КАМЮ Альбер

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Камю Альбер
1913-1960) - французский эссеист и литератор. Одно из главных понятий философии Камю - бунт. В работе «Бунтующий человек» бунт выступает как основа борьбы с бессмысленным и слепым мировым злом. Он провозглашает принцип: «Я бунтую, а следовательно мы существуем».

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

КАМЮ Альбер
1913-1960) - франц. философ-экзистенциалист, писатель, участник Сопротивления в годы второй мир. войны. Осн. филос. работы: «Миф о Сизифе» (1942.» и «Взбунтовавшийся человек» (1951). В них он выступил с обоснованием стоического, бунтарского поведения личности, лишенной к.-л. надежд на успех своей деятельности и борьбы, доказывал, что абсурд бытия - норма жизни. По отношению к религии занимал недвусмысленно атеистич. позиции. Автор рассказов, повестей и антифашистского романа-притчи «Чума» (1947). Творчество К. отличается противоречивостью, гуманистич. взгляды сочетаются в нем с индивидуализмом.

Источник: Атеистический словарь

Камю Альбер
 (1913—60) — фр. философ и писатель, представитель «атеистического» экзистенциализма; редактировал газету «Комба»; лауреат Нобелевской премии (1957). Осн. произв.: «Миф о Сизифе» (1942), «Чума» (1947), «Взбунтовавшийся человек» (1951). Воззрения К. сложились под влиянием Шопенгауэра, Ницше и нем. экзистенциализма. Согласно К., внешний мир, универсум — состояние субъекта; единственно философской проблемой является «проблема самоубийства». Этические взгляды К. проникнуты крайним пессимизмом: человек всегда находится в «абсурдном состоянии», наталкивается на «абсурдные ситуации» (ревность, честолюбие, эгоизм) и его удел — бессмысленная и бесцельная деятельность. По своим политическим взглядам близок к идеологам колониализма и антикоммунизма.

Источник: Философский словарь. 1963

Камю Альбер
1913-1960) французский философ и писатель, лауреат Нобелевской премии (1957 г.), защищал идеи экзистенциализма. Считал, что мир носит абсурдный характер, человек в этом мире чужой, бессмысленность и безнадежность человеческого существования не могут быть доказаны. Достоинство человека заключается в том, чтобы принять это. Сизиф является символом человеческой жизни (Сизиф - герой древнегреческого мифа). Он был осужден богами на бесцельную и бессмысленную, никогда незаканчивающуюся работу - «сизифов труд». Опыт человеческого существования приводит мыслящую личность к открытию «абсурда» как конечной правды. Однако эта истина должна не обезоруживать, а, напротив, пробуждать в душе мужественное достоинство. Необходимо продолжать жизнь вопреки вселенскому «хаосу».

Источник: Человек и общество. Культурология

КАМЮ Альбер
французский философ, писатель и публицист. Разработал учение о чуждости человека в мире. Бессмысленность и безнадежность человеческого существования не могут быть доказаны, они должны быть просто приняты; в этом, по мысли Камю, заключается достоинство человека. Выступал против марксистской морали, предпочтя ей жертвенность тех, кто «истории не делает, а претерпевает ее напасти»
Даты жизни. Родился 7.11.1913 в Модови (Алжир) в семье сельскохозяйственных рабочих, выходцев из Испании. Изучал философию в Алжирском университете. Со студенческих лет был членом компартии Франции, из которой вышел в 1937. С 1940 жил во Франции. Был активным участником французского Сопротивления. В 1957 был удостоен Нобелевской премии в области литературы. 4.1,1960 погиб в автомобильной катастрофе в Вильблевене (Франция).

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

КАМЮ АЛЬБЕР

французский писатель (Мондови, Алжир, 1913 — Йонна, 1960, смерть в автомобильной катастрофе, Вильблевен). Легочное заболевание помешало ему в 1934 г. получить философское образование; до 1938 г. он работал с труппой актеров-любителей. Журналистика увлекает его в метрополию, где во время второй мировой войны он активно участвует в группе Сопротивления «Combat». После 1945 г. становится редактором и главой газеты «Combat». Приобретает известность в 1942 г., после публикации «Постороннего» и «Мифа о Сизифе» (философское эссе). Абсурд жизни, бессилие человеческого разума перед событиями, происходящими в мире, неизбежность смерти — основные составляющие его мировоззрения. Диапазон его творчества распространяется от патетического и символического романа об условиях человеческого существования («Чума», 1947) до театра абсурда («Калигула», 1944), включая рассказ («Изгнание и королевство», 1957) и историческую хронику («Злободневные заметки», 1950-1953-1958). В отличие от Сартра оригинальность Камю — в умении сохранить за современными характеристиками экзистенции безмятежное отношение к человеку, окрашенное своеобразным оптимизмом: абсурду мира человек противополагает свою веру в себя и твердую волю к проведению самых высоких моральных и духовных ценностей. Философ-экзистенциалист Камю в тоже время — классический мыслитель и одаренный писатель. Получил Нобелевскую премию по литературе в 1957 г.

Источник: Философский словарь

КАМЮ Альбер
французский философ и писатель, вначале актер и журналист; р. 7.11.1913 (Мондови, Алжир) — ум. 4.1.1960 (Вильблевен, Франция); представлял прежде всего экзистенциализм «абсурдного», учение о чуждости человека в мире. Бессмысленность и безнадежность существования не могут быть познаны рациональными средствами, они должны быть просто приняты; в этом заключается достоинство человека: Сизиф — символ жизни. Отсюда Камю развертывает такой гуманизм, который без обращения к Богу или всеобщему разуму переходит в преодолевающий нигилизм философии бунта и включает солидарное отношение к ближним. Природа полагается как исправление по отношению к истории. Осн. соч.: Métaphysique chrétienne et néoplatonisme, 1936, нем. изд. 1978; L’envers et l’endroit, 1953, нем. изд. 1954; L’etranger, 1942, нем. изд. 1948; рус. пер.: Посторонний, 1969; Le mythe de Sisyphe, essai sur l’absurde, 1942, нем. изд. 1950; рус. пер.: Миф о Сизифе, 1989; Lettres à un ami allemand, 1945; La peste, 1947, нем. изд. 1949; рус. пер.: Чума, 1969; L’homme révolté, 1951, нем. изд., 1953; рус. пер.: Бунтующий человек; 1990; Dramen (Théâtre), нем. изд. 1959; Actuelles I, II, III, Essays und Briefe, 1959, нем. изд. под названием «Fragen der Zeit», 1960; Oeuvres complètes, I—IX, 1983—1984. (На рус. яз.: Соч.: В 5 т., 1998.) — S. Crepin. А. С. — Essai de bibliographia. Brussel, 1961; F. di Pilla. A. C. e la critica Bibliografía int. (1937—1971). Lecce, 1973.
Brée. C., New Brunswick, 1959; L. Lebesque. A. C. in Selbstzeugnissen u. Bilddokumenten, 1960; A.-G. H. Mikkawy. Philos. Unters. Zum Begriff des Absurden u. der Revolte bei A. C., 1962; L. Pollmann. Sartre u. C., 1967; P. Kampits. Der Mythos vom Menschen. Zum Atheismus u. Humanismus A. C. s., 1968; J. J. Brochier. A. C., philosoph. Paris, 1970; W. D. Marsch. Philos. Im Schatten Gottes, 1973; Rühling. Negativität bei A. C., 1974; H. R. Schlette (Hg.). Wege der dt. C.-Rezeption, 1975; I. DiMeglio. Antireligiosität u. Kryptotheologie bei A. C., 1975; R. Neudeck. Die polit. Ethik bei Jean-Paul Sartre u A. C., 1975; E. Barilier. A. C., Philos, et littérature. Lausanne, 1977; H. R. Schlette. A. C., Welt u. Revolte, 1980; A. Pieper. A. C., 1984.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Альбер Камю
фр. Albert Camus, 7 ноября 1913 — 4 января 1960) — французский писатель и философ, представитель экзистенциализма, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года. Альбер Камю родился в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. В 1932—1937 гг. учился в Алжирском университете, где изучал философию. В 1940 г. Камю перебирается в Париж. В годы второй мировой войны он возглавляет подпольную газету. Тогда же к нему приходит известность (повесть "Посторонний", философское эссе "Миф о Сизифе"). После войны Камю становится одним из властителей дум европейской интеллигенции.          Основные философские и литературно-философские работы: "Миф о Сизифе" (1941), повесть "Посторонний" (1942), "Письма к немецкому другу" (1943-1944), эссе "Бунтующий человек" (1951), роман "Чума" (1947), повесть "Падение" (1956), "Шведские речи" (1958) и др.         Особенности онтологии, гносеологии, философии истории, философии искусства определены постановкой и решением центральной для Камю проблемы: философского оправдания стоического, бунтарского сознания, противопоставленного "безрассудному молчанию мира". Постулируя изначальное мироощущение человека как абсурд, Камю исследует его как характеристику человеческого "бытия-в-мире", отчужденном и неразумном. Одновременно он характеризует абсурд как границу осознанности и ясности понимания бытия. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для того, чтобы понять, что заставляет человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа счастливым. Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью и т. д.), их дальнейшие судьбы различны.       В "Бунтующем человеке" в анализе метафизического (философского) и политического бунта Камю движется от морального-нравственной к социально-исторической обусловленности трансформаций бунтующего в абсурдном мире человека. Камю перетолковывает картезианское cogito следующим образом: «Я бунтую, следовательно, мы существуем». Камю все же находит смысл бытия в бунте против абсурда. Именно такой бунт способен, по его мнению, придать осмысленность действиям человека.          

Источник: Философия справочные материалы для самостоятельной работы студентов и магистрантов

КАМЮ Альбер
(1913 - 1960) - французский эссеист и литератор. С 1934 по 1937 гг. состоял в компартии, входил в комитет содействия Международному движению против фашизма. В годы оккупации активно участвовал в движении Сопротивления. Впоследствии полностью разорвал связь с коммунистическим движением, главным образом из-за событий, связанных с культом личности Сталина в России. Главная тема творчества Камю - человек, основная проблема - как остаться человеком в мире отчуждения и абсурда? Абсурд, по Камю, - фундаментальный и единственно возможный тип взаимодействия между человеческой личностью и социальным целым. Сам по себе мир не имеет ни смысла, ни истины. Путь к решению проблемы человеческого существования - полная и ясная отдача себе отчета в конечности и бессмысленности жизни. Сизифов труд бессмыслен, но не бесполезен: он открывает истину самому Сизифу («Миф о Сизифе», 1942). Только в последние минуты жизни Мерсо - «посторонний» в равнодушном и насквозь пропитанном фальшью обществе открывает для себя свободу и счастье («Посторонний», 1942). Здесь абсурд как бы раскрывает самое себя, не заставляя человека активно противостоять своей власти. Иная ситуация в романе «Чума» (1947), где абсурд обретает черты конкретного зла, причиняемого человеку: это свирепая болезнь, убивающая всех без разбора. Она появляется, когда ей заблагорассудится, и исчезает безо всяких причин. Победить чуму невозможно, бороться с ней бессмысленно. Но бессмысленна ли сама борьба? На этот вопрос Камю отвечает однозначно: только солидарность людей, поднявшихся на борьбу со злом, дает нам возможность оставаться людьми в мире, где властвует чума. Наконец, в «Бунтующем человеке» (1951) основа борьбы с бессмысленным и слепым мировым злом получает четкое определение: это - бунт. Перефразируя Декарта, Камю провозглашает принцип: «Я бунтую, а следовательно, мы существуем». Бунт есть активное отрицание абсурда и зла. Камю различает три типа бунта: метафизический, исторический, художественный. Первый есть, в сущности, борьба с абсурдом абсурдными методами. Второй - рациональный (или иррациональный) поединок с определенными историческими воплощениями абсурда - приводит, как правило, к еще большему злу и бессмыслице. Единственный тип бунта, в котором можно найти нечто, способное служить гуманистическим целям, - это художественный бунт. Искусство - не оружие, оно призвано лишь внести посредством совершенных художественный творений предельную ясность в понимание человеком смысла своего существования в мире. Гуманизм Камю отнюдь не ставит своей целью достижение человечеством довольства и сытости. Абсурд вечен, зло вечно, человек изначально и навсегда несвободен. Ясно, предельно и до юнца осознающей все это личности дано право находиться в стремлении к красоте и свободе - по-виднмому, недостижимым, но дающим человеку надежду и возможность остаться самим собой.

Источник: Краткий философский словарь 2004

KAMЮ Альбер
7.11.1913, Мондови, Алжир - 4.1.1960, Вильблевен, Франция), франц. философ, близкий к экзистенциализму, писатель и публицист. В 1934-37 состоял в компартии. В годы Сопротивления сотрудничал в подпольной газ. «Combat», к-рую возглавил после освобождения от нем. оккупации. Повесть «Посторонний» («Letranger», 1942) и филос. соч. «Миф о Сизифе» («Mythe de Sisyphe», 1942), а затем постановки его пьес принесли К. известность. Благодаря своей публицистике, филос.-идеологич. эссе «Бунтующий человек» («Lhomme revolte», 1951), романупритче «Чума» («La peste», 1947) и др. произв. стал одним из «властителей дум» леволиберальной интеллигенции Запада. Мучительные попытки К. оставаться «вольным стрелком», находясь в гуще политикомировоззренч. схваток времен «холодной войны», не примыкая, однако, ни к одному из борющихся лагерей, сказались в повести «Падение» («La chute», 1956) и кн. рассказов «Изгнание и царство» («Lexil et le royaume», 1957), а также в «Шведских речах» («Discours de Suede», 1958; произнесены по случаю вручения К. Нобелевской пр. 1957).
Как мыслитель экзистенциалистского толка К. прошел путь от нигилистич. «философии абсурда» до моралистич. гуманизма. Отправная посылка умозрения К.- трагич. переживание «смерти бога» в 20 в., к-рая знаменовала для него утрату метафизич. смысла бытия и жизни человека. Вызванная упадком христианства «богоутрата» нашла выражение в философствовании К.: в агностич. эпистемологии (основанной на познават. стремлении к заведомо недостижимой последней истинеблагодати), в философии истории (отвергающей провиденциализм и любые учения о поступат. становлении человечества), в онтологии (принявшей вид скептич. антителеологии), в философии творчества (мыслимого как вечное оспаривание художникомтворцом неприемлемого для него и несовершенного земного «творения»).
Этика К., занимающая центр. место в его миросозерцании, по своему складу восходит к франц. моралистике 16-18 вв. Согласно К., опыт человеч. существо вания, неминуемо завершающегося смертью, приводит мыслящую личность к открытию «абсурда» как конечной правды своего «удела» на земле. Однако эта истина должна не обезоруживать, а, напротив, пробуждать в душе мужественное достоинство продолжать жить вопреки вселенскому «хаосу», обходясь без всяких доводов в пользу такого выбора, Поначалу К. провозглашал единств. подлинной ценностью полноту телесного приобщения к природе, а все гражд., духовные, нравств. ценности изобличал как неподлинные. Но, примкнув к Сопротивлению, он пересмотрел свой прежний лозунг «ничто не запрещено» в свете утверждения долга каждого перед «другими» - ближними и дальними.В своей философии долга К. попытался обосновать учение о некоем «праведничестве без бога», опирающемся на заповеди христ. милосердия и противопоставленном нравственности, исходящей из социально-историч. установок. Тем самым К. избежал ницшеанства, но открыто выступил и против марксистской революц. морали, предпочтя ей жертвенность тех, кто «истории не делает, а претерпевает» ее напасти. Филос. и художеств. творчество К.- одно из свидетельств кризисной духовной атмосферы на Западе в сер. 20 в.

Источник: Советский философский словарь

КАМЮ АЛЬБЕР

Camus), Альбер (7 нояб. 1913 – 4 янв. 1960) – франц. бурж. писатель, публицист и философ, представитель т.н. атеистич. экзистенциализма. К. рассматривает жизнь как иррациональный хаотич. поток, лишенный смысла и закономерности. В этом потоке торжествует случай, и выбор человека колеблется между "глупым счастьем камней" и "постелью мертвецов". Согласно К., "из столкновения человеческого разума и безрассудного молчания мира рождается абсурд" ("Миф о Сизифе" – "Mythe de Sisyphe. Essai sur l´absurde", P., 1942, p. 45). Идея абсурда – исходный принцип концепции К., он утверждает, что абсурден весь мир, что человек обречен на абсурдное существование, и предлагает два способа бегства от абсурда – самоубийство и мятеж ("Мятежник" – "L´homme r?volt?", 1951). Мятеж выступает здесь как метафизич. протест абстрактной личности против иррационального и бессмысленного мира. К. противопоставляет мятеж революции, к-рая, с его т. зр., есть "извращение мятежа". Он утверждает, что, направляясь на вещи, революция якобы абстрагируется от человека и превращает его самого в вещь. Реакц. политич. выводы К. вызвали возмущение прогрессивной франц. печати и породили крупные разногласия среди экзистенциалистов (см. Jeanson F., Albert Camus, ou l´?me r?volt?e, "Les temps modernes", 1952, mai, ann. 7; ao?t, ann. 8; Daix P., Albert Camus, Prix Nobel, "Les lettres fran?aises", 1957, No 693, 24– 30 oct.; Ubersfeld ?., Albert Camus ou la m?taphysique de la contre-r?volution, "La nouvelle critique", 1958, No 92). В лит-ре К. примыкал к модернистскому направлению т.н. "героического пессимизма". Его произв. пронизаны чувством трагич. одиночества, безысходности, тоски ("Чужой" – "L´?tranger", 1942; "Лето" – "L´?t?", 1954; "Чума" – "La peste", 1947, и др.). В творчестве К. отчетливо выражены крайний индивидуализм и иррационализм, особенно характерные для бурж. идеологии эпохи империализма. Соч.: Le malentendu. Pi?ce en 3 actes suivi de: Caligula, P., [1944 ]; Lettres ? un ami allemand, [P., 1945 ]; L´?tat de si?ge, [P., 1948 ]; Les Justes, P., 48 ?d.; [1957 ]; L´exil et le royaume, 61 ?d., P., [1957 ]; L´envers et l´endroit, P., 1958; Actuelles, III. Chronique-alg?rienne. 1939–1958, P., 1958; L´intelligence et l´?chafaud, [Li?ge ], 1960. Лит.: Чаковский ?., Восемьдесят тысяч километров вокруг самого себя (по поводу выступлений Альбера Камю), "Иностранная литература", 1958, No 12, с. 206–11; Бopeв Ю., Спор идет о смысле жизни, там же, 1960, No 5, с. 186–95; Евнина Е., Судьбы экзистенциалистского романа, "Вопр. литературы", 1959, No 4, с. 122–33; Сульженко Г. Д., "Материализм и эмпириокритицизм" – теоретическая основа марксистской критики феноменологии и экзистенциализма, в кн.: Великое произв. воинствующего материализма, М., 1959, с. 388–91; ?опович М. В., Похiд проти розуму, К., 1960; Bollinger R., Albert Camus. Eine Bibliographie der Literatur ?ber ihn und sein Werk, K?ln, 1957; Thоdy P., Albert Camus. A study of his work, L., [1957 ]; Bonnier H., Albert Camus ou la force d´?tre, Lyon–P., [1959 ]; Вlanchet ?., La litt?rature et le spirituel, 1 – La m?l?e litt?raire, P., [1959 ]; Brisville J. С., Camus, P., 1959; Hommage ? Albert Camus. 1913–1960, "La Nouvelle Rev. Fran?aise", 1960, No 87; Alb?r?s R. M., Albert Camus dans son si?cle: t?moin et ?tranger, "La Table Ronde", 1960, No 146, p. 9–15; Воisdeffre P. de, Albert Camus, "La Rev. des deux mondes", 1960, No 3, p. 398–414. T. Сахарова. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Альбер Камю

Альбер Камю родился 7 ноября 1913г. в небольшом городке Мондови (северная Африка), в семье француза, переехавшей из Эльзаса. Его отец был сельскохозяйственным рабочим. После смерти отца - переезд в Алжир, где в 1923-1930 гг. Альбер обучался в гимназии. В 1930г. он заболел туберкулезом, что сорвало планы академической карьеры. В 1932-1936гг. Камю учился философии в университете Алжира, где по окончании учебы им была написана работа "Христианская метафизика и неоплатонизм". В 1934 г. - во время, когда многие западные интеллигенты были воодушевлены идеями марксизма и социализма - Камю вступил в коммунистическую партию Франции, из которой вышел в 1937 г. в знак протеста против ее политики в арабском вопросе. На долю Камю выпала трудная судьба: он был служащим в экспортном бюро, продавал запчасти к автомобилям, был домашним учителем. С 1938 г. он работал как журналист.
Для творчества Камю характерно то, что многие свои сокровенные мысли и идеи он выражал через злободневную публицистику. С 1938 г. и вплоть до начала второй мировой войны он работал в газете "Республиканский Алжир". Главная тема его газетных очерков - бесправие арабского населения Алжира, его бедствия, которые, как прозорливо предвидел Камю, должны были привести к глубокому социальному протесту. Во время второй мировой войны Камю (в 1942 г. возвратившийся во Францию) участвовал, как член подпольной группы, объединившейся вокруг газеты "Комба", в движении Сопротивления. С конца августа 1944 г. эта газета вышла из подполья и стала одним из важнейших органов левого движения во Франции. Камю писал для нее передовицы. Подобно многим в послевоенной Франции, где образовался широкий временный союз антифашистов, где идеи социализма снова стали популярными, Камю призывал перейти "от Сопротивления к революции". Но вскоре временные союзы стали распадаться. Газета "Комба" превратилась в еженедельник. Циклы материалов, вышедших из-под пера Камю (например, цикл статей 1946г. "Ни жертвы, ни палачи"), по прежнему привлекали к себе интерес читателей.
Во время войны и после нее появились замечательные художественно-философские сочинения Камю: повесть "Посторонний" (1942), философское сочинение "Миф о Сизифе" (1942), роман "Чума" (1947); сочинение "Бунтующий человек" (1951) и другие работы. Альберу Камю была присуждена Нобелевская премия по литературе за 1957 г. Философские идеи писатель выражал и в своих драматургических произведениях - в пьесах "Калигула" (она была поставлена сразу после войны и имела огромную популярность во Франции), "Осадное положение" и "Праведники". Камю ставил на театре инсценировки по произведению У. Фолкнера "Реквием по монахине" и по "Бесам" Ф. Достоевского. В 50-х годах в публицистической работе Камю особой темой стал призыв к отмене смертной казни (цикл очерков "Размышления о гильотине"). Продолжалась его борьба против колониальной политики Франции в Алжире. 4 января 1960 г. Камю погиб в автомобильной катастрофе. Камю, как и другие французские экзистенциалисты, не был кабинетным философом, последователем какой-либо философской школы. Обладавший, по свидетельствам знавших его людей, солидными философскими знаниями, он не был склонен писать систематические философские произведения. В одном из интервью Камю сказал, что недостаточно верил в разум, чтобы верить в систему. При этом, на что справедливо обращают внимание исследователи, философские сочинения Камю отличаются ясностью мысли, четкостью структуры и рациональностью аргументации.
В центре философствования Камю - проблема главных антиномий человеческого существования. (Слово "антиномия" употребляется в широком смысле - как противоречие, раскол). Эти антиномии выражают напряжение и противоречие между позитивностью и абсурдностью жизни, между миром бунта и миром благости. Как они анализируются в философии Камю?

Источник: История философии: Запад-Россия-Восток (книга четвёртая. Философия XX в.)

КАМЮ Альбер
7 ноября 1913, Мондови, Алжир — 4 января 1960, Вильблевен, Франция) — французский писатель и мыслитель, близкий к экзистенциализму. Лауреат Нобелевской премии (1957). Из семьи сельскохозяйственного рабочего, жившего в Алжире. Учился на философском факультете Алжирского университета. В 1938 переехал в Париж. Участник движения Сопротивления.
Хотя сам Камю отказывался называть себя экзистенциалистом, он разделял основные идеи этого философско-эстетического течения в целом и одного из его лидеров — Ж.-П. Сартра. Специфику его позиции составил отход от экзистенциалистской точки зрения на природу как нечто изначально враждебное человеку. Морализаторский, проповеднический пафос, которым отмечены его сочинения, позволил Камю снискать славу «совести либерального Запада». В наибольшей степени в его творчестве проявляется характерная для экзистенциализма тенденция к стиранию границ между философией и искусством. Камю продолжает традиции французской эссеистики, восходящие к Вольтеру, Дидро, Монтеню, Ларошфуко. Существенное влияние на него оказали идеи Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера, Шестова, творчество Достоевского, Кафки.
Взгляды Камю претерпели значительную эволюцию. Внимание начинающего автора сосредоточено на онтологических и гносеологических проблемах. Анализ понятий бытия, существования, случайности, свободы приводит его к выводам о тотальной абсурдности существования, изначальном и непреодолимом конфликте между людьми, свободе как имманентно присущем человеку состоянии. В этическом плане эти положения выливаются в концепцию имморализма, нашедшую свое художественное выражение в пьесе «Калигула» (Caligula, 1938). Проблемам абсурдизма и индивидуализма посвящена его повесть «Посторонний» (Letranger, 1942). В «Мифе о Сизифе» (Le Mythe de Sisyphe, 1942) Камю рассматривает модели поведения героев, признаваемых абсурдными, — Дон Жуана, актера, творца.
В годы войны и первые послевоенные годы в центре эстетики Камю оказывается проблематика бунта во всех его ипостасях. Лейтмотивом эссе «Бунтующий человек» (Lhomme revolte, 1951) является тезис «я бунтую, следовательно, мы существуем» (парафраз декартовского cogito ergo sum). Бунт имеет две формы выражения — революционную деятельность и творчество. Предпочтение Камю отдает второй его ипостаси — творчеству, искусству. Политической революции он противопоставляет революцию культурную, подчеркивая ее этический, гуманистический характер. Вслед за Сартром он выдвигает новое для экзистенциалистской эстетики положение об ангажированности литературы. Тема человеческой солидарности, совместной борьбы против зла — магистральная для «Писем к немецкому другу» (Lettres a im ami allemand, 1943—44), повести «Чума» (La peste, 1947) и пьесы «Осадное положение» (LEtat de suege, 1948), «Речи в Швеции» (Discour de Suede, 1958) при вручении Нобелевской премии. Однако установка на позитивные ценности сочетается с пессимистической уверенностью в том, что зло непобедимо, его торжество можно лишь отсрочить, бациллы чумы не умирают. В годы, непосредственно предшествовавшие трагической гибели Камю в автомобильной катастрофе, его пессимизм усиливается. На примере Кламанса, героя повести «Падение» (La chute, 1956), Камю показывает, что человек порочен по своей природе и неисправим, поэтому для него нет ни выхода, ни надежды.
Во 2-й пол. 1950-х гг. Камю инсценировал повесть У. Фолкнера «Реквием по монахине» (1957) и роман Ф. Достоевского «Бесы» (1959), планировал создать собственный театр и заняться режиссурой. Многие его замыслы (пьеса о Дон Жуане, эссе о любви) так и остались нереализованными либо незавершенными (роман «Первый человек»).
Соч.: Theatre, recits, nouvelles. P., 1962; Essais. P., 1963; в рус. пер.: Миф о Сизифе,— В кн.: Сумерки богов. М., 1989; Бунтующий человек. М.. 1990; Счастливая смерть (и др. произведения). М., 1993; Избр. произв. М., 1993.
Лит.: Великовский С. И. Грани «несчастного сознания». Театр, проза, философская эссеистика, эстетика А. Камю. М., 1973; Фокин С. Альбер Камю. Роман. Философия. Жизнь. СПб., 1999; GrenierG. Albert Camus. P., 1968; Crochet M. Les mythes dans loeuvre de Camus. P., 1973; Lottmaiw H. Alben Camus. P., 1978; Albert Camus. Reinbeck bei Hamburg, 1992.
H. Б. Манъковская

Источник: Новая философская энциклопедия

КАМЮ Альбер
(1913–1960) – французский философ экзистенциальной ориентации, публицист и писатель, лауреат Нобелевской премии. Основные философско-литературные произведения: «Посторонний», «Миф о Сизифе», «Калигула», «Бунтующий человек», «Чума», «Падение» и др.
В отличие от современников-экзистенциалистов – Хайдеггера, Ясперса, Сартра , К. размышляет не о бытии сущего, но только о смысле существования человека в его конечности и одинокости. Отказываясь от опоры на сложившиеся традиции философской рефлексии, К. «логикой честного человека и мыслящего индивида» пытается понять себя, жизненное назначение и смысл человеческого существования, исходя из убеждения в изначальной и неустранимой «абсурдности» бытия. Об эмпирической бессмыслице, «трагизме» жизни, обреченной на смерть, познания (истина недоступна человеку), любви (она прерывается смертью), свободы (на стремлении человека к ней вырастает нечто противоположное – вся социально-политическая идеология) писали в начале XX в. Н. Бердяев , М. Метерлинк. Буквально повторяя слова русского философа, К. пишет о том, что сущность жизненного абсурда – «в глубоком несоответствии между духовной природой человека и средой», бездушным природным и социальным миром. С другой стороны, «человек обречен жить в феноменальном мире» – мире собственных образов сознания. Стремясь к счастью и единству с миром, человек сталкивается лишь с его бессмысленным молчанием. Поэтому человеку, вынужденному пребывать в чуждой и непроницаемой среде, жизнь представляется хрупкой, незащищенной, тревожной. Для Метерлинка единственный выход из безысходного трагизма жизни – «оправдание мира как эстетического феномена». Бердяев строит «антроподицею», он делает титаническую попытку оправдания жизни человека его служением сверхличным ценностям, творчеством, которое является продолжением миротворения.
Абсурд (лат. absurdum – ответ глухого невпопад, несоответствие) – центральная категория философии К. «Абсурд есть всегда расхождение… между действием человека и миром, который превосходит его… Абсурд равно зависит и от человека, и от мира. Помимо человеческого ума, нет абсурда. Следовательно, вместе со смертью исчезает абсурд, как и всё остальное. Но абсурда нет и вне мира». По логике мысли К., «абсурд» имеет два значения: расхождение, разлад человека с миром и «сознание абсурда» или «чувство абсурда». Последнее, т. е. ощущение человеком своей чуждости миру, разрыва с ним и с самим собой, мыслитель называет «ясным сознанием» или «ясным разумом». Сам по себе мир не абсурден, он просто неразумен, так как является нечеловеческой реальностью, не имеющей ничего общего с нашими желаниями и нашим разумом; в мире нет смысла, который человек может «извлечь» из него. Конечный, смертный человек заброшен в космос, в историю. Решение вопроса о смысле нашего существования зависит только от наших собственных устремлений. Наш «целостный взгляд» на существующее может превратить этот мир в дом индивидуального бытия. Разумное мышление есть осуществленная «ностальгия ясности» мира. Отсутствие такой ясности К. называет «уклонением», усиливающим абсурд индивидуального существования.
В повести «Посторонний» герой лишен естественного чувства противостояния миру, постоянное чувство скуки есть выражение растворения его в не связанных между собой эпизодах – ситуациях повседневной жизни. Только перед казнью для Мерсо, героя повести, его собственная будущая смерть становится основой осознания его чуждости миру, возникающее ощущение абсурдности происходящего пробуждает его спавшее до сих пор «Я». В пьесе «Калигула» иная исходная ситуация: императору, впавшему в отчаяние, открывается абсурдность этого мира, в котором нет ни добра, ни зла, всё лишено смысла. Есть только человек, считает Калигула, со своей необузданной свободой, которой он хочет пользоваться как «бичом божьим». Но на этом пути его ждет возмездие; незадолго до смерти Калигула осознает неправедность избранного пути. Ни растворение в мире, ни игнорирование его не решают проблему человеческого существования. В романе «Чума» К. стремится показать, что абсурд – неотъемлемая часть социальности. Не игнорирование его и не «согласие» с ним, но борьба, всеобщая ответственность позволяют «удержать» человеческое начало в мире.
К проблеме смысла и бессмыслицы жизни К. возвращается в «Мифе о Сизифе»: «Есть лишь одна серьезная философская проблема – проблема самоубийства». Самоубийство как добровольный уход из жизни есть «затмение ясности», примирение с абсурдом. Но существует также «философское самоубийство» – «прыжок через стены абсурда». В этот момент в человеке умирают старые схемы и рождаются новые смыслы. Это ситуация, когда обессмысливаются старые, «готовые» ответы на вопросы: что я могу знать, во что я могу верить, что мне делать? Ситуация абсурда, в которой существует человек, заставляет его постоянно искать новые ответы на «вызовы» мира. Человек постоянно преодолевает абсурд ценой собственного «Я». «Человек – единственное существо, которое не хочет быть даже тем, что оно есть». Философское самоубийство свидетельствует о незавершенности, незамкнутости человека, обладающего «ясным разумом». Борьба с иррациональным требует осознанного применения иррациональных средств: Сизиф избирает «бунт» против абсурда, предназначенного ему богами.
Бунт как «борьба интеллекта с превосходящей его реальностью… отказ от примирения с ней» утверждает человеческую индивидуальность, но при этом «забывает» о самоценности другого. В дальнейшем К. расширяет содержание понятия «бунт», которое наполняется требованием человеческой солидарности, утверждающей свободу, равенство, достоинство каждого. «Бунт хочет, бунт требует и кричит, чтобы скандальное состояние мира прекратилось и наконец-то запечатлелись слова, которые безостановочно пишутся вилами на воде. Цель бунта – преображение… В бунте, выходя за свои пределы, человек сближается с другими, и с этой точки зрения человеческая солидарность является метафизической» («Бунтующий человек»).
К. обосновывает необходимость перманентного бунта, вырастающего из стремления людей к порядку и гармонии: «Будучи поборником единства человеческого удела, бунт является силой жизни, а не смерти. Его глубочайшая логика – логика не разрушения, а созидания». Понимая, что вторгается в современные социально-политические реалии, К. резко противопоставляет разрушающую негативность революции «творчеству бунта» и достаточно неопределенно говорит о границах его социального пространства. «Бунт» К. далек от дела социального переустройства, являясь образом трансформации сознания. Идеи «перманентного бунта», способного радикально изменить культуру, повлияли на формирование идейной основы выступлений «новых левых» 60-х годов XX в.

Источник: Краткий философский словарь.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
246.07 кб

Полвека без Альбера Камю

И.Г.
Читать PDF
204.43 кб

Журналистский путь Альбера Камю

Вахидова Рухшона Абдушукуровна
Статья посвящена журналистской деятельности Альбера Камю, французского писателя и эссеиста, который являлся также выдающимся журналистом и чей пример неустанной борьбы за правду и человеческое достоинство представляет сегодня особ
Читать PDF
110.41 кб

Некоторые мысли о философии Альбера Камю

Горохов Павел Александрович
В статье рассматриваются актуальные аспекты экзистенциализма Альбера Камю как особой формы социально-философской антропологии.
Читать PDF
323.33 кб

Альбер Камю об экзистенциалах человеческого бытия

Бурханов Александр Рафаэлевич
В статье анализируются экзистенциалы человеческого бытия в философской концепции выдающегося представителя французского экзистенциализма Альбера Камю.
Читать PDF
79.08 кб

Тяжба об иррациональном: Лев шестов и Альбер Камю

Хохлов Антон Михайлович
Темой данной статьи является сравнительное рассмотрение двух возможных подходов к проблеме иррационального как они представлены в творчестве двух философов-экзистенциалистов – Льва Шестова и Альбера Камю.
Читать PDF
794.37 кб

Философия и роман в творчестве Альбера Камю: эссе «Миф о Сизифе» (1942)

Пефтиев Владимир Ильич
Альбер Камю (1913-1960) яркая фигура в галерее мыслителей Франции 30-50-х гг. XX в. Наследие А. Камю многолико и поливалентно (романы, повести, эссе, очерки, записные книжки). Исследователи творчества А.
Читать PDF
484.13 кб

Человек бунтующий: экзистенциальная концепция бунта у Леонида Андреева и Альбера Камю

Демидова Серафима Александровна
Статья посвящена актуальной для современных социально-гуманитарных наук проблематике бунта.
Читать PDF
1.67 мб

Рецепции Паскаля в литературном и философском творчестве Льва Толстого и Альбера Камю

Сазеева И.Б., Грошева Т.Н.
Статья посвящена анализу рецепций Паскаля в русской и французской литературе XIX XX веков на примере творчества Льва Толстого и Альбера Камю.
Читать PDF
441.70 кб

Человек перед «Лицом» абсурда: проблема экзистенциального выбора в философии альбера Камю

Демидова С.А.
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме экзистенциального выбора в литературно-философском творчестве А. Камю.
Читать PDF
86.49 кб

Бунт по правилам: теория политического действия Альбера Камю между теодицеей и нигилизмом

Хохлов Антон Михайлович
В статье предпринимается попытка рассмотреть теорию политического действия французского литератора и философа Альбера Камю в контексте его взглядов на религию и мораль.
Читать PDF
417.82 кб

Философская природа морали в драмах Леонида Андреева и Альбера Камю (экзистенциальный аспект)

Богатырева Н.Д.
В статье рассматривается вопрос о философской природе морали в творчестве Леонида Андреева и французских экзистенциалистов. Анализируется метафизическая сущность нравственности в драме Л.