

КАРМА
санскр.), камма (пали;букв.—действие, обязанность, деятельность). Согласно тхераваде — любые моральные (кусала) и аморальные (акусала) волевые намерения. Если же действие совершено не преднамеренно, то оно не создает К. Следует отметить, что К. считается чрезвычайно сложным законом, характер проявления к-рого полностью осознал только Будда. В конструировании К. главная роль принадлежит мысли, т. к. слова и действия являются вторичными по отношению к сознанию. Поэтому в абхидхармич. (см. Абхидхарма) лит-ре тхеравадинов осн. внимание уделяется классификации сознания. Сознание подразделяется на два вида: моральное и аморальное, к-рые в свою очередь делятся на 12 типов аморального сознания и 17 типов морального сознания. Эти 29 типов сознания называются К., т. к. их эффект проявлется автоматически, независимо от внешних обстоятельств. 17 типов морального сознания складываются из 8 типов сознания, присущего чувственному миру, 5 типов сознания, характерного для мира форм, 4 типов сознания, характерного для мира без форм. 8 типов неземного сознания (локуттара) не рассматриваются в качестве К., ибо они направлены на искоренение ее. В этих типах сознания доминирует фактор мудрости (праджня), в то время как для мирского сознания характерно волевое желание (четаня). Однако все типы сознания обусловлены К.: первые 12 типов аморального сознания активно производят негативную К.; 17 последних типов улучшают позитивную сторону кармы, к-рая содействует достижению просветления.Согл. закону зависимого происхождения, причиной появления К. является невежество или незнание сущности вещей и явлений. Любые желания, порожденные «я», сконструированным из скандх, производят К., воздаяние к-рой проявляется как в этой жизни, так и в отдаленном будущем. Подтверждением такого проявления плодов К. служат рассказы о перерождениях Будды и его учеников. Напр., хотя Будда полностью уничтожил свою К., он умер в результате отравления пищей. Согл. будд. традиции, Будда знал все, в т. ч. и то, что умрет, съев недоброкачественную пищу, однако он не противился своей судьбе, или К., последнее действие к-рой должно было проявиться в его отравлении. Его ученик — Маудгальяна, достигший просветления, был избит до полусмерти разбойниками, что также объясняется кармическим воздаянием за его прошлые, пусть весьма отдаленные во времени, мысли и дела, порожденные его ложным «я». Все учения буддизма, в том числе тхеравада, акцентируют внимание на 10 видах греховных действий и 10 видах деяний, ведущих к хорошим последствиям. К 10 темным деяниям, или к темной дхарме (учению), тхеравада относит три физич. поступка: убийство, воровство, прелюбодеяние; четыре вербальных действия: ложь, клевета, оскорбление словом, легкомысленная речь; три намерения, вызванные жадностью, недоброжелательством, невежеством. Кармические последствия убийства: краткость жизни, болезни, постоянное горе по поводу утраты или потери достигнутого, постоянный страх. Последствия воровства: нищета, несчастья, разочарования, постоянная зависимость от житейских обстоятельств. Последствия прелюбодеяния: множество врагов, союз с нежелательными женщинами и мужчинами, возрождение в качестве женщины или евнуха. Ложь ведет к тому, что человек будет постоянно сквернословить, будет лишен доверия и т. п. Клевета ведет к утрате друзей. Оскорбление словом порождает неприятный голос, вызывающий отвращение у других. Недоброжелательность порождает уродства, многочисл.болезни.отвратительный характер; жадность карается тем, что в следующей жизни не исполнится ни одно из желаний. 10 светлыми деяниями, приносящими заслуги, являются: великодушие, нравственные поступки, медитация, почтительность, услужливость, приписывание своей заслуги другому, умение радоваться успеху других, слушание дхармы, распространение ее, следование правильному учению. Кармическое следствие великодушия — здоровье; нравственных поступков — рождение в благородной семье; медитация открывает путь в мир форм и мир без форм, помогает постигнуть высшую истину и достичь освобождения; почтительность принесет радость родителям; услуга обернется большой свитой; приписывание своей заслуги другому — гарантия изобилия в будущей жизни; умение радоваться успеху других приведет к собственной славе; слушание и распространение дхармы порождает мудрость;следование правильному учению обеспечит постоянное счастье. Как процесс формирования и проявления К. нельзя представить без идеи непрерывной цепи перерождений живых существ, так и идея перерождения оказывается несостоятельной без кармической концепции. Согласно учению тхеравады, действие закона зависимого происхождения распространяется на все уровни, куда существа попадают в зависимости от своей К. Ортодоксальность ранней тхеравады проявлялась в чисто формальном истолковании всех канонизированных положений учений, комментариев к ним, дисциплинарных правил, т. е. в слепом отношении к букве палийского канона (см. Типитака). Религ. концепция этого направления базировалась на представлениях о жизни Будды как о непрерывной цепи перерождений, на идее последоват. улучшения К. человеком, к-рый следует предписаниям палийского канона и ведет образ жизни, соответствующий срединному, или восьмеричному пути. В процессе своего развития эти представления перешли в идею накопления заслуг, на основе к-рой формировались взаимоотношения между сангхой и мирянами. В. И. Корнев

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

КАРМА
(санскр. karman, пали kamma, тиб. las, деяние, дело, поступок) — общеиндийское понятие, передающее идею неотвратимости последствий любого деяния в настоящем и следующих рождениях существа. Под деяниями понимаются как телесные действия, так и акты мышления и речи. Таким образом вводится закон личной ответственности человека за свою собственную судьбу в этом и следующих рождениях. Череда рождений и их условия зависят от деятельности конкретного существа. Если её прекратить, став аскетом, или хотя бы не творить зло, то К. не будет окутывать душу (джива, атман), и тогда её ждёт освобождение (мокша) или благоприятное рождение. Круг представлений о К. формировался и упанишадами, и небрахманскими философскими течениями, например джайнизмом. Впрочем, среди них были и противники идеи действенности закона К. Срединная позиция Будды в вопросе К. состояла в том, что череда рождений (сансара) является производной не от деяний, а от желаний (тришна), которые вовлекают человека в действия. В буддизме К. — это благие и не благие побуждения (четана), вместе с сопутствующими им проявлениями сознания, выливающиеся в три сферы деятельности, от которых зависит то или иное будущее рождение индивида. Если соотношение благих и не благих кармических последствий в совокупности определяет «качество жизни» (т.е. рождение богом, полубогом, человеком, животным, ненасытным духом или тварью ада), то плод каждого конкретного деяния сказывается на социальных условиях рождения, чертах характера и т.д. Главные корни неблагой К. произрастают из трёх пороков: алчности (лобха), ненависти (двеша) и невежества (моха). Корни добродетели, которые противоположны названным, питают благую К. Закон К. действует отнюдь не автоматически, поскольку в процессе созревания (випака) участвует огромное количество факторов. Учесть их все, дабы определить направление собственной судьбы, практически невозможно. Далеко не все последствия деяний образуют плод (пхала) именно для следующего рождения. Некоторые из них, называемые «слабыми», дают знать о себе уже в настоящей жизни. И наоборот, результаты самых «сильных» поступков могут проявляться через несколько рождений. Понятие кармической связи (родства) означает, что совместно совершённые в прошлом действия тела, речи и ума, полезные или вредные, определяют характер взаимоотношений людей в настоящей жизни. Шантидэва в «Бодхи-чарья-аватаре» (VI, 68–69) писал: «Почему же соделанное ранее было таковым, Что теперь тебе причиняют вред другие? Все пребывают в зависимости от деяния (К.). Как я могу хоть что-то изменить? Однако постигнув это, я стремлюсь Творить только благие дела (пунья). Пусть все существа пребывают В состоянии любви (майтри-читта) друг к другу». Прошлое изменить невозможно, поэтому работать нужно над настоящим. Кармические образования (санскара) являются вторым звеном 12-членной цепи взаимозависимого происхождения. Совокупная К. существ считается в буддизме творительной силой космических процессов (см. Космология буддизма). В палийской «Сутта-нипате» (654) сказано: «Мироздание существует благодаря деянию (камма), человечество и всё живое (паджа) существуют благодаря деянию, существа (сатта) сцеплены с деяниями, как колесо колышком скрепляется с осью колесницы». Шантаракшита (середина VIII в.) заявил в первой же строфе своего монументального труда («Таттва-санграха», 1): «На круговращение К. существ не влияют ни праматерия (пракрити), ни Бог-творец, ни они оба, ни Атман, ни другие, но оно зависит от плода, отношения, расположения и прочего». Калу Ринпоче утверждает, что самые сильные действия (как вредные, так и положительные), скорее всего, принесут результаты уже в этой жизни. «К. настоящего, плоды которой испытываются уже в текущей жизни, — это, например, тягчайшее действие, подготовленное и совершенное по отношению к Будде или Архату». Что касается положительных действий, то главные причины появления их результатов уже в этой жизни — чистота намерения и святость объекта действия. «Например, муж и жена дали Щарипутре еды и позднее в результате этого благородного поступка собрали урожай золотых колосьев». Кроме благой и неблагой К. выделяют также «неподвижную К.», или нейтральную, которая создаётся посредством ошибок, допущенных в состояниях медитативного погружения. Подобная ошибка совершается, если медитирующий привязывается к переживаемым во время медитации состояниям блаженства, ясности или отсутствия какой бы то ни было мыслительной деятельности. Буддийские тексты для мирян содержат различные списки зависимости результата от того или иного действия, см. Благо, благие деяния, Десять благодеяний, Десять злодеяний, Зло, зловредные деяния. В более общем смысле К. — это всеобщий закон причины и следствия, действующий в относительном мире. Его формулируют так: «Все проявления в мире возникают как следствия одной или нескольких причин аналогичного свойства». В Махаяне становится возможным «делиться» частью своих благих накоплений с другими, но, разумеется, делать это могут бодхисаттвы, что объясняется их обетом привести всех в нирвану. Считается, что методы буддийского тантризма при должном применении способны разрушить кармические цепи и привести к духовным целям уже в течение данной жизни. Так махасиддха Сараха в своих песнях (из «Доха-коши») призывал покончить с К. и «разрезать путы ума». «Да — говорил он: Ум связан К., но будучи свободным от К. Ум освобождается самостоятельно. Благодаря освобождению ума Достигается наивысшее неописуемое прекращение череды рождений (нирвана)».

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

КАРМА
санскр. karman — действие, деяние, жертвоприношение, жребий) — 1) одно из центральных понятий индийской философии, религии и культуры, своего рода «естественный» закон, который в самом общем виде означает влияние суммы совершенных индивидом действий (телесных, речевых, ментальных) на всю его последующую жизнь и характер будущего рождения (класс существования: богов, людей, животных, насекомых и т. п., социальный статус, пол, внешность, продолжительность жизни, благополучие, здоровье и т. д.). Доктрина кармы предполагает, во-первых, морально окрашенную оценку поступков человека (дхарма, адхарма), во-вторых, утверждение причинно-следственной связи между деяниями существ в прошлом, настоящем и будущем и, в-третьих, веру в перерождение души, которая приводит к превращению земного мира в место нравственного возмездия и к развитию идеи морального воздаяния в других мирах (см. Лока). Именно с помощью кармы индийцы объясняют иерархическое устройство космоса и неравенство в нем разных классов живых существ.
Поскольку многие поступки человека, рассматриваемые как причина его теперешнего положения, совершены им в прошлой жизни, о которой он не помнит, ответственность за них носит неизбежно абстрактный и пассивный характер (как, напр., ответственность за преступление, совершенное в состоянии беспамятства). В этом случае карма воспринимается как судьба, рок. Вместе с тем, поскольку в настоящем существовании человек волен сознательно совершать поступки, которые станут отправными моментами его будущей жизни, карма неразрывно связана с свободой воли и этим отличается от фаталистического взгляда на мир. Кульминационным проявлением этой свободы является возможность полного освобождения от перерождений и действия закона кармы (мокша, нирвана).
Т. о. в центре доктрины кармы — нравственная активность человека, что отличает карму от божественного провидения (в индийских религиях боги, как и люди, подчинены действию закона кармы). В популярных версиях индуизма и буддизма развивается идея о возможности передачи религиозных заслуг (от сына к отцу, от монаха к мирянину, от божества к верующему). Однако в философских традициях этих религий преобладает убеждение, что каждый человек должен «избывать» свою собственную карму Идея кармы в том или ином виде принимается большинством религиозно-философских школ Индии. Предполагается, что она сформировалась в неарийских регионах долины Ганга и почти одновременно попала в сферу религиозных исканий джайнизма, буддизма и брахманизма. В вопросе о моральной силе кармы брахманы и шраманы разделились на криявадинов и акриявадинов (соответственно, сторонников и противников идеи моральной причинности). Среди последних выделяются фаталисты (адживика), окказионалисты (ядриччха-вада), теисты (см. Ишвара-вада), а также квази-детерминисты, сторонники свабхава-вады, с точки зрения которых, причиной всего является собственная природа вещей.
Самыми крайними криявадинами были, безусловно, джайны. Они трактуют карму наивно материалистически как род вещества, которое «прилипает» к чистой по своей природе душе (джива) и, держа ее в «связанном» состоянии, мешает достичь освобождения (мокша). Джайны скрупулезно классифицируют разновидности этого вещества (8 видов) и в качестве «противоядия» предлагают разные формы аскетического «подавления» действия.
Буддисты, тоже причисляя себя к сторонникам криявады, не разделяют тотального детерминизма джайнов, полагая, что далеко не все в человеке определяется кармой. Так в диалоге с Шивакой Будда перечисляет «некармические» факторы — флегму, ветер, гуморы, времена года, а также «внутренние обстоятельства», случайность и созревание прошлой кармы («Самьютта-никая» 11.214 и далее). С точки зрения Будды, кармичны только те поступки, которые совершены сознательно, т. е. главное ударение делается не на самом действии, а на его мотивах (четана). Бессознательные действия являются результатом прошлой кармы. Однако и она тоже «срабатывает» не автоматически, а в зависимости от условий своего «созревания».
Поскольку буддисты заменяют душу (см. Анатма-вада) агрегатом постоянно меняющихся психофизических элементов (дхарм), возникает вопрос о субъекте кармического воздаяния и перерождения. Буддийские авторы ссылаются на аналогию с пламенем, которое, меняясь каждое мгновение, остается тем же самым. В некоторых текстах появляется описание промежуточного психического агрегата, который признается самостоятельным существом (Васубандху наделил это существо психологией пола и объяснил его возвращение в мир сансары похотью и ненавистью к родителям). На основе этих представлений в тантристском буддизме возникает теория посмертных странствий промежуточного существа. В махаяне сила кармы проявляется в создании «образцов привычек» (васана) и «семян» (биджа), которые «актуализируются» (при соответствующих условиях) в настоящем и будущем существовании индивида. Все кармические «семена» махаянская школа йогачара помещает в особый резервуар, называемый алаявиджняна («сокровищница сознания»). В буддизме махаяны возникает идея общей (родовой) кармы в отличие от кармы индивидуальной.
Если антиведийские школы (астика) отрицали действенность ритуалов, то в ведийской литературе (особенно брахманах) карма понимается гл. о. как жертвоприношение, ритуальное действие, приносящее материальные блага или достижение небес. Развитие идеи кармы как передачи религиозных заслуг достигает кульминации в учении упанишад о «пути предков», которым следует душа, поддерживаемая поминальными обрядами. Ростки новой тенденции в толковании кармы связаны с другой альтернативой посмертного существования — «путем богов», служащим вознаграждением за исполнение «внутренних» обрядов (медитации). Именно последнее становится стимулом для идеи индивидуальной кармы, получившей развитие в религиозно-философских школах индуизма. В трактовке кармы в мимансе делается ударение на ритуальном действии, предписанном Ведами. Чтобы объяснить, каким образом исполнение ритуала здесь и сейчас может привести к желаемым результатам (напр., достижению небес) лишь в отдаленном будущем, вводится понятие апурвы — особой силы, аккумулируемой ритуальным действием и порождающей следствие через длительное время. Ньяя-вайшешика толкует механизм кармы с помощью понятия адришты — невидимой силы, состоящей из дхармы и адхармы (качеств души) и отвечающей за перерождение. Согласно санкхье, карма создается только действием пракрита, пуруша же, подобно атману веданты, в действительности, не перерождается и не освобождается. Психологические аспекты кармы разрабатываются в йоге Патанджали, где она определяется как психический «след» (васана), «записанный» каким-либо действием или мыслью индивида и создающий предрасположенность к такому же действию в будущем. Суммой кармических «следов» объясняется бессознательное в психике человека — сновидения, иллюзии, аффекты.
Хотя для большинства религиозно-философских школ Индии высшей ценностью было освобождение от действия закона кармы и прекращение перерождений (нивритти), широкое распространение получили представления о достаточности простого «улучшения» кармы. В их рамках, как правило, развивались идеи кармической действенности ритуала и поклонения личному Богу (Ишваре); 2) в более специальном смысле карма означает: а) объект действия — один из факторов реализации действия в грамматике (см. Караки) и б) механическое движение — в вайшешике. Вайшешика сделала конкретные наблюдаемые движения предметом специального теоретического анализа, создав первую в Индии механистическую концепцию движения. Общефилософской рамкой интерпретации движения служит в этой школе система категорий, в которой движение выступает как один из шести факторов реальности (см. Падартха). Отсюда и вайшешиковская «анкета» для изучения движения: отношение движения и субстанции, движения и качества, движения и пространства и т. п. В «Вайшешика-сутрах» движение делится на пять классов: бросание вверх, бросание вниз, сжатие, расширение и хождение. В классификации Прашастапады различаются движения с участием сознания (частей тела человека и предметов, связанных с ними, напр., движение пестика в ступе) и бессознательные движения четырех стихий (см. Бхуты) и манаса. Первым свойственен принцип сознательной мотивации, определяющей меру усилия человека, а также временные и пространственные координаты движения (продолжительность и направление). К специфическим движениям в стихиях относится падение (для земли), течение (для воды), дыхание (для ветра). Движение огня, манаса и ряда других вещей объясняется действием адришт (невидимых причин). Всякий процесс движения состоит, по вайшешике, из дискретных моментов, в каждый из которых предмет разъединяется с одной точкой пространства и соединяется с другой, после чего движение прекращается. Чтобы начался новый момент этого процесса, требуется внешний толчок; при отсутствии его движение продолжается благодаря санскаре — особой способности тел сохранять свои предшествующие состояния (аналог понятия инерции). Одна из форм санскары — вега (скорость), другая — стхитистхапака (эластичность).
Лит.: Лысенко В. Г. «Философия природы» в Индии. Атомизм школы вайшешика. М., 1986; Karma and Rebirth in Classical Indian Tradition, ed. W D. OFlaherty. Berkely etc., 1980.
В. Г. Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия

КАРМА
(санскр. karma, пал. kamma - обряд, действие, деяние) - одна из основополагающих концепций инд. мысли, определившая решающие космологические, антропологические и сотсриологические парадигмы всех инд. религий, а также философских систем и обусловившая специфику общеиндийских социально-этических воззрений. Благодаря трансплантации буддизма за пределами Индии учение о К. уже в древности стало важнейшей составляющей в мировоззренческих текстах Центральной и Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, а начиная с Нового времени, благодаря знакомству с инд. религиями и философиями, прочно вошло в лексикон и западной культуры.
В этом «словаре» концепция К. отождествляется прежде всего с т.н. законом К., согласно к-рому «история индивида» подчиняется жесткой детерминации причинно-следственных связей, обусловливающей и «качественные», и «количественные» характеристики настоящей жизни индивида его предыдущими телесными, вербальными и ментальными действиями. Поскольку эти действия рассматриваются инд. мыслителями как «семена», а результирующие характеристики жизни как «плоды» и каузально необходимое плодоношение этих семян не может ограничиваться узкими пределами одной жизни, «закон К.» требует признания реализации указанных причинно-следственных связей на протяжении практически бесконечных жизней (в каждой новой жизни «плодоношение» накопленного потенциала прибавляет новые семена), а последние рассматриваются как результат безначальных «семенных» кармических потенций. Поэтому «закон К.» необходимо обусловливает трансмиграцию (см. Сансара), являющуюся его материализацией.
С «генетической» т.з. данное учение правомерно рассматривать как наложение на архаические верования в перевоплощения попыток решения мировоззренческих проблем происхождения страдания, зла и социального неравенства людей. Истоки «закона К.» следует видеть уже в ритуалистическом мировоззрении раннебрахманистской эпохи, по к-рому совершенное обрядовое действие реализуется не только в ближайшее время, но содержит потенцию и будущих реализаций, гарантированно обеспечивая положительные (если оно совершено правильно и преследует адекватные цели) или негативные (если оно совершено некорректно или преследует не те цели ) последствия, к-рые должны «вызреть» в будущем. Первые же попытки ответа на указанные мировоззренческие вопросы с позиций «закона К.» восходят к ранним Упанишадам, в эпоху к-рых он рассматривался как учение новое, открытое благодаря мистическому видению великих риши. Действительно, в ведийской поэзии посмертная судьба человека мыслилась преимущественно как пребывание на небе, для нарушивших закон космической справедливости (за к-рый отвечали Митра и Варуна) - как пребывание в «земляном доме», а в начальной брахманической прозе — как, помимо этого, и подверженность «повторным смертям» на самом небе. Хотя возможность возвращения умерших на землю предполагалась и до Упанишад, только здесь качество реинкарнации связывалось с балансом результатов предшествовавших действий индивида.
В «Брихадараньяка-упанишаде» новое учение было выражено как представление о «пути богов» — пути огня и «пути предков» — пути дыма: первый — путь восхождения от земли через солнце в миры Брахмана, второй же предполагает после достижения луны возвращение на землю, и следующие этому пути, т.о., «совершают круговращение», а те, кто этих путей не знает, становятся — вследствие самого своего неведения — насекомыми, мотыльками и кусающимися тварями (VI.2.16). Здесь же формулируется и та сентенция, к-рая обычно интерпретируется как «закон К.»: «посредством благого действия [он] становится благим, посредством дурного — дурным» и, еще точнее, «каково [его] действие и поведение, таковым [он] становится» (III.2.14; IV.4.5). Реинкарнация же, или обретение нового тела, как следствие указанной зависимости, осуществляется самым «естественным» образом; она уподобляется переползанию гусеницы с одной травинки на другую или способности ремесленника придать новую форму своему прежнему материалу (IV.4.3-4). Однако другие пассажи той же Упанишады оставляют открытым вопрос о том, кто же, собственно, перевоплощается в соответствии со своими деяниями, ибо высший Атман, пребывающий в «сердцевине сердца», «владыка всего», не подвергается никаким изменениям благодаря добрым или злым деяниям, равно как и достигший познания Атмана уже не беспокоится о том, почему он не совершил добро или совершил зло (IV.4.22).
В «Чхандогья-упанишаде» конкретизируются кармические импликации «пути предков»: те, кто отличился благим поведением, по возвращении на землю достигают лона брахмана, кшатрия или по крайней мере шудры, а те, кто вел себя дурно, - собаки, свиньи или чандалы (VI 0.7). «Семена» учения о К. в позднебрахманистскую эпоху дали «плодоношение» в последующий шраманский период (сер. I тыс. до н.э.), но оно не было единообразным. Мудрецы Упанишад, открывшие «закон К.», оставили без ответа первостепенно важный вопрос о самом субъекте причинно-следственных отношений между предыдущими действиями и познанием и последующим перевоплощением и открыли возможности для мировоззренческих альтернатив. Об основных позициях в рамках этих альтернатив свидетельствуют преимущественно буддийские и джайнские источники. 1. Натуралисты шраманского периода отрицали не только закон воздаяния, управляющий реинкарнациями, но и сами реинкарнации, утверждая, что индивид после физической смерти разрушается окончательно и без остатка «делится» на свои материальные составляющие (Дигха-никая 1.55). Адживики во главе со своим лидером Маккхали Госалой отрицали закон воздаяния, признавая реинкарнации. Согласно его учению, к-рое характеризуется буддистами как «очищение через перевоплощения», каждая душа должна пройти через великое множество перевоплощений в течение 8 400 000 мировых периодов и достичь «освобождения» независимо от своих деяний и достигнутого знания с той же необходимостью, с какой брошенный на землю моток пряжи разматывается до конца (Дигха-никая 1.54). Этому детерминистическому и фаталистическому учению были близки рассуждения адживика Пурана Кассапы, утверждавшего (в полемике с брахманистами), что никакие преступления не дают индивиду «приращения» зла, как и никакие благодеяния - «приращения» добра, что никакие действия — дурные или благие — не совершаются духовным началом, а потому нет ни убийцы, ни убитого. 2. Среди учений тех, кто признавал и закон воздаяния, и реинкарнации, следует различать позиции брахманистов, джайнов и буддистов. Брахманисты развивали учение о реинкарнациях как сансаре, круговороте бытия, месте страдания (см. Духкха), в к-ром индивид «вращается» вследствие постоянного приращения незнания и «нечистоты» и освобождение от к-рого обеспечивается знанием и «чистотой», достижимой практикой самоконтроля. Джайны отстаивали «философию активизма» в полемике с фатализмом адживиков и, признавая «объективные» факторы, предопределяющие состояние индивида на том или ином отрезке его «истории», решительно оставляли место для его свободного выбора и действия, благодаря к-рому он становится «автором» своей К. Согласно Джине, «когда я страдаю, печалюсь, раскаиваюсь в чем-то, слабею, нахожусь в беде или испытываю боль, то я причина этому, и когда другой страдает подобным же образом, он тому причина» (Сутракританга II.1.31; 11.33—41). Отличие джайнской позиции от брахманистской состояло прежде всего в том, что в данном случае активное духовное начало считалось и прямым источником кармических «семян», и реципиентом их «плодов». Будде и его ученикам принадлежит, бесспорно, наиболее значительный вклад в превращение доктрины К. в общеинд. учение (каковым оно к его времени еще не стало) и «нейтрализацию» позиций материалистов и фаталистов. Однако в вопросе о субъекте «закона К.» и реинкарнаций они занимали принципиально двойственную позицию в духе характерного для буддийской мысли в целом «срединного пути». Согласно Будде, следует избегать обеих крайностей - и мнения, что урожай предшествующих действий пожинает тот же самый индивид, и допущения, что это делает другой индивид (Самъюттаникая 11.20).
В соответствии со своей доктриной отрицания Я буддисты рассматривали кармическую реинкарнацию в качестве движения от одного существования к другому в результате механизма результирования действий определенных анонимных динамических элементов существования. Между этими тремя направлениями шла перманентная полемика. Своеобразие концепции К. у джайнов следует видеть в том, что уже начиная с базового текста джайнской философии «Таттвартхадхигама-сутры» Умасвати она рассматривается в качестве определенного тонкого вещества, составляющего одно из субтильных тел души-дживы (11.37). Новые кармы присоединяются к этому кармическому телу (мыслимому как безначальное) вследствие омраченности (как результата активности) души, благодаря к-рой формируются ее модификации-асравы — каналы «втекания» в нее карм. Буддийские теоретики-абхидхармисты разрабатывали начальное буддийское учение о К., отстаивая его имперсоналистскую трактовку в полемике с брахманистами и подробно развивая классификационные схемы. Отвечая на основное возражение брахманистов относительно того, что вера в воздаяние предполагает наличие перманентного Я, буддисты приводили аналогию с «сериями пламени» (каждая последующая причинно связана с каждой предыдущей и в то же время отлична от нее) и предлагали трактовать само Я как комбинацию «кармически определенных» факторов, объединяемых особой «соединяющей дхармой» (prapti).
В своих классификациях абхидхармисты рассматривали кармические действия преимущественно по способу их реализации, соотносительной приоритетности, по их этической характеристике, результативности и временным параметрам. Как и другие инд. философы, абхидхармисты делили действия на телесные, словесные и ментальные, но проводили особо замысловатые дистинкции. Опираясь еще на древнее буддийское учение о решающем значении для характеристики действия лежащего в его основе намерения, абхидхармисты настаивали на том, что именно ментальное действие (cetana) является решающим, тогда как поступки и слова по своему значению вторичны. По их этическим характеристикам кармические действия, точнее, как только что выяснилось, намерения, делятся на благие (см. Кушала), неблагие (см. Акушала) и нейтральные (avyakrt).
В «Дхаммасангани» благие кармические факторы распределяются на: 1) три корня благой К. — отсутствие алчности, ненависти и «ослепления»; 2) агрегаты ощущений, представлений, волевых установок и сознания, связанные с ними; 3) действия, вырастающие из этих корней; неблагие факторы симметрично противоположны названным (III.1.1.1; III.1.2.1). Буддисты задавались также вопросом, все ли страдания являются следствием дурной К. и может ли совершенный деградировать, а также можно ли трансформировать К. или избежать ее последствий, в ответах на к-рые буддийские школы расходились. Доктрина К. в буддизме махаяны несет некоторые специфические черты. Здесь частично узаконивается отвергаемое в буддизме «ортодоксальном» псевдо-Я как локализация кармических семян и их плодов — в учении йогачаров об аккумулированном сознании (alaya-vijnana); другим, еще более важным новаторством следует признать учение о своеобразном трансфере К. - возможности бодхисаттвы передать свою заслугу (см. Пунья) другим, что означало принципиальное расхождение с чисто индивидуалистической сотериологией классического буддизма. Индуисты разрабатывали учение о К. в значительных «пересечениях» с буддийскими трактовками и одновременно в полемике с ними. Так, в «Бхагавадгите» настойчиво проводится мысль о том, что определяющим является не столько материальное воплощение действия, сколько внутреннее намерение действующего: мудрым является тот, кто избавился от самих эгоистических желаний и привязанности к ним, независимо от того, какой деятельностью он занят (IV. 19-20 и т.д.).
С другой стороны, отдельные образные сентенции о неизбежности воздаяния за действия звучат вполне в духе буддийской афористики. Примером может служить известная метафора «Вишну-смрити», по к-рой совершенное в прошлом действие столь же безошибочно находит того, кто его совершил, как теленок среди множества коров находит свою мать (XX.47). Вместе с тем составитель «Йога-сутр» и его комментаторы обстоятельно разрабатывают те глубинные аспекты функционирования «закона К.», к-рые в свое время были, вероятно, заимствованы буддистами из йоги доклассической. Таково учение о сокрытых «следах» кармических действий (asaya), к-рые еще ждут своего вызревания (vipaka), а также о бесчисленных бессознательных диспозициях сознания (vasana), к-рые накапливаются в безначальных рождениях и направляют «вызревание» кармических плодов (1.24; IV.8,24). Ишваракришна, автор «Санкхья-карики», ставит вопрос о прямой зависимости между будущими воплощениями и тем, какая интенция психики (bhava), в к-рой преобладают «положительная» гуна саттва или «отрицательная» тамас, является определяющей для того или иного индивида. Если в его сознании преобладает дхарма, то он возвышается на лестнице реинкарнаций, если адхарма - деградирует; соответствующие результаты имеет преобладание устраненности и привязанности, могущества и бессилия, и лишь посредством одной из этих восьми основных бхав — истинного знания — достигается «освобождение» (ст. 44—45). Новую терминологию в связи с временными параметрами действия «закона К.» предложили ведантисты. После смерти индивид располагает запасом «остатков» действий последней жизни (anusaya) в виде потенциальных «следов» (samskara), а также нереализованных остатков действий, совершенных в предшествующих рождениях. Ведантисты, начиная с Шанкары, полагали, что только первый вид этих кармических остатков оказывается «устойчивым» до той степени, что сохраняется даже у того, кто достиг истинного знания, обеспечивая функционирование его последнего тела (Бхагавадгита-бхашья ХIII 23 и т.д.). Рассматривая концепцию К. как основание инд. «практической философии» и этики, нельзя не отметить, что она выражает несомненную интуицию о том, что человеческие деяния имеют результаты, к-рые не исчерпываются кратким промежутком земной жизни, но сохраняются и в посмертном существовании индивида и что уже во временной жизни предощущаются будущие состояния блаженства и страдания. Несомненно и то, что нравственное ядро поступков заключено не столько в их внешней актуализации, сколько во внутренних намерениях индивида, безошибочно фиксируемых его совестью. Однако учение о К. содержит фундаментальные логические лакуны, связанные прежде всего с неразрешимой ни в одном из трех основных инд. религиозных мировоззрений проблемы самого субъекта кармического воздаяния. Им не может быть ни Атман брахманистских систем, содержащий характеристики неизменяемого и светоносного Абсолюта, ни психоментальный агрегат (антахкарана), к-рый сам по себе «бессознателен» (джада), ни, соответственно, их необъяснимый симбиоз, при к-ром они, не составляя субъекта кармического воздаяния по отдельности, не могут его образовать вместе в большей степени, чем непротяженные частицы протяженное тело.
В буддизме этот субъект в принципе демонтируется и замещается совершенно «анонимными» потоками групп мгновенных точечных дхарм, к-рые ни вместе, ни по отдельности не позволяют ответить на основной вопрос, «кто» собственно подвергается действию «закона К.»; постоянные же попытки буддистов ввести в свою систему какое-то перманентное сознание (см. выше) свидетельствуют об их безусловной потребности в этом субъекте, «нелегитимном» в рамках обшебуддийской догматики. Более других на роль субъекта воздаяния может претендовать активная и динамичная душа-джива у джайнов, но и здесь возникает проблема, каким образом природно всеведущая и всемогущая душа может подвергнуться воздействию неведения, аффектов во взаимосвязи с бытийно чуждой ей кармической материей.
С т.з. нравственной нельзя не отметить сомнительности самого «воспитательного» значения ретрибутивного принципа К., по к-рому люди за свои намерения и проступки наказываются воплощением среди низших животных и демонов, при к-ром они, с одной стороны, не могут осознать ни своих прошлых про-/ ступков, ни своего наказания, с другой — как бы прочным образом «закрепляются» в своем падшем состоянии.
В более общей перспективе в учении о «законе К.» и регулируемых им реинкарнациях нельзя не обнаружить двух экстремальностей, закономерно дополняющих друг друга в общем дисбалансе.
С одной стороны, это учение обдает душу леденящим ужасом от перспективы за проступки в этой жизни возродиться в виде гусеницы, предназначенной в пищу любой птице, с другой — внушает надежду на бесконечные возможности самоулучшения в бесчисленных будущих формах вплоть до момента конечного «освобождения». Одновременные крайности безграничного пессимизма и не менее безграничного оптимизма в наибольшей степени являются очевидными признаками проблематичности данного учения для этического сознания. Л и т.: Anand K.K. Indian Philosophy. The Concept of Karma. Delhi, 1982; Hall R. The Law of Karma. Canberra, 1968; Kalghatgi T.G. Karma and Rebirth. Ahmadabad, 1972; Karma and Rebirth in Classical Indian Traditions / Ed. by W. D. O'Flaherty. Berkeley, 1980; McDermott J.P. Development of the Early Buddhist Concept of Kamma// Karma. New Delhi, 1984.
В Ж.Шохин

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
313.69 кб

Категорический императив карма-йогина

Чернов Сергей Александрович
Приводится *сопоставление некоторых фундаментальных этических идей восточных философских традиций с категорическим императивом Канта с целью подкрепления тезиса о моральном единстве человечества, а также нравственной оценки состоя

Похожие термины:

  • КАРМА-ЙОГА, или карма-марга

    особый образ жизни, в основе которого лежат бескорыстно выполняемые действия. Идеал К.-йоги, обращенный в первую очередь к социально активным слоям индийского общества, впервые вводится в Бхагава
  • Карма Кагью

    школа тибетского буддизма махаяны, имевшая известное распространение на территории России с 13 в. среди калмыцких и бурятских племен; в совр. России представлена Российской Ассоциацией буддистов
  • КАРМА-МАРГА

            (путь (ритуально чистых) деяний) — в древней культуре праведный экзотерический путь ария, заключающийся в следовании своей дхарме, отправлении ритуалов и жизни в об-ве согласно традиционн
  • Карма-йога

    Работа с кармой, позволяющая не только улучшить, но и уничтожить свою карму. Практика предусматривает осознание роли кармы в жизни человека, самосовершенствование, выявление причин образования п
  • КАРМА КАММА

    пали. Действие. Поступок. Активность. Потенция. Энергия. Сила. Фактор, определяющий действие причинно-следственного механизма. Карма проявляется через потенциальную и кинетическую энергию. Термин
  • КАРМА-МУДРА

    (санскр. karma-mudra–, тиб. las kyi phyag rgya, букв. «печать деяния») спутница йогина, символизирующая активные действия в особых ритуалах. В Ваджраяне так называется партнерша в практиках сексуального союза.
  • карма (в индийской философии)

    одно из фундаментальных понятий индийского мировоззрения (как в индуизме, так и в буддизме); данный термин употребляется в двух основных связанных между собой значениях: 1. Сумма морального значен