молдавский писатель, философ, историк и востоковед, господарь Молдавии. В 1711 эмигрировал в Россию, где стал политическим советником Петра 1. Член Берлинской академии (1714). Отразил в своих работах переход философского мышления от средневековья к новому времени, от схоластика к рационализму. До начала 18 в. разрабатывал философско-теологическую систему (“Диван, или Спор мудреца с миром”, 1698; “Неописуемый образ священной науки”, 1700, и др.). Позднее эволюционировал к идеям, близким деизму и раннему Просвещению (“Иероглифическая история”, 1705; “Хроника давности румыно-молдо-влахов”, 1716—18; “Естественная история монархий”, 1714, и др.). Осмысление им исторического процесса содержало прогрессивные идеи об универсальном характере цивилизации, известное признание исторической закономерности в рамках теории циклического общественного развития. Наиболее известен труд К. “История возвышения и упадка Оттоманской империи” (1714—16), переведенный на ряд европейских языков. Сын К. Антиох К.(1708—44) — рус.писатель, сатирик, активный участник петровских реформ, деятель “ученой дружины” Петра I.
КАНТЕМИР Дмитрий
КАНТЕМИР Дмитрий (1673—1723)
Источник: Философский энциклопедический словарь
КАНТЕМИР Дмитрий
26 окт. 1673 – 21 авг. 1723) – представитель передовой культуры 18 в. румынского и молдавского народов; писатель, историк, философ, гос. деятель. Будучи господарем Молдавии (1710–11), К. направлял политику страны на союз с Россией. В 1711 он эмигрировал в Россию, где стал советником Петра I. В России К. продолжил свою науч. деятельность. В 1714 он был избран членом Берлинской академии. Нек-рые из трудов К. ("История возвышения и упадка Оттоманской империи" – "Istoria imperiulul Otomanu, crescerea ?i sc?derea lui", 1714–16, и др.) имели широкое распространение в Европе. К. был сторонником централизов. гос-ва, боролся против тенденций феод. раздробленности. В своих трудах он раскрывал отрицат. влияние тур. ига на экономич., политич. и культурное развитие родного народа. Общее направление филос. взглядов К. до 1700 – теологич. идеализм. В работе "Диван, или Спор мудреца с миром" ("Divanulu sau galceaviu intielleptului eu lumea", 1698) К. излагал этич. концепцию, в к-рой заметно сильное влияние стоицизма и христ. теологии. В сочинении "Неописуемый образ священной науки" ["Sacro-sanctae scientiae indepingibilis imago", 1700, впервые изд. под назв. "Метафизика" ("Metafizica") на рум. яз., Бухарест, 1928 ] прежнее абсолютное влияние теологии уменьшается; здесь содержится критика аристотелевской теории о соотношении времени и движения, а также полемика с платоновским отрывом идеи, образа от содержания. Работа К. "Всеобщая сокращенная логика" ("Соmpendiolum universae logices institutiones", см. Соч., Бух., т. VI, 1883), написанная в духе схоластич. логики, содержала и элементы материализма. В последующих сочинениях К. растут элементы рационализма. Стремясь к теоретич. обобщениям, К. утверждал, что история – это бесконечное чередование прогресса и регресса. Гос-ва (у К. – монархии), как и все историч. явления, "должны появляться и исчезать, изменяться и возрождаться, рождаться и умирать, иметь какой-то конец" ("Interpretared natural? a monarhiilor", в кн. "Texte privind dezvoltarea g?ndirii social-politice din Rominia", p. 71). "Как нас учит разум и опыт, – писал К., – из распада, из смерти одного предмета зарождается другой" (там же). К. настаивал на существовании объективных законов и на способности науки их открыть. Утверждая, что смысл действий неумолимых законов определен божеством, К., однако, признавал и возможность свободных действий человека. У К. содержится также важная мысль о значении чувств. опыта: "Все знания извлекаются из того, чему нас научают чувства" (Соч., т. VI, на рум. яз., р. 34). Соч.: Istoria Ieroglific?, Buс, 1883; Monarchiarum physica examination, 1714, "Studii", 1951, No 1; Descriptio Moldaviae, "?. F. B?sching´s Magazin f?r die neue Histoire und Geographie", Hamb., 1769–70; в рус. пер. – Описание Молдавии, M., 1789; Hronicul vechimii a romano-moldo-vlahilor, t. 1–2, Jasi, 1835–36; на рус. яз.: Книга, система или состояние мухамеданской религии, Петербург, 1722. Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 663–66; ?рмуратский В., Общественно-политические взгляды Дм. Кантемира, Кишинев, 1956; его же, Некоторые философские категории в трудах Д. Кантемира, "Изв. Молд. филиала АН СССР", Кишинев, 1958, No 3; Берков П. Н. и Степанов В. П., Материалы для библиографии изданий А. Д. и Д. К. Кантемиров и литературы о них (1917–1959), в кн.: Проблемы рус. просвещения в литературе XVIII в., М.–Л., 1961; ?asсu G., Viata ?i operele lui D. Cantemir, Buc., 1924; Ciobanu St., D. Cantemir in Rusia, Analele Academiei Rom?ne, Buc., 1925; Minea I., Despre Cantemir (omul - scriitoral -domnitorul), Jasi, 1926; Gulian C. I., Dimitrie Cantemir -mare patriot ?i ?nv??at, "Lupta de clas?", Buc., 1953, No 9; Panaitescu P. P., D. Cantemir - via?a ?i opera, Buc., 1955.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.