Карлейль, Томас

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Карлейль Томас
(1795-1881) -английский философ, моралист, историк, противник французского материализма. Считал, что гениальная человеческая личность, возвышаясь над «серой массой», делает историю. Герой – носитель божественного предначертания, духовный творец истории. Некоторые идеи Карлейля дают основания сравнивать ее с идеей «сверхчеловека» Ницше. Основные произведения «Герои, почитание героев и героическое в истории «(1841).

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

КАРЛЕЙЛЬ (Carlyle) Томас
род. 4 дек. 1795, Эклфехан, Шотландия - ум. 4 февр. 1881, Лондон) - англ, философ, моралист и историк, противник франц. материализма и шотл. утилитаризма. В центре его многочисленных произв., рассматривающих проблемы истории, находится понятие гениальной исторической личности, которая, возвышаясь над "средней массой", делает историю ("On heroes and hero-worship", 1841; "Герои, почитание героев и героическое в истории", СПб., 1891). Некоторые черты социологии Карлейля дают основание сравнивать ее с идеологией "сверхчеловека" Ницше.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КАРЛЕЙЛЬ Томас
1795-1881) - англ. философ, историк и литератор. По своим взглядам был близок к пантеизму: божеств. идея (она же душа мира, добро) составляет основу видимой реальности, сущность каждой личности. Не придавая значения внешней стороне религии, К. видел в ней прежде всего веру, выражающую связь человека с «таинственной вселенной», с богом. Все подлинное постигается с помощью откровения. Историю, по К., творят великие люди, герои. С позиций феод. социализма К. критиковал бурж. об-во. Осн. соч.: «Герои, культ героев и героическое в истории» (1841).

Источник: Атеистический словарь

КАРЛЕЙЛЬ Томас (1795—1881)
англ. буржуазный философ и историк. Пропагандировал нем. идеалистическую философию и реакционный романтизм, близок к пантеизму. Учение Фихте об активной деятельности субъекта как творческом начале мира К. применил к об-ву, обосновывая “культ героев”. История об-ва, по К.,— это биография великих людей. К.— сторонник исторического круговорота теории. Его критика капитализма близка к “феодальному социализму”. Совр. буржуазные философы и социологи используют наследие К. для борьбы с марксизмом-ленинизмом. Осн. соч.: “Сартор Ревартус” (1834), “Герои, почитание героев и героическое в истории” (1840), “Прошлое и настоящее” (1843), “История французской революции” (1—3 т., 1837), “Современные памфлеты” (1850).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Карлейлъ Томас
 (1795—1881) — англ. буржуазный философ и историк. Мировоззрение К. — пантеизм. Агностик. Пропагандировал нем. идеалистическую философию и реакционный романтизм. Учение Фихте об активной деятельности субъекта как творческом начале мира К. применил к об-ву, создав «культ героев». История об-ва, по К., — это биография великих людей. К. — сторонник теории исторического круговорота. Его критика капитализма близка к «феодальному социализму». После поражения революций 1848 в Европе и чартистского движения в Англии К. окончательно перешел в лагерь крупной буржуазии, поддерживал ее диктатуру, оправдывал репрессии по отношению к рабочему классу, колониальную политику Англии. Совр. буржуазные философы и социологи используют наследие К. для борьбы с марксизмом-ленинизмом. Осн. работы: «Сартор Резартус» (1834), «Герои, почитание героев и героическое в истории» (1840), «Прошлое и настоящее» (1843), «История французской революции» (3 тома, 1837), «Современные памфлеты» (1850).

Источник: Философский словарь. 1963

Карлейль, Томас
1795 - 1881) - английский историк, критик и публицист. Начал свою литературную деятельность с восторженных статей о классической поэзии и идеалистической философии немцев. На историю Карлейль смотрел как на продукт творчества великих людей. В своих социальных памфлетах Карлейль подвергал резкой критике буржуазное общество с его механической культурой и утилитарной философией, культом естественных наук и политической экономии. Он восставал против бездушного своекорыстия буржуазии и против принципов манчестерского либерализма. Это не мешало ему, однако, еще ожесточеннее нападать на рабочий класс, который он обвинял в стремлении захватить в свои руки политическую власть путем всеобщего избирательного права ("чартизм", 1840 г.): великое движение рабочего класса, стремящегося к власти для освобождения самого себя и всего человечества, Карлейль отвергал с той точки зрения, что "бог создал вселенную на началах равенства, а не на началах подчинения и господства". Работа Карлейля о чартизме смутила даже наиболее горячих его поклонников. Карлейль проповедывал создание новой аристократии из верхов капиталистического класса и интеллигенции, считая, что она одна способна спасти Англию от надвигающегося социального хаоса и пересоздать ее по образцу средневекового общества на основе патриархальных отношений. /Т. 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

КАРЛЕЙЛЬ Томас
(1795 - 1881) - шотландский историк и философ. В своей самой популярной работе «История Французской революции» (1837), а также в работе «Герои и культ героев» (1841) Т.Каряейль развивает теорию о роли личности в истории, противопоставляя ее господствовавшим в то время в британской философии идеям утилитаризма, а также материалистическим взглядам на историю. Историческое событие реконструируется с точки зрения нравственных мотивов составляющих его поступков, и оцениваются прежде всего моральные последствия событий. Свою теорию он соотносил с идеей социальной справедливости и ее реализацией в эффективной правовой системе. Гуманизм Т. Карлсйля, опирающийся на общечеловеческие ценности и связывающий ответственность человека за собственный поступок с фактической ответственностью за все государство, - явление, опередившее свое время, концептуализированное лишь в XX в. Одним из доказательных успехов концепции Т. Карлейля считают политическую биографию «История, Фридриха Великого» (1555 - 1865), предшествовавшую победе Германии в 1870 г. Идеи Т. Карлейля оказали большое влияние на русскую школу, историков, Кареева, Киреевского, А. Григорьева и др. Т. Карлейль был знатоком германской литературы, целый ряд его критических работ познакомил англоязычного читателя с творчеством Гёте и Шиллера, а также с идеями философии истории Гердера.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Карлейль, Томас

(1795— 1881) —англ. историк, критик и публицист. Выходец из нар. низов, сын каменщика. Большое влияние на формирование его теор. воззрений оказали нем. философия и в целом нем. романтизм. Истор. концепция К. чрезвычайно противоречива. С одной стороны, ощущается сочувствие к простому народу, гуманизм, критика капитализма, с др. стороны, в поисках идеала К. обращается к ср.-век. прошлому, отрицает прогресс, возвеличивает культ героев в истории. По своим взглядам К. был одновременно мелкобуржуазным демократом и консерватором. Консервативные черты в мировоззрении и творчестве К. приобрели более отчетливый характер после событий 1848 г. На историю К. смотрел как на продукт творчества великих людей. Только они творят историю, накладывая на нее отпечаток своего гения. Герои и вожди призваны повелевать нар. массами и указывать им каждый шаг. Впервые в европ. историографии рассмотрел революцию снизу, с позиции нар. масс, показал, что разложение старого порядка перед революцией, неимоверная эксплуатация и нищета народа послужили ее гл. причиной. Однако революция —это анархия и безумие, к-рые вырвались из оков разума. Поэтому любая революция — более зло, чем добро. Соч.: Французская революция. История. М., 1991; Теперь и прежде. М., 1994. Лит.: Костикова И.В. Философско-социологические взгляды Томаса Карлейля. М., 1983. В.Я.Мауль

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

КАРЛЕЙЛЬ Томас
английский моралист и историк; р. 4.12.1795 (Эклфехан, Шотландия) — ум. 5.2.1881 (Лондон); содействовал распространению в Англии знаний о духовной жизни Германии. В его многочисленных произведениях, рассматривающих проблемы истории, предстает гениально-героическая личность, которая и делает историю. Осн. соч.: Sartor Resartus. The Life and Opinions of Herr Teufelsdröckh in Three Books, 1831, нем. изд. 1882 (рус. пер. 1902); Heroes and Hero-Worship, 1841, нем. изд. 1912 (рус. пер.: Герои, почитание героев и героическое в истории, 1908; 1994); Arbeiten und nicht verzweifeln. Auszüge aus seinen Werken, 1902 (рус. пер.: Этика жизни. Трудиться и не унывать!, 1906,1994); The Works ofT. С., I—XXX, 1896—1901, 1969. (На рус. яз.: Исторические и критические опыты, 1878; Теперь и прежде, 1906, 1994; Французская революция, 1907; новый пер. 1991.) — J. W. Dyer. A Bibliography of Т. С.’s Writings and Ana, Portland Maine, 1928, 1968; R. L. Tarr. T. C. — A Bibliography of English-Language Criticism 1824—1974. Charlottsville, 1976. W. Dilthey. C., in: Arch. Gesch. Philos. 4 (1891); C. F. Harrold. C. and German Thought (1819—1834). New Haven Conn., 1934; J. Kedenburg. Teleolog. Geschichtsbild u. theokrat. Staatsauffassung im Werke T. C.s, 1960; A. J. La Valley. C. and the Idea of the Modern. New Haven, 1968; J. P. Seigel (ed.). T. C., London, 1971; W. W. Waring. T. C., Boston, 1978; T. Fasbender. T. C., 1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Карлейль, Томас

4.12.1795, Эклфехан, Шотландия, - 5.2.1881, Лондон), англ. философ, писатель и историк. Мировоззрение К. сформировалось под влиянием Гете, Фихте, Шеллинга и нем. романтиков. Противник франц. материализма и шотл. утилитаризма.
В филос. романе «Сартор Резартус» (1833-34, рус. пер. 1902) в традиционном для романтизма мифологич. духе создал филос. картину мира, «одетого» в своеобразные символич. покрывалаэмблемы, скрывающие трансцендентную реальность природы и общества. Вслед за Фихте рассматривал пространство и время как иллюзию чувств. к-рая скрывает от человека божеств. строй мироздания. Философия, согласно К., призвана «разгадать» по символамэмблемам присутствие пантеистич. духа в видимых формах воспринимаемого мира. Романтич. натурализму К. присущ космизм - стремление объединить микрокосм «являющейся» природы со вселенской природой и вечностью, тождественными духу. Субъективизм К. подчас приводил его к солипсизму. Спиритуалистич. философия К. использовалась представителями теософии.
Пантеистич. символизм К. распространял на общество и культуру. Он резко критиковал англиканскую церковь и весь строй бурж. духовных ценностей. В философии истории К. выступил глашатаем «культа героев» - носителей божеств. предначертания и духовных творцов историч. процесса, возвышающихся над «средней» массой. Нек-рые черты социологии К. дают основание сравнивать ее с идеологией «сверхчеловека» Ницше. Развивая концепцию «родственных отношений» между земельными собственниками и низшими классами феод. общества, он идеализировал корпоративную структуру феодализма, выдавая его за социализм. Феод. социализм К. был подвергнут критике в «Манифесте Коммунистич. партии» К. Маркса и Ф. Энгельса.

Источник: Советский философский словарь

КАРЛЕЙЛЬ (Carlyle) Томас
1795— 1881)—англ. литератор, историк и культурфилософ. Мировоззрение и эстетика К.— отголосок позднего нем. романтизма с характерными для него пантеистическими тенденциями и социальным консерватизмом, к-рый у К. соединяется с резкой критикой капитализма. Утверждая познавательное значение иск-ва, и прежде всего поэзии, К. впадает "в романтическое преувеличение, объявляя поэзию единственным средством проникновения в природу мироздания в противовес абстракциям науки, изгоняющим удивление, восторг и благоговение перед миром. Выражая эти чувства, поэт проникает в самую суть реальности, ибо Вселенная не «огромная паровая машина», а «живое одеянье божества», как говорил Гете, или, по собственному выражению К., «Храм и Оракул, а не только Коровник и Кухня». Поэзия, считает К-, существует не для забавы образованных людей, томящихся бездельем, она возвещает людям высочайшие истины, но не на манер науки, вырабатывающей абстрактные формулы за счет расчленения живого тела природы, а по-своему, сохраняя целостность мироздания и непостижимый отблеск чуда, освещающий обыкновенные вещи, как только к ним прикоснется воображение поэта. Помимо поэзии природы, согласно К., существует и поэзия истории; ее-то и должен уловить настоящий историограф, к-рому необходимо эстетическое чутье. Великая фр. революция в глазах К- была «великой поэмой нашего времени». В переломные моменты социального развития история, по мысли К., всегда предстает как подлинный эпос, требующий для своего воспроизведения эстетической тональности. Эту тональность задает категория героически-возвышенного. Героические деяния — это «реальная поэзия», потому что в них воплощен сокровенный смысл человеческого существования, «метафора бытия», каковой и является подвиг. По К., герой — это не только избранник судьбы, к-рому выпали на долю исторические свершения великого значения, каков, напр., О. Кромвель (о нем К. написал книгу). Героем может быть каждый, кто претворит всей своей жизнью великое предназначение человека — неустанный труд не ради получения «билета на коллективную трапезу», но во имя исполнения священного долга. Так поэзия истории превращается у К. в эстетику и культ труда. Культ труда должен быть положен в основу будущей организации об-ва: на место прежней аристократии «лучших и храбрейших» на войне должно быть поставлено «рыцарство труда» и «аристократия таланта». Наступит время новой эпики, в центре к-рой, утверждает К., будет уже не «человек и оружие», но «человек и орудие». Культ труда проникнут у К. военизированным духом. Недаром он приравнивает «совр. рабочего» к «солдату», публично поддерживает Германию в период франко-прусской войны, посвящает свое последнее историческое исследование «норвежским королям», наводившим ужас на средневековую Европу. Этот мотив сближает К. с Ницше. Осн. соч. К.: философский роман-биография «Sartor Resartus» (1838), «Герои, почитание героев и героическое в истории» (1841), «Прошлое и настоящее» (1843).

Источник: Эстетика: Словарь

Карлейль, Томас

(2 апр. 1795 – 5 февр. 1881) – англ. реакц. историк, публицист, философ, представитель т.н. феодального социализма. Род. в Шотландии. Учился в Эдинбургском ун-те. В 1834 переехал в Лондон, где занимался пропагандой нем. лит-ры и издал написанный в духе нем. классич. идеализма филос. роман "Сартор Резартус" ("Sartor Resartus", 1833–34, рус. пер. 1902, букв. "Заштопанный портной"). Под влиянием идей утопического социализма и чартизма К. обратился к социальным вопросам современности, к-рым посвящены памфлеты "Чартизм" ("Chartism", 1839) и др. В 1841 К. выступил с чтением лекций, изданных впоследствии отдельной книгой "Герои, культ героев и героическое в истории" ("On heroes, hero-worship and the heroic in history", 1840, рус. пер. 1891). К. "принадлежит та заслуга, что он выступил в литературе против буржуазии в то время, когда ее представления, вкусы и идеи полностью подчинили себе всю официальную английскую литературу". Однако, хотя "выступления его носили иногда даже революционный характер", критика современности у К. была "тесно связана с на редкость антиисторическим апофеозом средневековья". Он восторгался прошлым, но "современность приводит его в отчаяние, а будущее страшит" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 268 и 269). Подвергая критике бурж. общество, К. видел единств, выход в создании класса "новой аристократии" из просвещенных и нравственных пром. магнатов, к-рые могли бы создать новую организацию труда с опекой сверху и добровольным подчинением снизу (см. "Прошлое и настоящее"– "Past and Present", 1843; рус. пер. 1906). Революция 1848, по словам Энгельса, "сделала из Карлейля законченного реакционера" (там же, т. 2, с. 513, прим.), что нашло отражение, в частности, в его последнем крупном труде "История Фридриха II" ("History of Friedrich II of Prussia", V. 1–13,1858–65). На мировоззрение К. большое влияние оказали нем. философия (Фихте, Шеллинг) и нем. реакц. романтизм. Философия К. носила религ.-идеалистич. характер; но он был противником ходячих религ. представлений и офиц. церкви: "Весь его образ мыслей пантеистический, и притом немецко-пантеистический" (Энгельс Ф., там же, т. 1, с. 589). К. утверждал, что Вселенная – это "град божий" и что величественный на вид материальный мир в сущности есть видимое и осязаемое проявление божеств. силы. Согласно сформулированной им "философии одежды" (см. "Сартор Резартус"), весь мир, вся история представляются в виде ряда внешних, преходящих одеяний, эмблем, за к-рыми пребывает вечная божеств. сущность – единств, реальность. Объективно-идеалистич. установки переплетаются в воззрениях К. с идеями, близкими кантианству. Пространство и время К. рассматривал как "формы мысли", "глубочайшие из всех призрачных видимостей". Чтобы проникнуть в истинную сущность мира, нужен, по К., не разум, а "воображение" – надо уметь смотреть так, чтобы сделать одежду "прозрачной". Филос. идеализм и мистика сочетались у К. с субъективизмом и волюнтаризмом в социологии. Применив положения о творч. божеств. начале к истории, К. создал свой культ героев, "...как единственное спасение от чреватого безнадежностью настоящего, как новую религию" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 269). В героях К. видел творцов истории, т.к. они – представители и носители идеи "божественного", тогда как масса "убога во всех отношениях" и предоставленная самой себе должна пассивно повиноваться вождям. Никакого равенства, согласно К., не существует. Движение истории вперед всецело зависит от отд. личностей, одаренных необыкновенным талантом и посылаемых в мир провидением. Между массой и героем существует связь в виде культа, поклонения. Первоначально люди обожествляли героя, затем видели в нем пророка, в последующие эпохи – поэта, пастыря, писателя и, наконец, политич. вождя. Современная К. эпоха, по его мнению, – эпоха упадка, т.к. в ней нет героя и поэтому нет атмосферы, к-рая бы заряжала творческой духовной энергией. Под флагом культа героев К. оправдывал в конечном счете угнетение и порабощение нар. масс и стремился теоретически защитить эксплуататорское общество от революции. Восхваляя "героев", К. старался выделить в их поступках элементы террора, деспотизма, жестокости. Напр., в деятельности Кромвеля он особо подчеркивал жестокое подавление им ирл. освободит. движения; в статьях 50–60-х гг. он восхвалял реакц. политику англ. пр-ва, его колониальную агрессию, расистский шовинизм. Его пропаганда "новых" методов силы позволяет совр. бурж. идеологам сближать К. с Ницше и ссылаться на него при оправдании культа "сверхчеловека". Теория "героев и толпы" подверглась решит, критике марксизмом, исходящим из принципа, согласно к-рому главной, решающей силой обществ. развития являются трудящиеся массы, народ, что не герои творят историю, а история выдвигает героев. Соч.: Works..., v. 1–30, L., 1896–1901; Letters. 1826– 1836, v. 1–2, L.–?. ?., 1888; в рус. пер. – Французская революция, СПБ, 1907; Исторические и критические опыты, М., 1878; Этика жизни, СПБ, 1906. Лит.: Энгельс Ф., Положение Англии. Томас Карлейль, "Прошлое и настоящее", Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1; Маркс К. и Энгельс Ф., Томас Карлейль. "Современные памфлеты. No 1. Современная эпоха. No 2. Образцовые тюрьмы", там же, т. 7; История философии, т. 3. М., 1943; История философии, т. 2–3, М., 1957–59 (см. Именной указатель); Трахтенберг О. В., Очерки по истории философии и социологии Англии XIX века, [М. ], 1959; Яковенко В. И., Т. Карлейль, его жизнь и литературная деятельность, СПБ, 1891; Гензель П., Т. Карлейль, пер. с нем., СПБ, 1903; Дауге А. Г., Томас Карлейль, М., 1916; Кареев Н., Томас Карлейль. Его жизнь, его личность, его произведения, его идеи, П., 1923; Gаrnеtt R., Life of Thomas Carlyle, L., 1895; Frоude J. ?.; Thomas Carlyle, v. 1–2, L., 1897; Вasсh V., Carlyle, l´homme et l´oeuvre, 8 ?d., P., [1938 ]; Yоung L. M., Th. Carlyle and the art of history, Phil.–L., 1939; Ballmer ?., Carlyle´s Stellung zu Theorie und Praxis des modernen Kapitalismus, Basel, 1940 (Diss.); Lea F. ?., Carlyle, L., 1943. ?. Вейцман. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

КАРЛЕЙЛЬ Томас
4 декабря 1795, Эклфехан, Дамфрис, Шотландия — 5 февраля 1881, Лондон) — британский философ, писатель, историк и публицист. Родился в семье каменщика. Воспитывался в духе сурового пуританизма, в уважении к чувству долга и поклонении труду С 5 лет учился в местной деревенской школе, начиная с 1805 — в «латинской школе» в Аннане. В 1809 поступил в Эдинбургский университет. Закончив подготовительный курс (предполагавший изучение языков, философии и математики), отказался от плана пройти курс богословия. В 1814 стал учителем математики в Аинане. Здесь Карлейль заинтересовался литературой, изучил немецкий язык. В 1816 подружился со знаменитым впоследствии проповедником Э. Ирвингом; возглавил школу для мальчиков в Кирккальди. С декабря 1819 жил в Эдинбурге, изучал право в университете, давал частные уроки. В 1818—20 сотрудничал в «Эдинбургской энциклопедии» Брюстера, в 1822 получил место домашнего учителя. Первые значительные публикации были посвящены немецкой литературе: в 1822 в «New Edinburgh Review» появилась статья Карлейля о «Фаусте» Гете, в 1823—24 в «London Magazine» — цикл статей «Жизнь Шиллера» (отд. изд. 1825). В 1818—21 пережил духовный кризис, который объяснял тем, что дух исследования, движимый любовью к истине, внушил ему знание, противоречащее вере детства. Карлейль характеризовал свое состояние как потерю надежды и веры, которая есть все в жизни человека. Вся вселенная, в т. ч. собственное «я», казалась ему механизмом, не знающим свободы. Карлейль мучился из-за своей слабости, которая, как он понимал, могла быть преодолена только действием, действие же требовало осознания своей силы, способности противостоять необходимости мертвой природы. В июне 1821 Карлейль пережил духовное возрождение, преодолев «кошмар неверия», избавившись от страха и приобретя презрение к злу. В 1820-х гг. активно занимался немецкой философией и поэзией, увлекался Гете, Шиллером, Новалисом, Фр. Шлегелем, Фихте и Шеллингом. Видел свою миссию в пропаганде немецкой культуры. Мировоззрение Карлейля складывалось в эпоху господства в духовной жизни Англии ассоцианистской психологии, утилитаризма в этике и индивидуалистической политической экономии. Такого рода философию Карлейль называл «механической философией прибыли и убытка». Карлейль отвергал системы в философии, ему были близки мистицизм, романтизм, субъективизм и активизм в мировосприятии. В 1820-х гг. признавал логическую безукоризненность «Системы природы» Гольбаха, полагал, что мир есть бесчувственный механизм, враждебный человеческому «я» как источнику и носителю свободы, восстающему против мира. Признавая верным материалистический взгляд на мир, Карлейль понимал, что он основывается на тезисе о реальности материи во времени и пространстве. Познакомившись через Новалиса и Фр. Шлегеля с учением Канта о феноменальности пространства и времени, Карлейль изменил свои взгляды на мир природы. Однако, в отличие от Канта, он убежден в субстанциальности души как источника силы и творчества. Внутренняя сила души проявляется в духовном и телесном существовании человека, весь же материальный мир Карлейль рассматривает теперь как форму проявления высшей внутренней силы — Бога, обожествляет материю как одеяние Бога. Вечность Бога проявляется в вечности прошлого и вечности будущего, встреча которых составляет настоящее. Вся история для Карлейля представляет непрерывное откровение, и каждый человек, который ищет Бога и проповедует о нем другим, — пророк. И природа, и история, полагает Карлейль, заслуживают благоговейного отношения и «вечного Да».
17 октября 1826 Карлейль женится на Джейн Уэлыи, до 1828 живет в Эдинбурге. Публикации 1820-х гг. посвящены в основном немецкой литературе: в 1823 вышел его перевод «Вильгельма Мейстера» (Карлейль послал его Гете, завязалась переписка, становившаяся все более содержательной; впоследствии была издана; «Жизнь Шиллера» Карлейля вышла на немецком языке с предисловием Гете), в 1827 — статья о немецкой литературе, в 1828 — статьи о Гете, Гейне и Вернее, в 1829 — очерки о Вольтере, Новалисе и статья «Признаки времени», в 1830 — статья об истории, в 1832 — три статьи о Гете, в 1833 — три статьи об истории, роман «Sartor Resartus». В 1828—34 из-за финансовых трудностей жил в имении Крегенпатток, где работал над «Sartor Resartus». В 1831, находясь в Лондоне в связи с хлопотами вокруг издания романа, Карлейль знакомится с Дж. С. Миллем. В 1833 знакомится с Р. У. Эмерсоном, американским философом, испытавшим влияние Карлейля; благодаря Эмерсону книга «Sartor Resartus» вышла отдельным изданием в Америке (1836, в Англии — 1838). В 1833—34 роман был опубликовал в «Erasers Magazine».
Роман «Sartor Resartus. Жизнь и мысли герра Тейфельсдрека» — сложное литературное произведение, изобилующее символами и аллегориями. В образе главного героя, написавшего труд «Одежда, ее происхождение и философия», Карлейль прослеживает развитие человеческой души к свободе. В главах «Вечное Нет», «Средоточие равнодушия» и «Вечное Да» изображает собственный духовный опыт годов кризиса. Карлейль утверждает, что Бог и собственная душа являются единственной опорой человека. Все существующее родственно нашему духовному существу и, как и оно, исходит от Бога. Поэтому человек должен любить все творение. В романе изложены мысли Карлейля о мире, о вечности и времени, о природе, человеке и разуме, об обществе, религии. Церкви, символах, идеалах, бессмертии, прошлом и будущем и пр. Философия «одежды» оборачивается настоящим миросозерцанием. Пространство, время и все находящееся в них суть только символы Бога, за которыми надо видеть самое Божество. Но мир, платье Бога, не является мертвым, оно — его живое одеяние, и все происходящее в мире символизирует вечную деятельность Бога. Дух каждого века сгорает в пожирающем его пламени, но вместо конца вещей возрождается феникс. За дымом мы видим Божество. Поэтому отношение человека к миру не может быть чисто созерцательным, он должен способствовать рождению нового феникса. В конце книги Карлейль сатирически рисует современное общество, утратившее свою внутреннюю сущность, выродившись в символы, причем как со стороны правящих классов, так и со стороны пролетариата.
Начиная с 1834 Карлейль живет в Лондоне. Здесь он работает над «Историей Французской революции» (опубл. 1837). В 1835 знакомится с Д. Стерлингом, который в 1839 написал очерк о мировоззрении Карлейля — лучшее, по мнению Карлейля, из всего написанного о нем (опубл. в приложении к рус. изд. «Sartor Resartus»). Стерлинг подчеркивает в мировоззрении Карлейля требование благоговейного отношения к миру и человеку, отношения к ним как к чуду; утверждение, что наивысшая форма отношения человека к миру — религия, в основе которой лежит чувство божественного; это последнее — само высочайшая форма божественного в человеческом существовании. Карлейль высоко ценит также поэзию. Главнейшая задача человека — не столько познание, сколько работа, творчество, которые вознаграждают благородные усилия. Сквозь запутанность прошлого и настоящего надо уметь рассмотреть основания человеческих действий. Благоговейное наблюдение, однако, приведет человека в ужас от зла, неправды, слабости, ошибок. Нравственной поддержкой человека в такой ситуации должны служить труд, мужество, простота и правдивость.
После публикации «Sartor Resartus» Карлейль постепенно теряет интерес к литературе, которую и раньше не рассматривал как цель в себе, видя в ней способ постижения мира и человека. Мировоззрение Карлейля развивается в направлении философии истории. В работах «Признаки времени» (1829) и «Характеристика нашего времени» выразилась его критическая позиция по отношению к общественным учреждениям, современной ему общественной философии; Карлейль считает современное общество больным, утверждает, что люди слишком озабочены своим «я», слишком носятся со своими проблемами; наиболее же серьезная болезнь общества — чрезмерное богатство одних и нищета других. Нынешняя ситуация хуже прежней из-за отсутствия веры и идеалов. Люди ничего не делают интуитивно, из глубины своей сущности, все руководствуются затверженными рецептами. Они утратили веру в себя, в действенность собственных усилий, заботятся не о внутреннем усовершенствовании, а о внешнем приспособлении, гонятся за внешними преобразованиями. Между тем реформы преждевременны без самосовершенствования, без достижения свободы не в одном только политическом смысле. В очерке «Чартизм», имевшем огромный общественный резонанс, Карлейль не выступает с партийных позиций, он рассматривает чартизм как симптом общественной жизни, глубоко коренящийся в недовольстве рабочих своим положением. Исследуя общие причины чартизма, Карлейль подробно останавливается на различных сторонах общественной жизни тогдашней Англии, полемизирует с современными экономистами, не принимая тезиса о временном характере бедствий трудящихся, который якобы исчезнет сам собой, не соглашается с принципом полного невмешательства государства в экономическую жизнь. В 1843 в книге «Прошлое и настоящее», отталкиваясь от одной средневековой хроники, Карлейль сравнивает современную ситуацию с прошлым; он утверждает, что прежние крепкие узы между людьми сменились связью в форме денежного договора, а нынешняя формальная свобода людей лишь ухудшила ситуацию, поскольку полностью сняла ответственность за их положение с господ. По Карлейлю, надлежащим образом управлять обществом может только сильный человек, гений. В «Памфлетах последнего дня» (1850) Карлейль критикует современность еще более резко, рассуждая о рабстве, о правительственных учреждениях, парламенте, образцовых тюрьмах (где жизнь заключенных лучше жизни рабочих), двойной морали (англичане исповедуют две религии: по воскресеньям христианство, в будни — политическую экономию) и пр. В своей публицистике Карлейль выступает с позиций морали, совести и долга, пессимистически оценивая современное положение общества.
В 1837—40 Карлейль неоднократно выступал в Лондоне с публичными лекциями. Последний курс был опубликован под названием «О героях, культе героев и героическом в истории» (1840). По Карлейлю, всемирная история есть история, биография великих людей: образователей, покровителей, творцов. Все существующие в мире вещи — воплощение их мыслей и стремлений. Великие люди — пророки, поэты, проповедники, писатели, правители. Вопреки господствовавшим тогда тенденциям Карлейль видит в великих людях чудо, нечто сверхъестественное, пророков, через которых происходит непрерывное откровение Бога. Их души открыты для божественного содержания жизни, их качества — искренность, самобытность, чувство действительности. В 1845 Карлейль публикует «Письма и речи Оливера Кромвеля», в 1851 — биографию Д. Стерлинга. Последний крупный труд Карлейля — «Жизнь Фридриха Великого» (т. 1—5,1858—65). В ходе работы над книгой Карлейль дважды посетил Германию (1852,1858). Во время франко-прусской войны Карлейль выступал с публикациями в «Times» на стороне Германии, за что Бисмарк наградил его орденом «За заслуги». Карлейль оказывал огромное нравственное и литературное (в частности, на Диккенса, Рескина и др.) влияние на современников, отстаивая в век революций и перемен моральные ценности.
Соч.: Woris, v. 1-30. L, 1899—1923; в рус. пер.: Новалис. М., 1901; Sartor Resartus. Жизнь и мысли герра Тейфельсдрека, кн. 1—3. M., 1902; Этика жизни. Трудиться и не унывать! СПб., 1906; Теперь и прежде. М., 1906; Памфлеты последнего дня. СПб., 1907; Герои, почитание героев и героическое в истории. СПб., 1908; Исторические и критические опыты. М-, 1978; Французская революция. История. М., 1991.
Лит.: Яковенко В. И. Т. Карлейль, его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1891; ГензельП. Т. Карлейль. СПб., 1903; Кареев Н. И. Томас Карлейль. Его жизнь, его личность, его произведения, его идеи. Пг., 1923; СаймонсД. Карлейль. М., 1981; Fraude J. A. Thomas Carlyle: A History of the First Forty Years of Life, 1795-1835. L., 1882; Idem. Thomas Carlyle: A History of His Life in London, 1834-81. L., 1884; Hood E. P. T. Carlyle. Philosophic Thinker, Theologian, Historian and Poet. N. Y, 1970; Campbell l. T. Carlyle. L., 1974.
И. В. Борисова

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
208.51 кб

Метафорическая социология Томаса Карлейля («Прошлое и настоящее»)

Кожевникова Светлана Наумовна
Читать PDF
88.95 кб

Роберт Бернс и Томас Карлейль в поэтическом самоопределении Н. А. Некрасова в середине 1850-х гг

Макеев М. С.
Читать PDF
367.47 кб

Этика Томаса Карлейля в идейном обосновании британского имперского строительства (60-70 гг. Xix В. )

Жуков Д. С.