КАНТОР Владимир Карлович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КАНТОР Владимир Карлович
Родился 30 марта 1945 г. в Москве. Окончил филологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1969), аспирантуру Института истории искусств (1973). С 1974 г. сотрудник, зав. отделом эстетики и этики журнала «Вопросы философии». С 2003 г. проф. философского факультета НИУ «Высшая школа экономики». В 1974 г. защитил кандидатскую диссертацию «Проблема общественного назначения искусства в русской эстетической мысли второй половины XIX столетия» (1974). В 1988 г. защитил докторскую диссертацию «Борьба идей в русской эстетике XIX века (40-70-е годы)». Один из организаторов серии «Из истории отечественной философской мысли». Составитель и автор вступительных статей к сборникам: «Русская эстетика и критика 40–50-х годов XIX века» (М., 1982); «А.И. Герцен. Эстетика. Критика. Проблемы культуры» (М., 1987); «К.Д. Кавелин. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры» (М., 1989). «Ф.А. Степун. Сочинения» (М., 2000). Основная тема научных работ: русская культура XIX. Коренным противоречием российской истории считает антиномию стихии и цивилизации (Хаоса и Логоса), которая находит свое конкретное воплощение в столкновении Степи и Города (природы и культуры, произвола и правопорядка) с постоянной побе дой энтропийных, стихийных начал, приводивших в области духа к культурному нигилизму, а в реальной истории к бунтам и слишком частому торжеству уравнительных ценностей. Полагает, что культуры достигают цивилизации, увеличивая количество своих первоначальных смыслов, усложняя их, гуманизируя свои архетипы, усваивая опыт соседних, в т. ч. умерших, культур, находя цивилизованные средства межкультурного общения помимо войн. На системе заимствования, приобретения и переработки чужих смыслов и ценностей держится взаимосвязь культур, их внутренний рост, их самообучение и взросление. Рассматривает проблемы, которые позволяют показать специфику российского приобщения к цивилизации: отношение России к Западу, противостояние стихийных элементов элементам цивилизационно организующим, тип национальной ментальности, фактор насилия, всегда служившего провокацией цивилизационных срывов в России, отсутствие подлинной бюрократии при засилии чиновников, не сложившийся цивилизованный механизм смены поколений, страх буржуазного предпринимательства и роль литературы в христианизации страны, утверждении в ней идей просвещения и свободы.
Основные публикации: Русская эстетика второй половины XIX столетия и общественная борьба. М., 1978; «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского. М., 1983; Эстетика жизни // Вопросы философии. 1985. № 5; Трудный путь к цивилизации // Новый мир. 1987. № 11; «Имя роковое» (духовное наследие П. Я. Чаадаева и русская культура) // Вопросы литературы. 1988. № 3; «Средь бурь гражданских и тревоги...» Борьба идей в русской литературе 40–70-х годов XIX века. М., 1988; «Книжность» как фактор развития русской культуры // Политика. 1990. № 4; Историк культуры – практический политик // Вопросы философии. 1991. № 1; Западничество как проблема «русского пути» // Там же. 1993. № 4; Стихия и цивилизация: два фактора «российской судьбы» // Там же. 1994. № 5; В поисках личности: опыт русской классики. М., 1994; Насилие как провокация цивилизационных срывов в России // Вопросы философии. 1995. № 5; Демократия как историческая проблема России // Там же. 1996. № 5; «...Есть европейская держава». Россия: трудный путь к цивилизации. Историософские очерки. М., 1997; Личность и власть в России: сотворение катастрофы // Вопросы философии. 1998. № 7; Русская классика, или Бытие России. М., 2005; На взгляд изгнанника (письмо Ф. Степуна Г. Риккерту 1932 г.) // Вопросы философии. 2007. № 1; Евг. Трубецкой: совместимы ли христианская демократия и русская идея равенства? // Там же. 2007. № 11; Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. М., 2008; Судить Божью тварь. М., 2010; Крушение кумиров или одоление соблазнов. М., 2011; Любовь к двойнику. М., 2013; Русская классика, или бытие России. М., 2014.

Источник: Философы современной России. 2015 г.

КАНТОР Владимир Карлович
(р. 30.3.1945) — спец. по истории рус. филос. и литературы XIX и нач. XX вв., исследователь рус. культуры, писатель; д. филос. н. Р. в Москве. Окончил филол. ф-т МГУ (1969), асп. Ин-та истории искусств Мин-ва культуры СССР (1973). С 1974 — сотрудник ж. ВФ, зав. отделом эстетики и этики. Канд. дисс. — «Проблема общественного назначения искусства в русской эстетической мысли второй половины XIX столетия» (1974). Докт. дисс. — «Борьба идей в русской эстетике XIX века (40е годы)» (1988). С 2003 по наст, время профессор филос. ф-та Высшей школы экономики. В 1989 — один из инициаторов и организаторов вып. сер. «Из истории отечественной философской мысли» (Приложение к ж. ВФ). Занимается изд. и науч.-организаторской деятельностью. Сост. и автор вступит, ст. сб.: «Русская эстетика и критика 40х годов XIX века» (М., 1982); «А. И. Герцен. Эстетика. Критика. Проблемы культуры» (М., 1987); «К. Д. Кавелин. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры» (М., 1989). «Ф. А. Степун. Сочинения» (М., 2000). Обл. науч. интересов — философия рус. истории и культуры. Осн. тема и проблема науч. работ К. — рус. культура XIX в., к-рую К. рассматривает с историософской т. зр. в контексте всей рус. истории, пытаясь определить специфику развития России, ее архетип. Коренным противоречием рос. истории К. считает антиномию стихии и цивилизации (Хаоса и Логоса), к-рая находит свое конкретное воплощение в столкновении Степи и Города (природы и культуры, произвола и правопорядка) с постоянной победой энтропийных, стихийных начал, приводивших в обл. духа к культурному нигилизму (Д. Писарева, Л. Толстого, М. Бакунина и др. выдающихся рус. мыслителей), а в реальной истории к бунтам и слишком частому торжеству уравнительных ценностей. К. полагает, что культуры достигают цивилизации, увеличивая количество своих первоначальных смыслов, усложняя их, гуманизируя свои архетипы, усваивая опыт соседних, в т. ч. умерших, культур, находя цивилизованные средства межкультурного общения помимо войн. Ведь на системе заимствования, приобретения и переработки чужих смыслов и ценностей держится взаимосвязь культур, их внутр. рост, их самообучение и взросление. Он рассматривает те проблемы, к-рые позволяют показать специфику рос. приобщения к цивилизации. Это и отношение России к Западу; противостояние стихийных элементов элементам цивилизац.организующим; тип нац. ментальности; роль степного начала как препятствия на пути к праву и закону; фактор насилия, всегда служившего провокацией цивилизац. срывов в России; весьма своеобразный наш демократизм, приводивший к тирании; отсутствие подлинной бюрократии при засилии чиновников; не сложившийся цивилизованный механизм смены поколений; страх бурж. предпринимательства и роль литературы в христианизации страны, утверждении в ней идей просвещения и свободы.
Соч.: Русская эстетика второй половины XIX столетия и общественная борьба. М., 1978; «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского. М., 1983; Эстетика жизни (Споры вокруг второго — 1865 — изд. «Эстетических отношений искусства к действительности») // ВФ. 1985. № 5; Трудный путь к цивилизации // Новый мир. 1987. № 11; «Имя роковое» (духовное наследие П. Я. Чаадаева и русская культура) // Вопросы литературы. 1988. № 3; «Средь бурь гражданских и тревоги...» Борьба идей в русской литературе 40х годов XIX века. М., 1988; «Книжность» как фактор развития русской культуры // Политика. 1990. № 4; Историк культуры — практический политик (П. Н. Милюков против «Вех») // ВФ. 1991. № 1; Западничество как проблема «русского пути» // ВФ. 1993. № 4; Стихия и цивилизация: два фактора «российской судьбы» // ВФ. 1994. № 5; В поисках личности: опыт русской классики. М., 1994; Насилие как провокация цивилизационных срывов в России // ВФ. 1995. № 5; Демократия как историческая проблема России // ВФ. 1996. № 5; «...Есть европейская держава». Россия: трудный путь к цивилизации. Историософские очерки. М., 1997; Личность и власть в России: сотворение катастрофы // ВФ. 1998. № 7; Русская классика, или Бытие России. М., 2005; На взгляд изгнанника (письмо Ф. Степуна Г. Риккерту 1932 г.) // ВФ. 2007. № 1; Ленин как персонаж культур философии Элиаса Канети // ВФ. 2007. № 3; Евг. Трубецкой: совместимы ли христианская демократия и русская идея равенства? // ВФ. 2007. № 11; Chaos gegen Zivilisation im revolutionaren und postkommunistischen Russland // Berichte des Bundesinstituts fur ostwissenschaftliche und internationale Studien. 2-1994. КбЬ.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009